Экономическая мысль Средневековья

Эпоха Средневековья охватывает большой исторический период: в Западной Европе — с V в до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г. Экономическая мысль Средне­вековья тесно связана, с одной стороны, с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание федерального порядка, с другой — с деятельностью церкви. Защитники интересов феодалов, в том числе государство и церковь, отрицательно относились к тор­говле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

Самой распространенной формой организации в городе были цеха. Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Цех - это корпорация мелких товаропроизводителей. В условиях чрезвычайной узости рынка и относительной незначительности спроса цех всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы никто не имел возможности превратить свою мастерскую в более крупное предприятие и конкурировать с другими членами цеха. Цех был не только производственным объединением, но представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы.

Особенно велика в средние века была роль церкви, а духовенство яв­лялось единственным образованным классом, поэтому экономическая мысль облекалась в религиозную оболочку, а литература Средних веков носила богословский характер, выраженный в экономических учениях католицизма. Католи ческая церковь, обладая колоссальными богатства­ми и земельной собственностью, отстаивала свои позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви. Она широко ис­пользовала для феодальных целей произведения греческих философов, в особенности Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Канонистам был известен «Экономикос» Ксенофонта, они ссыла­лись на него при определении задач экономии. В предмет средневеко­вой экономии входили вопросы организации и управления феодаль­ным поместьем и тем самым вопросы сельского хозяйства, поэтому экономия являлась одной из наук, признанной католической церко­вью. Под влиянием развития товарно-денежных отношений, роста го­родов канонисты стали уделять большое внимание вопросам товарно­го производства, обмена, денег, ростовщичества.

Одним из крупнейших пред­ставителей экономической мысли Средневековья стал итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275). Он родился в аристократи­ческой графской семье, с самой молодости вращался среди католиче­ских монахов, в 1257 г. защитил в Парижском университете написанную на богословскую тему докторскую диссертацию, позднее был профес­сором Болонского университета. Сочинение Фомы Аквинского «Сум­ма богословии» стало энциклопедией католицизма и до сих пор широко используется Ватиканом. Богослов рассматривал такие экономические проблемы, как общественное разделение труда, собственность, торговля, «справедливая цена», прибыль, земельная рента, процент. Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения обще­ства на сословия: крестьяне созданы для физического труда, а приви­легированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, которая «выше» физического труда. В частной собственностиФома Аквинский видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Поэтому собственность, приоб­ретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естествен­ным и необходимым институтом человеческой жизни.

Период позднего средневековья (XVI-XVII вв.) отмечен разруше­нием в Европе феодальных отношений, географическими открытиями и разграблением колоний, возникновением мануфактур и интенсивным процессом первоначального накопления капитала. Изменения эконо­мической жизни, вызванные утверждением капиталистической систе­мы хозяйства, привели к существенным изменениям экономической мысли: возникли так называемые социальные утопии. Начало им поло­жил выдающийся мыслитель-гуманист и политический деятель Англии Томас Мор(1478-1532). Сын богатого судьи и сам юрист по образова­нию, Мор занимал высокие государственные должности, но, несмотря на это, защищал обездоленный народ. В 1516 г. он написал знаменитую книгу «Утопия», положившую начало утопическому социализму и дав­шую ему название. Мор был первым критиком капитализма. Он осуждал английские социальные порядки, методы первоначального накопления капитала, а причину возникновения нищеты видел в частной собствен­ности.

Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

Ярким представителем утопического социализма является итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла(1568-1639), выходец из беднейшего крестьянства, участник борьбы с испанской монархией, автор знаменитого сочинения «Город Солнца» (1623). Кампанелла вы­двинул проект идеального утопического государства, основу которого должна составить общность имущества и натуральный тип хозяйства. Общество будущего он описывал как совокупность сельскохозяйствен­ных общин, к работам в которых привлекаются все граждане.

Взгляды Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы не представляли со­бой научной теории. Это были лишь мечты о прекрасном будущем.

Кроме вышеперечисленных направлений экономической мысли существовали еще ряд школ, таких как меркантилисты, классическая школа политической экономии и физиократы. Но представители этих школ занимались изучениями различных экономических проблем, в том числе и вопросами организации и управления.

Наши рекомендации