Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации

Исторические вехи в эволюции социальной коммуникации – это важнейшие события, изобретения и открытия в истории цивилизации, существенно повлиявшие на изменение способов производства, передачи, хранения и использования информации в обществе.

В первобытном обществе неизменно преобладала невербальная коммуникация – язык жестов, мимики, ритуальных танцев. В процессе антропосоциогенеза, завершившегося 40 тыс. лет назад формированием Homo Sapiens, возникла членораздельная человеческая речь, опосредованная языком. До сих пор нет единой точки зрения о причинах ее появления: наряду с теорией божественного происхождения языка (Бог дал человеку язык) существуют теории звукоподражания животным, непроизвольных выкриков (междометий), трудовая теория, теория жестов (Донских О.А.Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск, 1984. С. 4, 5).

Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человека было изобретение средств графического закрепления речевой информации – письменности, которую антропологи считают важнейшим критерием перехода от первобытности к цивилизации. Произошел переход от устного межличностного общения к письменности, что позволило хранить, консервировать информацию и в свою очередь привело к появлению новых носителей информации – папирусов, бумаги. Алфавитной письменности предшествовали такие ее формы, как пиктография(рисуночное письмо) и идеография, или иероглифика, появившаяся в IV тысячелетии до н.э. В ней использовались знаки (идеограммы, иероглифы), которые передавали уже целые слова-понятия. Иероглифическая письменность появилась у шумеров, египтян, критян, японцев и сохранилась у китайцев. Эзотерическими хранителями идеографии были жрецы; появился институт жречества.

Самые древние алфавиты как эквивалентные системы между графическими знаками (буквами) и соответствующими им звуками, или фонемами,– это алфавиты, обнаруженные в Сирии (1450 г. до н.э.), консонантное (т.е. состоящее только из согласных) письмо семитских языков, финикийский алфавит (около 1300 г. до н.э.) и греческий консонантно-вокалический алфавит, 24 буквы которого содержали и гласные, и согласные звуки. От греческого письма ведут происхождение все системы письма европейских народов (Письменность. Автор текста К. Брукфилд. Фотографии Л. Пордеса/пер. с англ. Н.Лисового. М., 2001).

В чем же состояло социокультурное значение возникновения письменности в истории цивилизации? Прежде всего в том, что возникновение письменности увеличило объем памяти, что позволило хранить информацию и документировать ее. Устная речь является перформативной, речевым интерактивным действием. Речевая коммуникация ограничивает возможности сохранения и запоминания информации. Речь носила моментальный (синхронный) характер, а написанное слово «преодолевало время и пространство» (диахронная коммуникация). Первые системы письма имели сакральный характер, затем использовались для записей числового характера, для управления государством и в дипломатических целях. Важнейшим признаком эволюции письменности был отрыв знаков от вещей (Фридрих И.История письма. М., 1979. С. 30; Марков Б.В. Культура повседневности. СПб., 2008. С. 283-285).

Раннеклассовое рабовладельческое общество – это уже письменная цивилизация, в которой появляются библиотеки, театр, поэзия, риторика, в то время соперничавшая с философией; организованные формы образования, обучения и воспитания как виды массовой коммуникации и каналы передачи знаний и культуры от поколения к поколению. В древнеримском государстве по указанию Юлия Цезаря появляются рукописные (на покрытых гипсом досках) «Acta Senatus» – прообраз первых газет. Возникают предшествовавшие массовой коммуникации средства массового воздействия (СМВ) – театр, художественная литература, массовые зрелища (гладиаторские бои, спортивные состязания). Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что в Древней Греции и Древнем Риме использовались элементы наружной рекламы – специальные камни или вывески на домах, где располагались торговые и общественные учреждения.

В эпоху Средневековья и зарождения феодальных отношений (конец V – середина XVII в.) развиваются торговля, устный фольклор, эпос. Формируются национальные языки, появляются исторические хроники, рыцарские романы, песни трубадуров, геральдика и эмблематика, «правды», летописи, правовые корпоративные кодексы. Центрами культуры, общения, производства и передачи знаний, науки и информации становятся университеты, монастыри и города, в которых проходили ярмарки и базары, ставшие не только средоточием торговли, но и центрами формирования общественного мнения среди крестьян и городских низов. Первые университеты появляются в XII–XIII вв. в Италии (Болонья), Испании, Франции, Англии. Монастыри были центрами не только «летописания», но и рукописной книги. Монастыри кроме своих непосредственных задач долгое время выполняли такую общественную функцию, как передача, распространение и хранение информации, т.е. им принадлежала роль информационно-коммуникативных центров. Летописи сообщают о «знаменах», применявшихся для обозначения границ княжеских угодий в Древней Руси. В результате раскопок археологи обнаружили остатки гончарных изделий, помеченных клеймами мастеров. В качестве основных изобразительных приемов при создании этих клейм использовались такие знаки, как круг, крест, звезда. Исследователи сфрагистики, науки о печатях, установили, что чем ниже ранг пользователя, тем клейма лаконичнее, проще. С повышением ранга эти знаки, как правило, усложнялись: на великокняжеских печатях домонгольского периода нередко изображались лики святых (Овчарепко А.Н.Основы рекламы: учебник. М., 2006. С. 12, 13).

До появления книгопечатания роль письма как универсального средства общения и единственного способа воспроизводства текста была особенно велика. Монахи в монастырях переписывали книги, переплетали рукописи, обрабатывали дорогой пергамент. История рукописной книги делится на монастырский период (с начала Средневековья до конца XII в.) и светский период (с начала XIII до конца XV в.). С середины XIV в. книги уже создавались не по заказу, а для свободной продажи и были очень дорогими: девушка могла иметь в качестве приданого книгу (Борее В.Ю., Коваленко А.В.Культура и массовая коммуникация. М., 1986. С. 155-159).

Изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания с помощью набора из отдельных литер в середине 1440-х гг. в городе Майнц (Германия) ознаменовало революцию в средствах социальной связи, в распространении и циркуляции достижений письменной культуры и стало началом истории массовой коммуникации. Книгопечатание быстро распространилось и появилось в главных европейских городах – Риме и Кёльне (1467 г.), Аугсбурге (1468 г.), Венеции и Милане (1469 г.), Париже (1470 г.), Лондоне (1474 г.). Почти через столетие в Москве была выпущена первая датированная книга «Апостол» (1564 г.).

В XVII в. появляется институт прессы (газет, журналов, еженедельников, которые выходят регулярно, с определенной периодичностью – ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.). Первая газета была напечатана в Германии, в Аугсбурге, в 1609 г. («Awizo Relation, oder Zeitung»), затем в 1618 г. в Амстердаме, в 1631 г. в Париже (La Gazette, цензор кардинал Ришелье), в Англии («Weekly News...»). Первый журнал – «Журнат ученых» – был напечатан во Франции в 1665 г. В 1740 г. на территории современных США насчитывалось 14 газет. В 30–40-х гг. XIX в. в разных странах почти одновременно появляется так называемая «грошовая» пресса, или «пенни-пресс», которая распространялась среди рабочих и способствовала росту их гражданского самосознания. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1702 г. по указу и при участии Петра I. Это было государственное политическое издание, которое пропагандировало Петровские преобразования (Коробейников B. C.Редакция и аудитория: Социологический анализ. М., 1983. С. 40–45; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. 6-е изд. М., 2005. С. 31, 32).

Постепенно совершенствуются и каналы коммуникации, ее материальные «носители»: папирус; шнурки, которые древние инки использовали в роли письма; берестяные грамоты на Руси; перья птиц, которыми писали 12 веков; глиняные дощечки; кожаные свитки; бумага из рисовых волокон, хлопка и древесины; металлические перья. Чернила сменили авторучка, а позже – шариковая ручка. Появилась копировальная бумага, новейшие технологии тиражирования информации. В 1847 г. была сконструирована типографская машина, в 1873 г. Кристофер Скоулз изобрел клавиатуру печатной машинки.

Буржуазная эпоха ознаменовалась бурным развитием всех видов массовой коммуникации – рекламы, PR, журналистики, политических коммуникаций, а на рубеже XIX–XX вв. и в начале XX в.– появлением электронных средств массовой информации. Рост торговли, урбанизация, индустриализация, расширение информационных потребностей, зарождение массового и появление компьютерного общества, в котором системы теле- и радиовещания интегрировались с сетью Интернета, с производством, политикой и социальной сферой,– все эти процессы были обусловлены бурным развитием средств коммуникации и новых социальных институтов – рекламы, паблик рилейшнз и др.

Наши рекомендации