Стабилизация изображения на сетчатке
Глаз человека непрерывно движется. Это ведет к постоянному перемещению изображения объекта по сетчатке. Движения связаны с необходимостью помещать изображение в центральную ямку, где острота зрения максимальна, и потребностью постепенно сдвигать его, чтобы за счет активации новых рецепторов сохранить изображение. Именно поэтому, когда изобра-
жение постепенно уходит с середины центральной ямки, оно вновь возвращается туда быстрым скачком глазного яблока (саккадой). На этот “дрейф” накладывается тремор — дрожание с частотой 150 циклов в секунду и амплитудой, равной примерно 0,5 диаметра колбочки (рис. 5.24).
Попытки стабилизировать изображение на сетчатке с помощью специальной техники приводили к постепенному побледнению, а затем и полному его исчезновению (Притчард, 1974). Эти эксперименты подтверждают предположение, что попадание изображения на одни и те же рецепторы ведет к прекращению импульсации в волокнах зрительного нерва Однако через некоторое время образ вновь возникает, но уже фрагментарно, и появление того или иного фрагмента зависит от его значимости. Например, лицо человека всегда исчезает осмысленными частями, тогда как абстрактный рисунок появляется вновь в самых разнообразных сочетаниях. Этот феномен объясняют основные концепции зрительного восприятия. Одна предполагает, что для реализации врожденной способности к восприятию необходим опыт, поскольку тот или иной образ воспринимается в результате комбинации в мозге отдельных следов, образовавшихся там ранее и соответствующих различным уже усвоенным элементам. Другая, “гештальт”-теория, предполагает врожденную способность к целостному восприятию. Согласно ей образ сразу воспринимается без какого-то синтеза его частей, благодаря способности мозга воспринимать форму, целостность, организацию без предварительного опыта (Притчард, 1974).
Кроме непроизвольных движений глаз существуют их произвольные движения. В отличие от других органов чувств глаза очень активны. Наружные глазные мышцы нацеливают глаза на интересующие человека объекты, помещая их изображение в центральную ямку (Нотон, Старк, 1974)
Рис 5 24 Как показал Ф Эттнив, при зрительном узнавании важными признаками служат кр>тые изгибы линий Он выделил в изображении спящей кошки 38 точек наибольшей кривизны и соединил их прямыми линиями, устранив таким образом все остальные изгибы Полученное изображение легко распознается, по-видимому, при зрительном восприятии резкие искривления линий доставляют мозгу очень ценную информацию (Притчард, 1974) |
Процессы зрительного обучения и распознавания связаны с постоянным сопоставлением воспринятого материала и извлеченной из памяти информацией. Система памяти в мозге содержит внутреннее отображение каждого распознаваемого объекта (нейронные ансамбли, которые возбудились при его первоначальном восприятии). Зрительное обучение, или ознакомление с объектом, — это и есть процесс построения такого внутреннего отображения. Узнавание предмета при его повторном предъявлении происходит путем сличения его с соответствующим следом, хранящимся в памяти (Нотон, Старк, 1974).
Изображения на сетчатке, имеющие разные угловые размеры (например, закрытая и открытая дверь), порождают восприятия, в которых размеры объектов сохраняются. Правило константности величины состоит в том, что при данных размерах изображения на сетчатке величина объекта растет с увеличением расстояния до него. Впечатление глубины, т. е. восприятие одного предмета впереди или позади другого, может возникать при различных условиях стимуляции. Одним из них является диспаратность изображений на сетчатке (результат геометрических отношений между лучами света, полученными от объекта каждым глазом). Изображение объекта в этом случае на обеих сетчатках несколько отличается по величине, форме и положению. Когда один из двух предметов находится дальше, а другой ближе, горизонтальное расстояние между их изображениями на правой и левой сетчатках будет различным. Степень та- |
Рис. 5.25. Как показал Ф Эттнив, при зрительном узнавании важными признаками служат крутые изгибы линий (Притчард, 1974). |
Человеку требуется в среднем больше времени для положительного узнавания (в котором он подтверждает идентичность видимого объекта с тестовым), чем для того, чтобы убедиться, что данный объект “не тот”. К тому же для узнавания сложных объектов нужно больше времени, чем для простых. Это означает, что в мозге происходит последовательное сличение признаков. Страница книги, находящаяся на расстоянии слегка вытянутой руки, занимает на сетчатке участок примерно в 20 градусов. Это во много раз больше углового размера участка, который проецируется на центральную ямку. При таких условиях человеку приходится переводить взгляд, последовательно фиксируя каждый участок страницы.
Рис. 5. 26 При осмотре какого-либо объекта в движениях глаз обнаруживаются определенные закономерности. В одном из опытов А. Ярбуса тест-объектом служила фотография скульптуры Нефертити. При анализе записи движений глаз испытуемого создается впечатление, что путь движения взора образует довольно правильные циклы, а не пересекает фигуру в различных случайных направлениях (Физиология зрения, 1992). |
Исследование процесса фиксации взгляда на зрительном изображении привело к выводу, что наиболее информативными частями контуров рисунков являются углы и крутые изгибы. В 1954 г. Ф. Эттнив показал это на фигуре, полученной отбором 38 точек наибольшей кривизны в рисунке спящей кошки, соединив их прямыми линиями. Такое изображение легко распознается (рис. 5.25). Запись электрической активности коры человека показала наличие и детекторов углов (Нотой, Старк, 1974).
А.Л. Ярбус (Физиология зрения, 1992) зафиксировал перемещение взора испытуемого при разглядывании фотографии скульптуры Нефертити. Линии, отражающие саккадические движения глаз, образуют широкие полосы, идущие от одной части изображения к другой, но не пересекающие его во всех возможных направлениях. Виден ряд циклов, в каждом из которых взгляд останавливается на главных элементах скульптуры (рис. 5.26).
Д. Нотой и Л. Старк разработали гипотезу о механизме зрительного восприятия, позволяющую предсказать и объяснить регулярность движения глаз. Они показали, что при рассмотрении изображения глаза обегали определенный путь, который был назван путем сканирования. Внутреннее отображение
Рис. 5.27. “Кольцо признаков” — предполагаемая схема организации внутреннего отображения объекта. Объект (А) распознается по его главным элементам, или признакам (Б) и представлен ими в памяти вместе с движениями глаз, составлявшими путь обхода (В) при ознакомлении с данным объектом Таким образом, кольцо состоит из следов сенсорной памяти (пунктирные кружки), в которых записаны сами признаки, и следов двигательной памяти (сплошные кружки), содержащих информацию о движениях глаз от одного признака к другому (Нотой, Старк, 1974).
объекта в системе памяти представляет собой совокупность признаков. Эти признаки организованы в структуру, которую можно назвать кольцом признаков (рис. 5.27). Такое кольцо состоит из цепи чередующихся следов сенсорной и моторной памяти, в каждом звене которой регистрируется какой-нибудь признак объекта и движение глаз, необходимое для перехода к фиксации следующего признака. Это кольцо закрепляет определенную последовательность признаков и движений глаз, соответствующую пути обхода данного объекта.
Согласно данной гипотезе, при первом осмотре объекта испытуемый как бы ощупывает его взглядом и вырабатывает для него путь сканирования. В это время у него образуются следы памяти, составляющие кольцо признаков, в котором записана как сенсорная, так и моторная активность нейронов. Когда он потом вновь встречается с тем же объектом, то узнает его, сличая с кольцом признаков, которое и является внутренним отображением этого объекта в памяти.