ТЕМА 1. Положение человека в природе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Биолого-химический факультет
Кафедра «ФИЗИОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
И ЖИВОТНЫХ»
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЧЕЛОВЕК»
Для студентов очной и очно-заочной формы обучения
Биологических и микробиологических специальностей
Составитель: к.б.н., доцент Шахбиев Хасан Хамидович.
ГРОЗНЫЙ, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Антропогенез | ||
Тема 1. | Положение человека в природе | |
РАЗДЕЛ 2. Онтогенез | ||
Тема 2. | Пренатальный онтогенез | |
Тема 3. | Постнатальный онтогенез | |
РАЗДЕЛ 3. Морфология человека | ||
Тема 4. | Основные принципы современной морфологии | |
Тема 5. | Особенности роста и развития организма | |
Тема 6. | Основные размеры и пропорции тела | |
Тема 7. | Конституции тела | |
Тема 8. | Расовые и этнотерриториальные различия | |
РАЗДЕЛ 4. Типология темперамента | ||
Тема 9. | Гуморальная теория темперамента | |
Тема 10. | Зависимость темперамента от типа нервной системы по И.П.Павлову | |
Тема 11. | Специфические типы ВНД по Павлову | |
Тема 12. | Конституционная теория темперамента по У.Шелдону | |
Тема 13. | Конституционная теория темперамента по Э.Кречмеру | |
РАЗДЕЛ 5. Основные закономерности деятельности мозга | ||
Тема 14. | Интегральная деятельность головного мозга | |
Тема 15. | Железы внутренней секреции, мозг и энергия | |
Тема 16. | Психическая деятельность, нервная система и мозг | |
РАЗДЕЛ 6. Память | ||
Тема 17. | Виды памяти | |
Тема 18. | Формы воспроизведения. Факторы забывания и расстройства памяти | |
Тема 19. | Теории и центры памяти | |
Раздел 7. Физиологические состояния организма | ||
Тема 20. | Состояние бодрствования | |
Тема 21. | Состояние сна | |
Тема 22. | Патология сна и измененные состояния организма | |
РАЗДЕЛ 8. Отрицательные психофизиологические и эмоциональные состояния человека | ||
Тема 23. | Болевые ощущения | |
Тема 24. | Стресс, аффект, фрустрация | |
Тема 25. | Страх | |
РАЗДЕЛ 9. Поведение человека | ||
Тема 26. | Сознательное поведение | |
Тема 27. | Виды эмоционального поведения человека | |
Тема 28. | Девиантное поведение | |
Тема 29. | Основные жизненные кризисы | |
РАЗДЕЛ 10. Экологическая физиология | ||
Тема 30. | Влияние климата | |
Тема 31. | Вдыхаемый воздух и вентиляция помещений | |
Тема 32. | Высота и низкое давление | |
Тема 33. | Подводное погружение, высокое давление | |
Тема 34. | Экология и продолжительность жизни | |
Тема 35. | Методы оздоровления |
РАЗДЕЛ 1. АНТРОПОГЕНЕЗ
Антропогенез –процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в рамках социогенеза – становления общества. Антропогенез включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных и, в первую очередь родства человека и высших человекообразных обезьян.
ТЕМА 1. Положение человека в природе
Человек принадлежит к миру многоклеточных животных, что вытекает из результатов микроскопического изучения его тканей.
Среди многоклеточных человек принадлежит к двусторонне-симметричным (зеркальное подобие левой и правой сторон) животным. В этом отношении он аналогичен червям, членистоногим и позвоночным.
Среди двусторонне-симметричных организмов человек относится к подтипу Позвоночных. Он обладает внутренним скелетом, необходимым для поддержки и защиты мягких тканей. У зародыша человека есть нерасчлененная на сегменты спинная струна (хорда). Как и все позвоночные, человек имеет трубчатую по строению ЦНС. Она непарная, лежит на спинной стороне и расширяется в головной части. Зародыш человека имеет хвост, подобный этому органу у животных; у взрослых людей хвост сохраняется как рудимент. У человека две пары конечностей. Рот закрывается нижней челюстью. Дыхательный аппарат развивается в области глотки (легкие). Сердце лежит на брюшной (вентральной) стороне. Кровеносная система замкнутая; имеется воротная система печени. Перенос кислорода к тканям и органам осуществляется гемоглобином эритроцитов. Кожа человека многослойная (дерма и эпидермис). Человек похож на животных строением органов чувств, способом крепления мышц к костям сухожилиями, включением в состав спинномозговых нервов двигательных и чувствительных волокон.
Позвоночные животные подразделяются на шесть классов (бесчерепные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). Человек наиболее близок к классу Млекопитающих. Это доказывается наличием у него следующих особенностей:
А. Анатомические особенности:
1. Волосяной покров, хотя и редуцированный (у китообразных млекопитающих он еще более редуцирован);
2. Потовые и сальные железы кожи;
3. Наличие диафрагмы – грудобрюшной перегородки из мышечной ткани;
4. Голосовой аппарат (гортань) в верхней части дыхательной трубки;
5. Два поколения зубов – молочные и постоянные;
6. Семь шейных позвонков;
7. Два мыщелка затылочной кости, с помощью которых череп соединяется с позвоночником (у птиц и рептилий – один);
8. Наличие костного мозга (у птиц кости полые);
9. Безъядерные эритроциты (у всех позвоночных – ядерные);
10.Одна левая дуга аорты (у птиц и рептилий – левая и правая дуга);
11.Нижняя челюсть причленяется к черепу посредством чешуи височной кости;
12.Три слуховые косточки среднего уха (у птиц и рептилий – одна);
13.Наличие наружного уха;
14.Оформленные губы и мускулистые щеки;
15.Молочные железы, снабженные сосками;
16.Наличие плаценты.
В. Физиологические особенности:
1. Постоянная температура тела;
2. Живорождение;
3. Сходные с млекопитающими сроки вынашивания плода и кормления новорожденного молоком.
В пользу родства человека с животными свидетельствуют также встречающиеся у него рудиментарные признаки и атавизмы. Рудименты обнаруживаются в эмбриональном и взрослом состоянии. Рудиментарные органы свидетельствуют о родстве человека с более низкоорганизованными позвоночными животными вплоть до рыб.
Примерами рудиментарных признаков являются:
1. Зачатки мышц и позвонков хвоста;
2. Развитые мышцы уха;
3. Бугорок верхнего края завитка уха (остаток остроконечного края уха низшей обезьяны);
4. Жаберные дуги в области шеи плода;
5.Целый ряд мышц туловища;
6. Добавочные шейные и грудные ребра;
7. Центральная кость запястья;
8. Слуховые косточки внутреннего уха;
9. Гипофиз и эпифиз мозга;
10.Конечная нить спинного мозга;
11.Структуры органа обоняния и глаза (третье веко);
12.Нижний язык;
13.Третья пара коренных зубов;
14.Червеобразный отросток слепой кишки;
15.Желудочки гортани.
16. Примером рудиментарного рефлекса является способность новорожденного фиксироваться с помощью рук на внешних предметах.
Примеры атавизмов:
1. Чрезмерная волосатость (гипертрихоз), присущая некоторым людям. Объясняется данная особенность сохранением у взрослого человека временного волосяного покрова плода (лануго);
2. В 1-5% случаев у человека отмечены добавочные молочные железы (полимастия). Полимастия характерна для эмбриона человека;
3. Наличие хвоста в виде своеобразного нароста в области крестца. В редких случаях хвост может быть фиброзным, и еще реже – иметь позвонки.