Нерациональное использование лекарственных средств в ветеринарии
По определению ВОЗ, рациональное использование лекарственных средств (ЛС) – это такое их применение, когда больные получают препараты в соответствии с клинической необходимостью в дозах, отвечающих индивидуальным потребностям, на протяжении адекватного периода времени и с наименьшими затратами для себя и общества (1985).
Проблема нерационального использования лекарств давно существует в медицине
В мире более 50% ЛС назначают, отпускают или реализуют нецелесообразно, половина больных не применяет их должным образом, а треть населения мира не имеет доступа к необходимым медикаментам.
К наиболее распространенным видам нерационального использования ЛС относятся (ВОЗ, 2002):
· одновременное назначение больному большого количества препаратов (полипрагмазия);
· неадекватное использование антибактериальных препаратов, часто при небактериальных инфекциях;
· чрезмерное применение инъекций в случаях, когда для лечения более подходят пероральные формы препаратов;
· несоблюдение положений клинических руководств при назначении препаратов;
· неправильное применение препаратов (самолечение), в том числе рецептурных.
Если в медицине нерациональное использование лекарств бывает в 50% случаев, то в ветеринарии этот процент гораздо выше, часто составляет все 100%, а то и более.
Встает резонный вопрос: как такое возможно? Да очень просто – пациент ходит из одной клиники в другую и в каждой получает совершенно нерациональные назначения, а так как клиник много, врачей тоже немало, вот и получается в итоге, что список назначений растет, а результат лечения прямо противоположный. У многих заводчики еще добавят БАДов. Усугубляет положение повальное и откровенное мошенничество, чрезвычайно распространенное в отечественной ветеринарной фармакологии. Продается огромное количество якобы лекарственных препаратов, которые на самом деле таковыми не являются, например гамавит. Это не лекарственный препарат, он не может оказывать никакого лекарственного действия, поэтому невозможно понять и оправдать его практически повсеместное использование. Ни один грамотный врач не сможет назначить вещество с неизвестным составом. Расфасованная во флаконы вирусологическая среда, конечно, не может считаться лекарством. Безответственность врачей, а точнее их безграмотность, к сожалению, привела в результате к повальному распространению гамавита по всей стране и даже за рубеж.
Несоблюдение положений клинических руководств при назначении препаратов встречается даже в рецептах ведущих клиник. Нет ни одного руководства по кардиологии, где рекомендовали бы сульфокамфокаин, кордиамин, рибоксин, кокарбоксилазу. Однако именно эти препараты по причинам непонятным и совершенно неоправданным повсеместно назначаются к применению. Единственное объяснение этому – незнание врачом патогенеза развития сердечной недостаточности. Владельцы животных редко подают в суд на неправильное лечение. А ведь один-два подобных случая заставили бы врачей изучить патогенез развития сердечной недостаточности.
Распространенное использование эссенциале как препарата, якобы благотворно влияющего на печень собак и кошек, – еще один вымысел. Ни в одном руководстве по гепатологии нет рекомендаций к использованию данного «препарата». Совершенно очевидно, что реклама, внушающая с экранов телевизоров миф о чудодейственном влиянии эссенциале на печень, не может стать руководством для профессионального ветеринарного врача.
Зачем назначать неврологическим больным с болезнью дисков Хансен-1 прозерин, который не способен проходить через гематоэнцефалический барьер и не оказывает действия на центральную нервную систему? Но именно этот препарат с регулярным постоянством назначают таксам, пекинесам, французским бульдогам и собакам других пород, наиболее подверженным данной патологии. Грамотный врач знает, какой вред может нанести введение 5% глюкозы неврологическим пациентам, равно как и лечение церебролизином, витаминами группы В, актовегином и прочими препаратами, не предназначенными для этого.
Идентично дела обстоят в травматологии с использованием травматина. В этом случае элемент мошенничества уже заложен в названии препарата. Применен простой психологический прием, способствующий его распространению, – при подборе лекарственного средства от травмы нерадивый врач и неосведомленный владелец пострадавшего питомца будут ориентироваться на название. В истории популяризации травматина есть еще один модный маркетинговый прием – он позиционируется как гомеопатическое средство, а так как гомеопатию знают единицы, мимикрировать под гомеопатический препарат легко. Действию препарата приписывают естественный процесс выздоровления: «Мы кололи травматин таксе, и она через полгода пошла». А все дело в том, что процесс восстановления нервной системы происходит от полугода до трех лет; 70% такс с первой, второй и даже иногда с третьей степенью неврологических расстройств, вызванных болезнью дисков Хансен-1, не требуется никакого лечения, кроме содержания их в клетке в течение двух недель. У большинства таких пациентов происходит естественное самовыздоровление, какое бы лечение им ни было назначено.
Если рассмотреть группу так называемых хондропротекторов, то очевиден явный подлог, который легко обнаружить. Известно, что гиалиновый хрящ не восстанавливается никакими средствами, почему же тогда аптеки наводнены хондропротекторами и, что еще более непонятно, – пищевыми добавками, в аннотациях к которым декларируется их способность чудесным образом восстанавливать гиалиновый хрящ?
Независимая информация о лекарствах в нашей стране (в частности, в отечественной ветеринарии) практически недоступна, нередко единственные рекомендации, полученные врачами, исходят от фармацевтических предприятий, производящих препарат. Очевидно, что в такой ситуации возникают сомнения в объективности информации, остается надеяться только на честность фармакологических компаний. И надо сказать, что часть из них действительно берегут свое доброе имя, жаль только российские компании в этом списке составляют меньшинство.
На рациональное или нерациональное использование лекарственных средств могут существенно влиять финансовые мотивы.
Врачи зарабатывают деньги от продажи лекарств (распространения медикаментов), поэтому выписывают наиболее дорогие препараты и в большем количестве, чем это реально необходимо. Вероятно, единственный способ пресечь эту негативную тенденцию – организовать работу таким образом, чтобы врачи, выписывающие лекарства, не имели возможности реализовывать их. Но если в медицине с этим как-то пытаются бороться, то в ветеринарии продажа лекарств поощряется. В большинстве клиник врачи получают процент с продаж лекарств, БАДов и витаминов, превращаясь в подобной ситуации в продавцов, и совершенно не заботятся о тех главных вещах, о которых следует заботиться врачу, – о правильной постановке диагноза, о здоровье и жизни своих пациентов.
Одна из серьезнейших проблем отечественной ветеринарии – постановка диагноза, порой «лечение» начинается до того, как поставлен точный диагноз. Надежда на авось свойственна и владельцам, и врачам: из назначенных 20 препаратов что-нибудь непременно поможет, и пациент излечится. Увы, это не преувеличение, а реальность.
В нашу клинику обратился владелец животного, которого в течение полутора месяцев лечили в одной из ветеринарных клиник Санкт-Петербурга именно по этому принципу. Лист назначения состоял из 23 препаратов, среди которых значились: Монурал, Рибоксин, Энап, Мексидол, Гептрал, Стоморджил, Фурасемид, Карпродил, Стоп-стресс, Нейромультивит, Ноотропил, Дексаметазон, Глицин, Кавинтон, Ципровет, Амоксиклав, Ранитидин, Цифран, Витабакт, Ламинолакти т.д. (см. лист назначения полностью)
Исходя из этих назначений, совершенно очевидно, что врач, лечивший животное, понятия не имел, от чего же все-таки следует лечить своего пациента. В результате выяснилось, что собака страдала от хронического отита.
Владелец животного должен требовать от врача в первую очередь постановку диагноза, а не лечение, поскольку лечение большинства болезней известно. Необходимо попросить врача обосновать назначенное им лечение. Отказ доктора это сделать может стать поводом для сомнений в том, что он разобрался в ситуации и способен оказать квалифицированную помощь. Для получения объективной информации обращайтесь к англоязычным сайтам ветеринарных центров США, Англии и других стран, европейских университетов и ветеринарных центров, специализирующихся на вашей проблеме (значительная часть русскоязычных статей носит рекламный характер и предназначена для коммерческих целей; правдивой информации там, к сожалению, очень мало). В большинстве случаев автоматического перевода достаточно для того, чтобы составить свое мнение о проблеме.
Помните, если вы сами не позаботитесь о своем питомце, о нем не позаботится никто.
Малая доступность информации не позволяет отечественной ветеринарии присоединиться к мировому опыту лечения мелких домашних животных и создает благотворную почву для процветания мошенничества в фармакологической индустрии.
Регуляторные меры, способствующие рациональному использованию лекарств:
· Регистрация лекарств с целью разрешения применения в ветеринарной практике только безопасных и эффективных препаратов высокого качества, запрещение использования неэффективных и небезопасных лекарственных средств.
· Соблюдение этических принципов и непредвзятости при регулировании и контроле распространения информации о лекарствах. Реклама должна быть достоверной, точной, правдивой, информативной, современной, основанной на данных доказательной медицины.
Если бы наша ветеринария добилась тех же показателей, которые есть в гуманной медицине, это был бы прорыв. Пока только бдительность владельцев, особенно если они знают английский язык и пользуются информацией с англоязычных сайтов, может помочь их домашним питомцам. В остальном часто приходится надеяться на самовыздоровление пациента, которое может произойти быстрее, чем при помощи врача. Прискорбно признавать, что врачи, действуя по принципу «нет больного животного – нет проблемы», могут предложить усыпить пациента, особенно в том случае, когда они не в состоянии своевременно оказать квалифицированную помощь.
Обращаясь к владельцам животных, хочется предостеречь их от необдуманных, скоропалительных решений: будьте внимательны, если врач назначил «лекарственные» препараты или биологически активные добавки, перечисленные в этой статье, в качестве лечения – есть повод поменять врача, т. к. он точно не представляет, что делает. Если список назначений состоит из десятка препаратов, то врач, скорее всего, не знает, от чего надо лечить вашего питомца, и надеется на авось, полагая, что какое-нибудь из лекарств попадет в точку.