Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным
Сенека (ок. 4 до н.э. – ок. 65 н.э), философ-стоик
Определение целей и задач - важнейший этап создания корпоративного СМИ, и подходить к нему нужно со всей ответственностью. Ведь от него зависят все остальные этапы! Как справедливо выразился Гете, «кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует».
Цели должны быть четкими и ясными. Их может быть поставлено несколько (как обычно и делается), при этом главное – чтобы они не вступали в «конфликт» друг с другом. Например, такие цели, как «привлечение клиентов» и «создание атмосферы единства и сплоченности внутри компании» являются разнонаправленными, их невозможно эффективно решать с помощью одного корпоративного СМИ.
Непротиворечивыми и достаточно ясно сформулированными можно признать цели внутрикорпоративного бюллетеня аэропорта «Кольцово», прописанные в Концепции этого издания: «поддержание стабильной, деловой атмосферы на предприятии, снижение степени риска возникновения внутренних кризисных ситуаций, пресечение негативных слухов, повышение уровня доверия рядовых сотрудников к руководству, чувства гордости за предприятие, и в результате – повышение мотивации к труду, самоотдачи от каждого из работников, увеличение вклада в развитие предприятия».
Следующий этап (непосредственно связанный с целями и задачами корпоративного СМИ) – определение целевой аудитории.
Например, у бюллетеня аэропорта Кольцово целевая аудитория была определена следующим образом: «работники аэропорта, менеджмент / акционеры». Газета Уральского турбинного завода «Знамя» «должна охватывать как внутренние, так и некоторые внешние группы общественности, но приоритеты должны быть отданы внутренней аудитории – сотрудникам предприятия».
У «Челябинского трубника» (издание ОАО «Челябинский трубопрокатный завод») после изменения формата аудитория более узкая и конкретная: рабочие этого предприятия.
В зависимости от поставленных целей, задач и особенностей целевой аудитории, а также от наличия финансовых, материальных ресурсов и ряда других факторов, определяется вид корпоративного СМИ.
Например, в Учебном центре Уральского отделения РАСО работают менее десяти человек, поэтому потребность в каком-либо внутрикорпоративном СМИ отсутствует. Но для Учебного центра важно привлекать как можно больше людей к мероприятиям, которые он проводит: тренингам, семинарам и т.д. (Кстати, именно эта организация в Екатеринбурге специализируется на повышении квалификации сотрудников корпоративных СМИ). Чтобы привлечь народ на тренинги и семинары, необходимо подробно рассказать об их программе, месте и времени проведения, о пользе, которую они принесут и т.д. Так как ресурсы Учебного центра достаточно ограничены, а его потенциальные клиенты, в основном, имеют доступ к компьютерам и Интернету, корпоративное СМИ для внешней аудитории решено было сделать в форме Интернет-сайта (www.prcenter.ur.ru).
Возьмем другую ситуацию. Торговая сеть «Купец» включает в себя 40 магазинов, 3 супермаркета и ресторан. Ясно, что перед такой большой корпорацией стоят задачи, как привлечения покупателей, так и формирования командного духа, информирования сотрудников о делах компании и т.д. Соответственно, появляется настоятельная необходимость как минимум в двух корпоративных СМИ – для внутренней общественности и для клиентов. Учитывая, что далеко не все сотрудники, равно как и клиенты торговой сети имеют свободный доступ к Интернету, было принято логичное решение выпускать две корпоративные газеты: «Купеческие ведомости» (для всего персонала) и «Купец» (для клиентов). Газета, конечно, требует больше затрат, чем Интернет-сайт. Но и финансовые возможности упомянутой торговой сети довольно внушительные. Но почему именно газета, а не журнал? Журнал стоит еще дороже. А сотрудников и, тем более, покупателей у ТС «Купец» очень много, причем в основном это самые обычные люди, не относящиеся к категории VIP.
Сбербанк России, например, издает полноцветный журнал «Прямые инВЕСТИции» для наиболее крупных клиентов и бизнес-партнеров, а другие группы как внешней, так и внутренней общественности тоже охватывает корпоративными газетами.
Каждый из видов, подвидов корпоративных СМИ имеет свои преимущества и свои недостатки, которые уже рассматривались во второй главе.
Выбрав вид корпоративного СМИ, необходимо решить ряд конкретных вопросов, связанных с его дальнейшим существованием. Например, если это печатное издание, то каков будет его объем и формат? Каков тираж и какова периодичность? На какой бумаге и в какой типографии издание будет печататься? Будет оно цветным или черно-белым? Если речь идет о радио или телевидении – необходимо определить периодичность и время выхода в эфир, продолжительность передач и т.д.
И, конечно, нужно определиться с названием корпоративного СМИ. Дело ответственное! Ведь «как вы лодку назовете, так она и поплывет».
Лучше, чтоб название отражало специфику деятельности компании, было кратким, ярким и легко произносимым. А если еще и некая оригинальность присутствует, так вовсе замечательно.
Например, удачными представляются названия корпоративных изданий Сбербанка России («Прямые инВЕСТИции»), компании сотовой связи «Мотив» («690»), ООО «Уралтрансгаз» («Трасса»).
А вот название «Информационный листок» можно признать явно неудачными. Это «бледное», не запоминающееся и ни о чем не говорящее название.
Сведения о форме СМИ, его названии, тираже, периодичности и т.д. необходимы и для прохождения государственной регистрации– еще одного важного этапа создания корпоративного СМИ. Регистрация осуществляется в территориальном органе Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия[75].
Что касается законодательства, то специального нормативно-правового акта, посвященного корпоративным СМИ, в России нет. Предполагается, что корпоративные издания входят в понятие СМИ, данное ст. 2 Закона РФ «О СМИ»: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации»; «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».
По закону, права и обязанности учредителя, редакции, журналистов являются одинаковыми для всех средств массовой информации (в том числе, следовательно, и корпоративных).
Однако не всем СМИ необходима государственная регистрация. Согласно статье 12 Закона «О СМИ», «не требуется регистрация:
Средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
Периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
Радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения либо промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;
Аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров».
Таким образом, если речь идет о печатном издании, пока тираж его не достиг 1000 экземпляров, регистрация издания не требуется. Как только этот порог будет преодолен, государство должно быть уведомлено об издании такого СМИ. И только после его регистрации редакция средства массовой информации сможет продолжить его выпуск и распространение (ст. 8 Закона РФ «О СМИ»).
Но после сдачи документов и получения свидетельства о регистрации СМИ нужно помнить еще об одном моменте. Не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган. Иначе, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О СМИ», регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с иском о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным. Требования к Уставу установлены ст. 20 Закона РФ «О СМИ». В этой же статье говорится о том, что до утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее, чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Этим положением Закона можно воспользоваться и при утверждении принципов работы корпоративного СМИ. О требованиях к содержанию Договора между учредителем и редакцией сказано в статье 22 Закона РФ «О СМИ».
Сетевые корпоративные издания (веб-издания) не обязаны проходить государственную регистрацию.
Еще до выхода в свет (в эфир) корпоративного СМИ, целесообразно провести исследование целевой аудитории, узнать информационные потребности, предпочтения людей, их пожелания. Существуют разные способы изучения аудитории (социологические исследования, фокус-группы, анкетирования, опросы и т.д.), имеющие разные степени сложности, репрезентативности, стоимости проведения. Эти способы уже рассмотрены исследователями журналистики[76], поэтому подробно на них останавливаться не будем (за исключением некоторых, которые возможно организовать силами самой редакции – мы о них поговорим чуть позже). Нужно отметить, что корпоративные СМИ в плане изучения своей аудитории обладают, как правило, преимуществами перед всей остальной прессой. И эти преимущества необходимо использовать! Некоторые важные характеристики аудитории (социально-демографические, например) можно просто узнать в HR-службе компании. В изучении информационных интересов и потребностей аудитории также могут помочь другие подразделения (сотрудники) фирмы. Например, с помощью отдела маркетинга и штатных социологов торговой сети «Купец» редакция одноименной корпоративной газеты проводит периодические опросы читателей. И это совершенно правильно: процесс изучения аудитории должен начинаться с создания корпоративного СМИ и затем осуществляться постоянно. Даже настоящие социологические исследования редакции некоторых корпоративных СМИ могут проводить бесплатно. Если же такой возможности нет – можно использовать метод фокус-группы или своими силами провести анкетирование, опрос читателей и т.д. А лучше использовать разные методы в комплексе.
Именно читатели могут подсказать (и часто подсказывают) идеи интересных тем, рубрик, оказать существенную помощь в создании модели. Это следующий этап работы над корпоративным СМИ.
ГЛАВА 8.