Практическое занятие №2 «Построение различных типов информационных моделей»
Цель занятия: дать сравнительный анализ возможностей описания информационной модели бизнес-процесса с использованием различных нотаций
Задание:выбрать тип бизнес-процесса для архитектуры корпорации (лабораторная работа №1); произвести сравнительный анализ описания бизнес-процесса для различных нотаций в виде
Критерий сравнения | ERWin (методология SADT) | ARIS (методология SADT и UML) | Rational Rose (методология UML) | Enterprise Architect (методологии UML и BPMN) |
1) Возможность создания физических и концептуальных моделей структуры БД | ||||
2) Имитационное моделирование | ||||
3)Удобство отчетов | ||||
4) Возможности по оптимизации процессов | ||||
5) Наличие стоимостного анализа | ||||
6) Возможности создания организационных структур корпораций | ||||
7) Распределение зон ответственности и полномочий | ||||
8) Обработка ошибок | ||||
9) Анализ временных характеристик моделей | ||||
10) Полнота бизнес процессов | ||||
11) Простота разработки моделей | ||||
12) Поддержка групповой работы | ||||
13) Средства генерации программного кода |
Основные теоретические сведения
Важнейшими понятиями любой методологии моделирования бизнес-процессов являются понятия объекта и связи. Каждый объект модели отражает некоторый реальный объект корпорации. К таким элементам относятся функции бизнес-процесса, исполнители функций, нормы и стандарты, контролирующие выполнение бизнес-процесса и т.д.
Связи предназначены для описания взаимоотношений объектов друг с другом. Примером взаимоотношений могут являться: потоки информации, временная связь объектов, связь последовательности выполнения действий и т.д.
Объект и связь характеризуются атрибутами, отражающими определенные свойства реального объекта. Состав атрибутов зависит от особенностей как рассматриваемых бизнес-процессов, так и корпорации в целом. Атрибутами могут служить такие свойства, как идентификатор объекта, название объекта, стоимость выполнения той или иной функции и т.д.
В настоящее время для описания, моделирования и анализа бизнес-процессов используются несколько типов методологий. К числу наиболее распространенных типов относятся следующие методологии:
- методология SADT (Structural Analysis and Design Technique);
- методология UML (Unified Modeling Language);
- методология BPMN (Business Process Modeling Notation);
- методология RUP (Rational Unified Process).
Лабораторная работа №2 «Структурно-ориентированные методы информационного моделирования»
Цель лабораторной работы: исследование возможностей структурно-ориентированных методов информационного моделирования.
Задание на лабораторную работу: для выбранной архитектуры корпорации и выбранного типа бизнес-процесса произвести его структурно-ориентированное моделирование.
Основные сведения по структурно-ориентированному моделированию бизнес-процессов
Структурный анализ бизнес-системы предполагает структурно-функциональное моделирование, при котором моделями являются схемы (блок-схемы), графики, чертежи, диаграммы, таблицы, рисунки, дополненные специальными правилами их объединения и преобразования. Для формирования структурного анализа необходимо описать возможные состояния (события) бизнес-системы, бизнес-процессов в различные моменты времени для всего времени функционирования.
Для описания состояний используются следующие основные понятия.
Транзакт – момент выхода системы из конкретного состояния. Транзакт порождают события имитируемого бизнес-процесса.
Транзакция – это процесс, связанный с изменением в одной или нескольких базах данных, которые не должны выполняться частично [5]. Если в ходе выполнения процесса изменения не могут быть внесены в полном объеме из-за сбоя оборудования или каких-то других причин, то базы данных должны быть возвращены в исходное состояние. Всякое промежуточное состояние баз данных будет противоречивым. Количеством транзакций в единицу времени часто измеряют производительность банковских и других подобных систем.
События формируются и проявляются для конкретного бизнес-процесса в рамках конкретной бизнес-системы в конкретные моменты времени. Возникновению события предшествует накопление информации, необходимой для его возникновения. Например, в процессе производства событие «выпуск детали» происходит лишь тогда, когда заготовка прошла все необходимые стадии обработки. Каждая стадия обработки характеризуется конкретным результатом – событием. Таким образом, производственный бизнес-процесс, например, описывается последовательностью событий, необходимых для формирования результирующего события.
2. Основные этапы бизнес-аналитики
Основные понятия инфологического моделирования бизнес-системы