Ученикам нравится урок, и они увлечены собственным обучением
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ «ОТЛИЧНОГО» УРОКА
Как узнать, что урок, ориентированный на обучение, является удачным уроком?
Классный руководитель Ричард Дарант выделяет следующие признаки, характеризующие удачный урок.
Чаще всего большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых, большую часть времени урока, ведущую роль играет именно учитель, а не ученики. Многие из учеников либо бездействуют, либо начинают нарушать правила поведения. Я предпочитаю хорошее планирование урока на основе ясных и оправданных целей, но, когда учителя заставляют учеников выполнять задания, которые ученикам не интересны только потому, что эти задания заранее запланированы, настоящее обучение прекращается.
На выдающихся уроках практически все ученики активно работают в течение всего времени. Необходимыми особенностями таких уроков должны быть живость, исследовательские подходы, дающие учащимся время, место и мысли. Однажды мне пришлось наблюдать случай, когда учитель физики спросил класс, как измерить объем жидкости в полной фляжке. Он мог бы просто им рассказать, как это сделать. Это было бы эффективным способом «охватить» учебную программу, но, в таком случае, многие из учеников могли бы ничего для себя не извлечь. Вместо этого, он нарисовал схему полной фляжки на доске и спросил о возможных путях измерения. Он отвечал на каждое предложение, выдвигаемое студентами, суммируя их и составляя список на доске. Когда он выслушал несколько предложений, он разделил класс на группы и сказал им:
· обговорите каждую из выдвинутых идей;
· апробируйте их на практике;
· установите лучшую.
Затем он назначил по представителю из каждой группы для объяснения их решения другим группам и обсуждения различий между решениями двух групп. Этот процесс повторялся несколько раз. Каждый ученик был вовлечен в процесс и, соответственно, в обучение.
Когда бы ни спрашивали у учеников о том, что им не нравится на уроках, они всегда жалуются на то, что учитель «слишком много говорит». В свою очередь, учителя заявляют, что говорят они не более чем это необходимо. Проблема в том, что учителя не вдумываются в то, сколько они говорят. Не так давно я сказал своему 11 «И» классу, что я хотел составить задание для них. Я хотел показать им, как проводить беседы о стихах в течение одной минуты. Один студент предложил мне назначить время, и я приступил. «Стоп!» сказал он. Я посмотрел на него с раздражением «Ваше время вышло», уверенно заявил он. Мне казалось, что на беседу у меня ушло около десяти секунд. Я представил, что вероятно, говорю, примерно, в шесть раз больше, чем это мне кажется. Учительская «болтовня» - это то, что мы пытаемся использовать в обучении учеников. Однако выдающиеся учителя ведут обучение таким образом, как это было описано в примере выше.
Преподавание должно быть уместным, информирующим и целенаправленным
Захватывающий и увлекательный урок не обязательно является удачным. Если учитель математики завораживает класс рассказом об отпуске, проведенном в Гималаях, урок действительно увлекает учащихся, но все же не является эффективным. Характерные отличия успешных уроков в том, что действия сочетаются с целью. Иными словами, действия должны соответствовать цели обучения и заканчиваться достижением желаемого результата. Некоторые учителя пробуют использовать необычные задания, но их цель при этом теряется (если таковая была). Если задания не имеют хороших шансов на успех (т.е. не являются быстрыми и точными) в том, что необходимо изучить, то в них не так уж много смысла. В действительности, они будут более чем бесполезны.
«Уместность» включает в себя широкий спектр критериев, которые подразумевают, что данные задания интересны ученикам и являются осмысленными: потому как задания, блестяще сработавшие с одним классом, вовсе не означают успех с другим. У выдающихся учителей имеется четкое и оправданное чувство цели урока, каждого задания и каждого ученика.
Успешные уроки всегда информативны, т.е. они предоставляют обширные и точные знания предмета. Тем не менее, они принимают во внимание другие источники информации, например, знания, полученные учащимися на предыдущем уроке; что полезного извлек учитель после проверки знаний учащихся; объем знаний учащихся, их предпочтения и потенциал; нужды учащихся. Урок должен быть разработан с учетом такого вида информации. Вот поэтому так трудно предопределить, как будет выглядеть удачный урок учителя на деле. Мы всегда питаем надежду на то, что цели обучения будут ясны и четко определены. Ученики будут знать – и смогут сказать – «к чему они движутся». Ощущение цели распространится на всю классную обстановку.
Ученикам нравится урок, и они увлечены собственным обучением
Любой наблюдающий может ощутить чувство общей цели. Это представляет собой «смесь» интереса и увлечения. Ученики поглощены заданием и стараются зажечь этим других. Обучение несет исследовательский характер, а дидактическое преподавание или обучение как получить правильный ответ, минимизировано. Ученики сами хотят исследовать интересующие их вопросы. Оценивание сверстниками и совместное обучение являются нормой.
Учителя часто объясняют свои неудачи множеством причин: недостаточное время для планирования; классы, являющиеся слишком большими; отказывающиеся от совместной работы ученики, срывающие наилучшим образом изложенные планы уроков; стремление добиться «наилучших результатов», и так далее. Тем не менее, противоречием является то, что мы хотим достичь всего этого лишь в теории. Наша ежедневная практика сопровождается другими насущными потребностями, а также, другими – непроизвольными – ценностями. Возможно, в глубине души, большинство из нас одобряют послушание и покой; возможно, мы рассматриваем себя как объект, имеющий право беспрепятственно передавать свои знания; возможно, нам кажется, что подростки должны – если их правильно воспитали – автоматически уважать нас и друг друга.
В любом случае, иногда, во время моих наблюдений, меня поражает то, что ученикам не нравится урок и их не интересует собственное обучение. Также меня беспокоит то, как учитель, разработав подобную модель урока, мог ожидать заинтересованность учащихся. Многие из уроков, которые мне приходится наблюдать, являются такими, где учитель является доминирующей и контролирующей стороной, и у учеников мало шансов на развитие чувства ответственности за свое собственное обучение, не говоря уже о том, что им просто скучно – если только учитель не является сам по себе крайне интересной личностью.
Без сомнения, вовлечение учащихся в процесс урока не характеризуется только внешним проявлением интереса. На самом деле я видел уроки, когда ученики выглядели пассивными, но в то же время они были полностью поглощены учебой. Я также видел и противоположное. Несомненно то, что вовлечение учеников связано с их стремлением к достижению лучших результатов и желанием поддерживать эти достижения в течение определенного времени. По этой причине, на успешных уроках ученики увлечены заданиями, а также ценят стратегическую цель и получают пользу от этих заданий. Проще говоря, они знают смысл выполнения задания и понимают, как этот урок связан с предыдущими знаниями и каким образом он обеспечит им достижение новых знаний в ближайшем будущем.