Системы бронирования и резервирования ( 2 час)

Бурное развитие туристской индустрии в последние десятилетия связано с двумя факторами: развитием гражданской авиации и созданием компьютерных систем бронирования. В свою очередь, увеличение числа авиалиний, самолетов, а также рост объемов авиаперевозок закономерно привели к необходимости создания и

использования компьютерных систем бронирования CRS (Com­puter Reservation System), которые стали основным инструментом для резервирования авиабилетов. Первые системы резервирования появились на рынке в середине 60-х гг. XX в. Это были системы Apollo фирмы United Airlines и Sabre фирмы American Airlines. Первоначально развитие компьютерных систем бронирования шло путем установки терминалов в офисах самих авиакомпаний. Это позволило существенно повысить качество и эффективность работы персонала авиакомпаний, улучшить качество обслуживания клиентов за счет сокращения времени оформления билетов, сократить штат сотрудников, обеспечивающих бронирование билетов. Техническим оснащением первых центров бронирования занималась фирма IBM, которая до сих пор поставляет оборудо­вание для систем резервирования.

Несколько позже началась установка терминалов бронирова­ния в крупных туристских агентствах. С появлением таких систем турагенты смогли осуществлять резервирование авиабилетов в ре­жиме реального времени в считанные секунды. Внедрение систем бронирования позволило существенно сократить время обслужи­вания клиентов и обеспечить резервирование в режиме on-line, снизить себестоимость предлагаемых услуг, в частности, за счет сокращения числа сотрудников, осуществляющих бронирование, увеличить количество и разнообразить предлагаемые услуги. На­ряду с этим появилась возможность реализации стратегии гибко­го ценообразования, оптимизации загрузки самолетов, стыковки рейсов различных авиакомпаний, оптимизации формирования маршрута перевозки туристов по цене, времени полета и осуще­ствления других задач.

Оценив эффективность новой технологии бронирования и перспективы их использования, авиакомпании существенно расширили как спектр представленной в системах бронирования ин­формации, так и функциональные возможности этих систем. Первоначально ориентированные на отдельно взятую авиакомпанию, эти системы превратились в программные комплексы, обслуживающие группы авиакомпаний и предоставляющие ряд дополнительных услуг по бронированию мест в гостиницах, заказу железнодорожных билетов, прокату автомобилей и т.д.. Теперь в системах бронирования заложена информация не только о наличии мест, но и общая информации о рейсах, типах задействованных самолетов, подробном описании тарифов, а также информация о смежных отраслях туристского бизнеса: прокате автомобилей, размещении в гостиницах, продаже железнодорожных билетов и др.. Развитие и широкое распространение компьютерных систем резервирования CRS осуществлялись, с одной стороны, за счет увеличения числа предоставляемых услуг, а с другой стороны, за счет сокращения стоимости электронных услуг бронирования и резервирования. Расширение сферы деятельности происходило по всем направлениям предоставляемых турбизнесом услуг, в том числе проживание, развлечения и т.д. Это привело к созданию глобальных распределительных систем — GDS. В дополнение к возможностям электронного сервиса при бронировании мест для транспортирования авиапассажиров эти системы позволяют ре­зервировать места в гостиницах, брать напрокат автомобили, осуществлять обмен валюты, производить заказ билетов на раз­влекательные и спортивные программы и т.д. В практике запад­ных туристских фирм эти системы естественным образом встро­ены в технологическую цепочку формирования и обработки ту­ристской информации, а через механизм кредитных карт обес­печивается финансовая ответственность при бронировании ту­ров. Через глобальные распределительные системы можно свя­заться с сотнями авиакомпаний, тысячами гостиниц и фирмами проката автомобилей, забронировать билеты на железнодорож­ные, морские и паромные перевозки, осуществить резервирова­ние билетов на посещение всевозможных культурных мероприя­тий.

В табл. 2.1 приведены наиболее крупные и известные мировые системы бронирования и основные поддерживающие их авиаком­пании.

В настоящее время в систему Amadeus включены две системы: System One (Continantal Airlines) и Start. К системам, совмести­мым с Galileo, относятся: Traviswiss, Travicom, TraviAustria.

В 1999 г. туристские фирмы и частные лица произвели более 30 млн бронирований через системы GDS, причем около 90 % приходится на наиболее крупные системы — Sabre, Amadeus, Galileo и Worldspan. Более 30 тыс. гостиниц по всему миру значи­тельно повышают свою загрузку благодаря системам GDS.

Практически все западные турагентства пользуются услугами GDS, так как это является одним из условий успеха в туристском бизнесе.

Компьютерные системы бронирования GDS

Система резервирования Поддерживающие авиакомпании
Amadeus Lufthansa, Iberia, Air France, SAS
Galileo United Airlines, British Airlines, KLM,
  Austrian
Sabre American Airlines
Worldspan Delta Airlines, TWA
   

каталога отелей — возможность распознавать отель, по-разному называемый на рынке. В системе имеется специальный блок, хранящий информацию о клиентах, заказах, бронированиях и возможных изменениях. Расчеты, встроенные в клиентскую часть, помогают отслеживать платежи клиентов и расчеты с операторами. И этого блока можно быстро готовить договоры с клиентом и заявку для туроператоров и отправлять их как по факсу, так и по электронной почте, используя возможности on-line бронирования, которые предоставляют многие туроператоры.

Другие системы бронирования:

Наши рекомендации