Внешняя и внутренняя среда организации
Лекция 1. Информационная поддержка бизнеса
Оглавление лекции 1
(для тех, кто не умеет пользоваться функцией WORDа - схема документа)
Лекция 1. Информационная поддержка бизнеса. 1
Внешняя и внутренняя среда организации. 1
Информация в бизнесе. 6
Информационные ресурсы бизнеса. 7
Автоматизированные и неавтоматизированные информационные системы.. 8
Классификация ИС. 9
Классификация ИС по характеру обработки информации. 10
Классификация ИС по степени охвата функций и уровней управления. 12
Классификация по признаку структурированности задач. 13
Классификация ИС по степени автоматизации информационных процессов. 17
Информационный менеджмент. 24
1. Предмет информационного менеджмента. 28
2. Методы информационного менеджмента. 29
3. Задачи информационного менеджмента. 30
Формирование технологической среды ИС.. 30
Развитие ИС и обеспечение ее обслуживания. 31
Планирование в среде ИС.. 31
Формирование инновационной политики предприятия. 32
Формирование организационной структуры в области информатизации. 35
Использование и эксплуатация ИС.. 36
Управление капиталовложениями в сфере информатизации. 36
Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов 37
Информация и право собственности. 38
Правонарушения в области защищенности ИС.. 38
Список иллюстраций лекции 1
(для тех, кто не умеет составлять список таблиц и иллюстраций – при формировании подписи рисунка - вставка, ссылка, название)
Рисунок 1. Внешние информационные потоки предприятия. 3
Рисунок 2. Влияние внешней среды на управляющую систему. 3
Рисунок 3. Влияние внешней среды на управляемую систему. 4
Рисунок 4. Уровни управления и типы ИС.. 10
Рисунок 5. Отдельные элементы и процедуры типовой ЭИС.. 11
Рисунок 6. Типы информационных систем, используемых для решения частично структурированных задач. 16
Рисунок 7. Классификация ИС по степени автоматизации информационных процессов. 18
Рисунок 8. Управленческая пирамида. 27
Внешняя и внутренняя среда организации
Жизнь общества на современном этапе полностью и всецело зависит от степени обладания информацией и умения ее передавать с наименьшими искажениями и потерями.
Cущность информационного менеджмента, методы информационного менеджмента являются универсальными для тех организаций, где процесс управления информацией с помощью коммуникационных технологий является основой их деятельности.
Понятие информационного менеджмента появилось относительно недавно, когда персональный компьютер появился на столе у пользователя и пользователь почувствовал «вкус интерактивного общения» с компьютером и информационные системы (ИС) стали необходимым средством успешного менеджмента. Одновременно возникла необходимость планировать и управлять всеми информационными ресурсами. Практика применения ИС выявила основное, существующее в настоящее время, противоречие: несоответствие между расходами на создание и эксплуатацию ИС и качеством разработки и той информационной поддержки, которую оказывают руководителю эти ИС.
Так как любое действие при выполнении производственно- хозяйственной деятельности обязательно должно находить свое информационное отображение, то любое предприятие можно рассматривать как мощный информационный центр, в котором сходятся внешние и внутренние информационные потоки.
Внешняя деловая среда (или макросфера) предприятия – это совокупность экономических и политических объектов, действующих за пределами предприятия, и отношений, складывающихся между ними и предприятием (см. рис.1).
Согласно оценкам экспертов:
- наибольшая опасность влияния макросферы заключается в неожиданных действиях конкурентов.
Одной из особенностей систем управления, отличающих их от технических систем, является значительно более тесная связь с внешней средой.
Рисунок 1. Внешние информационные потоки предприятия
Хорошо обеспеченная ресурсами техническая система может быть длительное время автономна. Система управления в этом смысле гораздо ближе к живым объектам, которые просто не могут существовать, не обмениваясь с внешней средой энергией, веществом или информацией. Чем выше степень формализации (однозначного определения) процессов в системе, тем меньше на нее влияние внешней среды. Внешняя среда оказывает влияние как на управляющую (см. рис.2), так и на управляемую систему (см. рис.3).
Влияния и изменения могут быть настолько радикальными, что могут потребовать перестройки функционирования всей системы в целом.
Рисунок 2. Влияние внешней среды на управляющую систему
Внешняя среда во многих случаях влияет на:
- алгоритмы и процедуры принимаемых решений;
- на цели и критерии эффективности принимаемых решений;
- на накладываемые ограничения.
-
Рисунок 3. Влияние внешней среды на управляемую систему
Внутренняя деловая среда (или микросфера) – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.
Согласно оценкам экспертов:
- наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и техническая база.
Руководитель (предприниматель) согласно современным оценкам в своей деятельности играет три информационные роли:
- приемника информации;
- распространителя информации;
- профессионального представителя во внешнем мире.
От того, как руководитель сыграет свои информационные роли, организовав профессиональные информационные потоки, в существенной степени зависит производительность работы предприятия. Но производительность предприятия определяется не только количеством информации, но и качеством, которое должен правильно понимать и оценивать руководитель.
Информация является одним из основных ресурсов роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет:
- устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;
- принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;
- координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.
Поэтому на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих направлениях:
- выявление проблем и определение информационных потребностей;
- отбор источников информации;
- сбор информации;
- обработка информации и оценка ее полноты и значимости;
- анализ информации и выявление тенденций в избранных сферах;
- разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия;
- оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие управляющих решений для реализации стратегических планов.