Первое полугодие жизни
Первое полугодие жизни характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рассматривается как сенситивный и критический период онтогенеза.
Существенные изменения претерпевает процесс зрительного восприятия.
В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. Предметы, отличающиеся высокой интенсивностью стимуляции, - яркие, контрастные, звучащие, сложной конфигурации начинают привлекать к себе внимание. Об особенностях восприятия неподвижных объектов можно судить, прежде всего, по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки, в большей степени, наделенные перечисленными привлекательными Характеристиками. Движения концентрируются около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхности, т.е. начинают выделяться отдельные свойства предмета.
Регистрация ВП на структурированное черно-белое изображение - шахматный рисунок - показала, что их амплитуда увеличивается по сравнению с ответом на диффузный засвет зрительного поля. Это указывает на включение процессов выделения контура и контраста, на наличие реакции на структуру предъявляемого объекта, которому адресовались глазные движения. Шахматные ячейки разного размера обусловливают изменение амплитуды начальной позитивности ВП - компонента, чувствительного к этой характеристике. Появляющиеся возможности имеют значение для дальнейшего развития зрительного восприятия. На основе информации о контрастных границах, краях, углах подготавливается восприятие структуры и формы. Появляющаяся бинокулярная конвергенция, ощущение расстояния до предмета, удаленности его отдельных частей обеспечивает восприятие трехмерности, объема (так называемое стереоскопическое зрение). Эти процессы требуют более высокой разрешающей способности зрительной системы. Начинает функционировать зрительный канал опознания объектов с механизмами, способными осуществлять все более глубокий и тонкий анализ различных признаков.
Двух, трехмесячный возраст является важнейшим этапом развития ребенка первого года жизни. Он характеризуется ускоренным совершенствованием появившихся возможностей восприятия и внимания и новыми качественными преобразованиями. На это указывают как структурные и функциональные характеристики зрительной системы, так и поведение ребенка. Изменяется ВП на зрительный стимул. Существенно укорачивается его латентность как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению передачи информации в кору больших полушарий и повышению оперативных возможностей системы. Простая двухфазная форма ответа усложняется, в его состав включаются дополнительные компоненты, что отражает усложнение процессов обработки информации (рис. 21).
С 2-х месяцев жизни начинается стремительное лавинообразное нарастание количества синапсов. Особенно сильный синаптогенез приходится на период от 2 до 4 мес. , в результате расширяется структурная основа для усиления и обогащения ощущений. Существенно отметить, что формирующиеся нейронные системы
зрительной коры с момента рождения характеризуются чувствительностью к зрительной стимуляции и способностью к ускоренному развитию под ее влиянием. У недоношенных детей, достигших возраста доношенных новорожденных и имевших уже зрительный опыт, регистрировались более зрелые ВП, чем у новорожденных, родившихся в срок.
Рис.21. Изменение параметров ВП в первые 2-3 мес. жизни
А - динамика латентного периода ответа с возрастом. На горизонтальной оси - возраст в неделях. Цифры с минусом - недели до нормального срока рождения ребенка. Стрелка - момент рождения, Б - сокращение временных параметров и усложнение формы ВП. Пунктиром нанесен ВП новорожденных. Р2, N2 - позитивный и негативный компоненты ВП соответственно.
Период усиленного синаптогенеза отличается особо высокой чувствительностью и выраженной пластичностью. Задействованные под влиянием специфических зрительных раздражений синапсы повышают свою эффективность и стабилизируются, незадействованные отмирают. Эксперименты на животных с полным или частичным лишением световой стимуляции наглядно продемонстрировали значимость внешнесредового фактора для развития. Блокада зрительного входа приводит к обеднению синаптического состава зрительной коры, недоразвитию дендритных разветвлений и шипикового аппарата. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по горизонтали или вертикали дендритные сплетения располагались в плоскостях, перпендикулярных направлению полос. Таким образом, внешняя среда (в данном случае зрительная информация) как бы формирует воспринимающий субстрат, регулируя количество и пространственную организацию синапсов и дендритов. Важно отметить, что как недостаточное, так и избыточное количество синапсов равным образом неблагоприятно сказывается на психическом развитии ребенка (закон оптимума, который является общим законом развития и функционирования организма). Процесс стабилизации синаптического аппарата в зрительной коре интенсивно идет до 1-2 лет, полностью заканчиваясь лишь к 11-летнему возрасту, что указывает на продолжающуюся эффективность влияния зрительного опыта. Существенно возрастают возможности канала обнаружения - раздвигаются границы внешнего мира, где могут быть обнаружены объекты. Поле зрения расширяется, достигая 60° к 3 мес. жизни и 180° к 6-7 мес. Выход за пределы поля зрения или остановка предмета в возрасте до 2 мес. прекращают слежение. У старших детей, благодаря расширению поля зрения и присоединяющимся к движению глаз поворотам головы (тоже двигательный компонент внимания) прослеживание продолжается. С 2-3 мес. к горизонтальным движениям глаз присоединяются вертикальные и круговые, реакция на приближение/удаление объекта; с 4 мес. прослеживающие движения приобретают плавность, что свидетельствует о появлении начальных форм регуляции и координации.
Совершенствуются возможности канала опознания - способности к выделению и более тонкому и глубокому анализу признаков предметов. Повышается разрешающая способность элементов, как на рецепторном, так и на корковом уровне зрительной системы. В сетчатке к 4 мес. жизни созревает центральная ямка (фовеа) - область наилучшего видения, куда проецируется объект и где находятся рецепторные клетки с высоким разрешением. В зрительной коре формируются более поверхностные слои, куда приходит детальная информация об отдельных признаках предмета, и нейронные ансамбли. На этом этапе развития в ансамблях доминируют вертикальные пучки волокон, что способствует дифференцированному восприятию, аналитическим процессам.
Ускоренное формирование с 3 мес. звездчатых короткоаксонных нейронов - клеток-интеграторов, ансамблевой организации и увеличение объема волокнистого компонента способствует объединению структур зрительной коры в систему. Проявлением системного функционирования нервных элементов является синхронизация и ритмизация биопотенциалов. В 3-месячном возрасте в состоянии спокойного бодрствования в зрительной коре обнаруживается ритмическая активность 4-6 в 1 с., которая рассматривается как незрелый вариант основного ритма ЭЭГ взрослого – альфа ритма. Альфа ритм, выполняя функцию объединения нервных элементов, обеспечивает внутрианализаторную интеграцию. Эти новообразования, сочетающиеся с ростом вертикальных пучков волокон к поверхностным слоям, способствуют активному взаимодействию и объединению двух основных каналов зрительного восприятия - обнаружения предметов и опознания их отдельных признаков.
С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 мес. созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 мес. - красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. С 3-4 мес. появляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим показателем развития ребенка является возможность различения отдельных признаков, оцениваемая по двигательным компонентам внимания - переводу взора на объект и его фиксации, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обработки информации о фиксированном взором объекте. Для выяснения того, какие признаки может выделять зрительная система, используются следующие пробы. Ребенку многократно показывают пару одинаковых предметов, которые он сначала рассматривает, а затем постепенно теряет к ним интерес - происходит привыкание к объекту. Затем этот же предмет показывают в паре с другим, отличающимся от привычного каким-нибудь одним исследуемым свойством. При наличии фиксации нового предмета можно сделать, по крайней мере, три важных вывода. Первый - что измененный признак улавливается ребенком и, значит, последовательно меняя характеристики стимула, можно определить весь набор признаков, которые способна выделить зрительная система на этом этапе развития. Второй вывод свидетельствует о том, что появилась возможность запечатления образов предметов, включения их в память, в индивидуальный опыт как базу для развития познавательных процессов и основу для сравнения объектов. И третий - что возбудителем внимания, о котором судят по фиксации взора, становится новизна, вернее, рассогласование характеристик нового стимула и знакомого, запечатленного в памяти. Чувствительность к новизне, стремление к разнообразию удовлетворяют развивающуюся познавательную потребность и стимулируют восприятие предметов внешнего мира.
Если на стадии восприятия движущихся объектов в период новорожденности и в первые месяцы жизни само движение, новые локализации одного и того же предмета, прежде всего, привлекали внимание, и изменения других признаков не замечались ребенком, то с 2-3-месячного возраста как новые локализации, так и новые неподвижные предметы равным образом становятся возбудителями внимания.
Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 мес. жизни становится эмоциональное сопровождение восприятия. Это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску. С 3-месячного возраста весь комплекс поведенческих реакций направлен на новый объект и способствует его фиксации, а эмоциональная реакция оживления, базирующаяся на предпочтении новизны, - его восприятию, удлиняя время общения ребенка с объектом. В ЭЭГ при внимании начинает регистрироваться увеличенный по амплитуде тета-ритм, рассматриваемый как проявление эмоциональной активации. На этом фоне в 4-месячном возрасте отмечается активный характер процесса восприятия и его облегчение, что считается проявлением так называемого скрытого внимания, которое тоже обнаруживается с 4-месячного возраста. Оно не связано с явным перемещением взора, возникает уже на фоне фиксации и направлено не на обнаружение объекта, а на его анализ и запечатление, которые поддерживаются и облегчаются эмоциональной активацией.
Формирование зрительной функции является важным фактором расставание в развитии этого показателя, проявляющееся в невнимании к мелким деталям. Косвенно это можно оценить, наблюдая за особенностями привлечения внимания к некрупным предметам. Интерес к мелким деталям обычно появляется у 5-7-месячных детей, и к этому возрасту, острота зрения приближается к единице. В это время ребенок должен замечать крупинки диаметром около 1 мм и может захватывать их пальцами. В игре, привлекая внимание к крупинкам (например, к хлебным шарикам разного диаметра), стимулируя подражательные действия, можно попытаться приблизительно оценить различительную чувствительность зрения ребенка. Если выясняется, что она ниже нормы, следует начинать тренировочные игры-занятия. Усиливать эффективность слабо воспринимаемых зрительных стимулов (игрушек) добавлением звука, движения, усилением цвета. При рассматривании ручек можно надевать на пальчики цветные колпачки, бубенчики, стимулируя возможности зрительной системы и удовлетворение познавательной потребности. Ухаживающим за ребенком взрослым не надо забывать, что даже небольшое ослабление зрения на первом году жизни может привести к ближним и отдаленным неблагоприятным последствиям, распространяющимся на психическое развитие младенца.
Важным фактором формирования зрительного восприятия, обеспечивающим целостное опознание предмета, является обнаруживаемое с 3 мес. жизни вовлечение в зрительную функцию непроекционных областей коры - моторной и ассоциативной зон. Основной комплекс ВП, реактивный к характеристикам объекта, начинает регистрироваться в зад неассоциативной, центральной областях, премоторной коре. Включение в зрительную функцию областей моторной коры, связанных с глазодвигательными процессами, обеспечивает более совершенную регуляцию и контроль двигательного компонента внимания. Вначале эти процессы осуществлялись внутрианализаторными корково-двухолмными связями. Интенсивно созревающая после 3 мес. теменная кора становится структурной основой так называемого «скрытого внимания», облегчающие эффекты которого не связаны с видимыми движениями глаз. Активное функционирование теменной области поддерживается значительным нарастанием в ней метаболизма в период от 3 к 6 мес. жизни. В зрительной и теменной корковых зонах в этот период обнаружен ранний прирост ширины коры (3 мес.), увеличение объема пирамид, развитие вставочных нейронов (6 мес.).
Интегративные системные процессы обеспечиваются внутри- и межанализаторными связями, развитием ассоциативных областей коры больших полушарий, прежде всего заднеассоциативных структур, (височно-теменно-затылочная область), нейроны которых способны отвечать на раздражения разных модальностей при наибольшем вкладе зрительной. С вовлечением заднеассоциативных областей коры в зрительное восприятие связываются такие операции, как запоминание зрительной информации, выработка эталонов, идентификация изображений. Возможность их осуществления и отмечается, начиная с 3-месячного возраста. Ход структурного созревания заднеассоциативных структур в онтогенезе определяет совершенствование воспринимающей системы. Будучи менее зрелыми к моменту рождения по сравнению со зрительной проекционной корой, они быстро развивают свои интегративные возможности. Скачок в приросте ширины коры наблюдается в 3 мес. Наиболее интенсивно растут специфичные для ассоциативных структур верхние слои коры, которые являются ансамблеобразующими, имеют более выраженные горизонтальные связи и участвуют в интегративных процессах. В ассоциативных зонах быстрее развиваются группировки нейронов, которые имеют более сложный и разнообразный состав по сравнению с нейронными объединениями проекционной коры.
С развитием ассоциативных областей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятельности.
Речь формируется на основе развивающихся механизмов восприятия, внимания и эмоционально-потребностной сферы ребенка в процессе его общения с взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребенку, особенно с негромкой речью, приводит к успокоению, первичному сосредоточению и постепенному переходу с 2-х месяцев к попыткам подражательных звуковых реакций, возникающих на основе эмоционального заражения. Помимо этого возникает и повторение собственных звуков.
Развивающиеся гуканье и гуление включают определенные артикуляционные процессы, отрабатывается связь слуховых ощущений с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений (от мышц, кожи, слизистой). Нечеткий звуковой состав вокализаций постепенно дифференцируется и специализируется.
Расцвет гуления приходится на 4-6 мес. и плавно переходит в лепет, когда ребенок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно.
В контексте материнско-детских отношений большую роль играет эмоциональная сфера. Комплекс оживления возникает раньше и сильнее выражен в ответ на живые лица (прежде всего, лицо матери), чем на предметы. Его наличие стимулирует развитие. Отдельные детали лицевого изображения сначала заменяют собой образ, но довольно скоро, на 4-5 мес., начинают выделяться его наиболее типичные черты, дифференцируется выражение. Формируется инвариантность восприятия лица: ребенок воспринимает недовольное, радостное, с измененной прической лицо матери именно как ее лицо. Такая стабилизация восприятия создает ощущение защиты и комфорта. Окружающие люди начинают дифференцироваться по степени знакомства. Незнакомые лица вызывают отвергание, страх, иногда агрессию.
Преобладание позитивной или негативной реактивности младенцев первых месяцев жизни имеет важное прогностическое значение для дальнейшего развития. Свойственный некоторым новорожденным кластер негативной реактивности (раздражительность, выраженная хаотическая двигательная активность, сопротивляемость успокоению, сильный крик, задержка гуления) приводит к преобладанию отрицательной эмоциональной реактивности в 9 мес. и соответственно к трудностям первичного сосредоточения, что отрицательно сказывается на развитии перцептивных и когнитивных процессов. В то же время степень выраженности комплекса оживления положительно коррелирует со способностью к вниманию и сосредоточению в 2-3 года. В этом же возрасте возникают трудности социализации при задержке появления положительных эмоций. Отсутствие взаимодействия ребенка с взрослым, невостребованность комплекса оживления (дети-сироты в домах ребенка) приводит к его угасанию, что может исказить нормальное развитие (синдром госпитализма).