ТЕМА 1. Положение человека в природе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Биолого-химический факультет

Кафедра «ФИЗИОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

И ЖИВОТНЫХ»

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЧЕЛОВЕК»

Для студентов очной и очно-заочной формы обучения

Биологических и микробиологических специальностей

Составитель: к.б.н., доцент Шахбиев Хасан Хамидович.

ГРОЗНЫЙ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Антропогенез
Тема 1. Положение человека в природе
РАЗДЕЛ 2. Онтогенез
Тема 2. Пренатальный онтогенез
Тема 3. Постнатальный онтогенез
РАЗДЕЛ 3. Морфология человека
Тема 4. Основные принципы современной морфологии  
Тема 5. Особенности роста и развития организма  
Тема 6. Основные размеры и пропорции тела  
Тема 7. Конституции тела  
Тема 8. Расовые и этнотерриториальные различия  
РАЗДЕЛ 4. Типология темперамента
Тема 9. Гуморальная теория темперамента  
Тема 10. Зависимость темперамента от типа нервной системы по И.П.Павлову  
Тема 11. Специфические типы ВНД по Павлову  
Тема 12. Конституционная теория темперамента по У.Шелдону  
Тема 13. Конституционная теория темперамента по Э.Кречмеру  
РАЗДЕЛ 5. Основные закономерности деятельности мозга
Тема 14. Интегральная деятельность головного мозга  
Тема 15. Железы внутренней секреции, мозг и энергия  
Тема 16. Психическая деятельность, нервная система и мозг  
РАЗДЕЛ 6. Память
Тема 17. Виды памяти  
Тема 18. Формы воспроизведения. Факторы забывания и расстройства памяти  
Тема 19. Теории и центры памяти  
Раздел 7. Физиологические состояния организма
Тема 20. Состояние бодрствования  
Тема 21. Состояние сна  
Тема 22. Патология сна и измененные состояния организма  
РАЗДЕЛ 8. Отрицательные психофизиологические и эмоциональные состояния человека
Тема 23. Болевые ощущения  
Тема 24. Стресс, аффект, фрустрация  
Тема 25. Страх  
РАЗДЕЛ 9. Поведение человека
Тема 26. Сознательное поведение  
Тема 27. Виды эмоционального поведения человека  
Тема 28. Девиантное поведение  
Тема 29. Основные жизненные кризисы  
РАЗДЕЛ 10. Экологическая физиология
Тема 30. Влияние климата  
Тема 31. Вдыхаемый воздух и вентиляция помещений  
Тема 32. Высота и низкое давление  
Тема 33. Подводное погружение, высокое давление  
Тема 34. Экология и продолжительность жизни  
Тема 35. Методы оздоровления  

РАЗДЕЛ 1. АНТРОПОГЕНЕЗ

Антропогенез –процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в рамках социогенеза – становления общества. Антропогенез включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных и, в первую очередь родства человека и высших человекообразных обезьян.

ТЕМА 1. Положение человека в природе

Человек принадлежит к миру многоклеточных животных, что вытекает из результатов микроскопического изучения его тканей.

Среди многоклеточных человек принадлежит к двусторонне-симметричным (зеркальное подобие левой и правой сторон) животным. В этом отношении он аналогичен червям, членистоногим и позвоночным.

Среди двусторонне-симметричных организмов человек относится к подтипу Позвоночных. Он обладает внутренним скелетом, необходимым для поддержки и защиты мягких тканей. У зародыша человека есть нерасчлененная на сегменты спинная струна (хорда). Как и все позвоночные, человек имеет трубчатую по строению ЦНС. Она непарная, лежит на спинной стороне и расширяется в головной части. Зародыш человека имеет хвост, подобный этому органу у животных; у взрослых людей хвост сохраняется как рудимент. У человека две пары конечностей. Рот закрывается нижней челюстью. Дыхательный аппарат развивается в области глотки (легкие). Сердце лежит на брюшной (вентральной) стороне. Кровеносная система замкнутая; имеется воротная система печени. Перенос кислорода к тканям и органам осуществляется гемоглобином эритроцитов. Кожа человека многослойная (дерма и эпидермис). Человек похож на животных строением органов чувств, способом крепления мышц к костям сухожилиями, включением в состав спинномозговых нервов двигательных и чувствительных волокон.

Позвоночные животные подразделяются на шесть классов (бесчерепные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). Человек наиболее близок к классу Млекопитающих. Это доказывается наличием у него следующих особенностей:

А. Анатомические особенности:

1. Волосяной покров, хотя и редуцированный (у китообразных млекопитающих он еще более редуцирован);

2. Потовые и сальные железы кожи;

3. Наличие диафрагмы – грудобрюшной перегородки из мышечной ткани;

4. Голосовой аппарат (гортань) в верхней части дыхательной трубки;

5. Два поколения зубов – молочные и постоянные;

6. Семь шейных позвонков;

7. Два мыщелка затылочной кости, с помощью которых череп соединяется с позвоночником (у птиц и рептилий – один);

8. Наличие костного мозга (у птиц кости полые);

9. Безъядерные эритроциты (у всех позвоночных – ядерные);

10.Одна левая дуга аорты (у птиц и рептилий – левая и правая дуга);

11.Нижняя челюсть причленяется к черепу посредством чешуи височной кости;

12.Три слуховые косточки среднего уха (у птиц и рептилий – одна);

13.Наличие наружного уха;

14.Оформленные губы и мускулистые щеки;

15.Молочные железы, снабженные сосками;

16.Наличие плаценты.

В. Физиологические особенности:

1. Постоянная температура тела;

2. Живорождение;

3. Сходные с млекопитающими сроки вынашивания плода и кормления новорожденного молоком.

В пользу родства человека с животными свидетельствуют также встречающиеся у него рудиментарные признаки и атавизмы. Рудименты обнаруживаются в эмбриональном и взрослом состоянии. Рудиментарные органы свидетельствуют о родстве человека с более низкоорганизованными позвоночными животными вплоть до рыб.

Примерами рудиментарных признаков являются:

1. Зачатки мышц и позвонков хвоста;

2. Развитые мышцы уха;

3. Бугорок верхнего края завитка уха (остаток остроконечного края уха низшей обезьяны);

4. Жаберные дуги в области шеи плода;

5.Целый ряд мышц туловища;

6. Добавочные шейные и грудные ребра;

7. Центральная кость запястья;

8. Слуховые косточки внутреннего уха;

9. Гипофиз и эпифиз мозга;

10.Конечная нить спинного мозга;

11.Структуры органа обоняния и глаза (третье веко);

12.Нижний язык;

13.Третья пара коренных зубов;

14.Червеобразный отросток слепой кишки;

15.Желудочки гортани.

16. Примером рудиментарного рефлекса является способность новорожденного фиксироваться с помощью рук на внешних предметах.

Примеры атавизмов:

1. Чрезмерная волосатость (гипертрихоз), присущая некоторым людям. Объясняется данная особенность сохранением у взрослого человека временного волосяного покрова плода (лануго);

2. В 1-5% случаев у человека отмечены добавочные молочные железы (полимастия). Полимастия характерна для эмбриона человека;

3. Наличие хвоста в виде своеобразного нароста в области крестца. В редких случаях хвост может быть фиброзным, и еще реже – иметь позвонки.

Наши рекомендации