Практическое занятие №2 «Построение различных типов информационных моделей»

Цель занятия: дать сравнительный анализ возможностей описания информационной модели бизнес-процесса с использованием различных нотаций

Задание:выбрать тип бизнес-процесса для архитектуры корпорации (лабораторная работа №1); произвести сравнительный анализ описания бизнес-процесса для различных нотаций в виде

Критерий сравнения ERWin (методология SADT) ARIS (методология SADT и UML)   Rational Rose (методология UML) Enterprise Architect (методологии UML и BPMN)
1) Возможность создания физических и концептуальных моделей структуры БД        
2) Имитационное моделирование        
3)Удобство отчетов        
4) Возможности по оптимизации процессов        
5) Наличие стоимостного анализа        
6) Возможности создания организационных структур корпораций        
7) Распределение зон ответственности и полномочий        
8) Обработка ошибок        
9) Анализ временных характеристик моделей        
10) Полнота бизнес процессов        
11) Простота разработки моделей        
12) Поддержка групповой работы        
13) Средства генерации программного кода        

Основные теоретические сведения

Важнейшими понятиями любой методологии моделирования бизнес-процессов являются понятия объекта и связи. Каждый объект модели отражает некоторый реальный объект корпорации. К таким элементам относятся функции бизнес-процесса, исполнители функций, нормы и стандарты, контролирующие выполнение бизнес-процесса и т.д.

Связи предназначены для описания взаимоотношений объектов друг с другом. Примером взаимоотношений могут являться: потоки информации, временная связь объектов, связь последовательности выполнения действий и т.д.

Объект и связь характеризуются атрибутами, отражающими определенные свойства реального объекта. Состав атрибутов зависит от особенностей как рассматриваемых бизнес-процессов, так и корпорации в целом. Атрибутами могут служить такие свойства, как идентификатор объекта, название объекта, стоимость выполнения той или иной функции и т.д.

В настоящее время для описания, моделирования и анализа бизнес-процессов используются несколько типов методологий. К числу наиболее распространенных типов относятся следующие методологии:

- методология SADT (Structural Analysis and Design Technique);

- методология UML (Unified Modeling Language);

- методология BPMN (Business Process Modeling Notation);

- методология RUP (Rational Unified Process).

Лабораторная работа №2 «Структурно-ориентированные методы информационного моделирования»

Цель лабораторной работы: исследование возможностей структурно-ориентированных методов информационного моделирования.

Задание на лабораторную работу: для выбранной архитектуры корпорации и выбранного типа бизнес-процесса произвести его структурно-ориентированное моделирование.

Основные сведения по структурно-ориентированному моделированию бизнес-процессов

Структурный анализ бизнес-системы предполагает структурно-функциональное моделирование, при котором моделями являются схемы (блок-схемы), графики, чертежи, диаграммы, таблицы, рисунки, дополненные специальными правилами их объединения и преобразования. Для формирования структурного анализа необходимо описать возможные состояния (события) бизнес-системы, бизнес-процессов в различные моменты времени для всего времени функционирования.

Для описания состояний используются следующие основные понятия.

Транзакт – момент выхода системы из конкретного состояния. Транзакт порождают события имитируемого бизнес-процесса.

Транзакция – это процесс, связанный с изменением в одной или нескольких базах данных, которые не должны выполняться частично [5]. Если в ходе выполнения процесса изменения не могут быть внесены в полном объеме из-за сбоя оборудования или каких-то других причин, то базы данных должны быть возвращены в исходное состояние. Всякое промежуточное состояние баз данных будет противоречивым. Количеством транзакций в единицу времени часто измеряют производительность банковских и других подобных систем.

События формируются и проявляются для конкретного бизнес-процесса в рамках конкретной бизнес-системы в конкретные моменты времени. Возникновению события предшествует накопление информации, необходимой для его возникновения. Например, в процессе производства событие «выпуск детали» происходит лишь тогда, когда заготовка прошла все необходимые стадии обработки. Каждая стадия обработки характеризуется конкретным результатом – событием. Таким образом, производственный бизнес-процесс, например, описывается последовательностью событий, необходимых для формирования результирующего события.

2. Основные этапы бизнес-аналитики

Основные понятия инфологического моделирования бизнес-системы

Наши рекомендации