Тема 1. Введение в имиджелогию
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
Факультет туризма и гостеприимства
Кафедра «Связи с общественностью»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. председателя
Научно-методического совета,
проректор, д.с.н., профессор
_________________________Ананьева Т.Н.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Дисциплина __ ДС.02.08_____________«Имиджелогия»____
для специальности ___100103.65 – «Социально-культурный сервис и туризм»__
специализации 100103.04 – «Референтский сервис»
Разработчик:
Доцент, к.п.н. М.О.Кошлякова
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры«Связи с общественностью»
протокол №___ от «__»_______ 201_ г.
Зав. кафедрой, д.ф.н., профессор Т.М. Надеина
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании научно-методической секции факультетатуризма и гостеприимства
протокол №___ от «__»_______. 201_ г.
Председатель, декан, к.п.н., доцент Е.С. Сахарчук
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании Научно-методического совета
протокол №___ от «__»_______. 201_ г.
Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса:
к.с.н. И.В. Маковская
Москва, 2011 г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Включает
Конспект лекций по дисциплине «Имиджелогия» разработан для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» специализации «Референтский сервис»
Содержание учебной дисциплины
Блок 1. Особенности функционирования имиджа в системе общественных отношений...........................................................................3
Тема 1. Введение в имиджелогию...............................................................3
Тема 2. Теоретическая база имиджелогии...............................................................5
Тема 3. Социальная база имиджелогии...................................................................8
Тема 4. Социально-психологическая база имиджелогии.....................................11
Блок 2. Индивидуальный имидж.............................................................................14
Тема 1. Невербальный имидж....................................................................................14
Тема 2. Кинетический имидж....................................................................................16
Тема 3. Вербальный имидж........................................................................................17
Тема 4. Паравербальный имидж................................................................................20
Тема 5. Габитарный имидж........................................................................................22
Тема 6. Техники составление костюма.....................................................................24
Блок 3. Корпоративный имидж...................................................................................26
Тема 1. Сущность корпоративного имиджа..........................................................26
Тема 2. Корпоративная стратегия............................................................................30
Тема 3. Внутренний корпоративный имидж...........................................................32
Тема 4. Корпоративная культура.............................................................................34
Тема 5. Внешний корпоративный имидж...............................................................38
Тема 6. Методы создания образа организации......................................................44
Тема 7. Фирменный стиль организации..................................................................46
Список литературы.....................................................................................................48
Приложение.................................................................................................................50
Блок 1. Особенности функционирования имиджа в системе общественных отношений
Тема 1. Введение в имиджелогию
Имиджелогия – это комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа.
Имиджмейкерство (имиджмейкинг) практическая деятельность по формированию и корректировке имиджа. В последнее время в мире и в нашей стране значительно возрос интерес к феномену имиджа. Понятие имиджа стали связывать с понятием успешности в индивидуальной, профессиональной и коллективной деятельности. В связи с этим увеличилась востребованность разработок, связанных с формирование имиджа, имиджмейкерских разработок. Такие разработки представляют большой интерес не только для человека, но и для современного бизнеса, коммерческих, государственных, общественных организаций. Так как от умения строить эффективный имидж часто зависит успешность бизнеса, то и компетентность в этой области специалистов различных направлений является их перспективной служебной необходимостью.
Имиджмейкер специалист, осуществляющий деятельность по формированию и корректировке имиджа. Соответственно профессиональная деятельность таких специалистов требует компетентности в перечисленных областях знаний. Востребованность специалистов, умеющих создавать имидж, владеющих технологическими знаниями и умениями в области создания имиджа сегодня очень высока. Это связано с расширением рынка услуг, методов деловой активности, развитием информационых коммуникаций, систем поддержки решений, увеличение информационных потоков.
Имидж – модель поведения человека, включающая включает в себя речевое поведение, неречевое поведение и поведение в области оформления человеком своей внешности. В контексте ситуативно-деятельностного подхода имидж можно рассматривать как модель поведения человека, создаваемую для каждой отдельной коммуникативной ситуации и работающую на достижение коммуникативной цели.
Имидж как модель имеет неограниченное количество вариантов поведения и может считаться эффективным, если достигает цель коммуникативной ситуации (психологическую или прагматическую).
Существуют следующие виды имиджа:
Индивидуальный имидж: человека, специалиста, лидера, бизнесмена, политика и т.д.
Корпоративный имидж: фирмы, организации, политической партии, общественного движения.
Предметный имидж: товара, товарной марки, периодического издания, города, страны.
Субъекта представленного в имидже мы будем называть прообразом имиджа.
Субъекта для которого создается образ и в представлении которого он существует - реципиентом имиджа.
Социальную группу, для которой создается имидж - аудиторией имиджа. Ее состав определяется видом и содержанием деятельности прообраза имиджа. Это могут быть покупатели, клиенты, коллеги, начальство, друзья, СМИ и т.д.
Имидж должен носить целостный, согласованный характер, отдельные черты его не должны противоречить одно другой. Три составляющие индивидуального имиджа: внешность (одежда, аксессуары, прическа, макияж), поведение (походка, мимика, жесты) и речь человека (лексика, интонированность, дикция) должны быть согласованны и сбалансированы между собой. Только тогда имидж человека будет убедительным и правдивым.
Работы по построению и преобразованию имиджа зависят от:
1.вида аудитории;
2.характера деятельности клиента.
Важным элементом работы имиджмейкера являются практические исследования в ходе работы над имиджем. Такие исследования подразделяются на количественные и качественные.
Литература
Основная
1. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: «Омега-Л», 2009.
2. Почепцов Г. Имиджелогия . – М.: «Рефл-бук», 2006.
Дополнительная
1. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Серия: Бизнес-образование; Издательство: Феникс, 2008 г.
2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Серия: Высшее образование. Издательство: Феникс , 2010 г.