Мы любим футбол и стрелять
Мы любим футбол и стрельбу.
7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
10. Разрыв причастного оборота определяемым словом.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
11. Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.
12. Замена страдательных причастий действительными
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
13. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
14. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
15. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.
Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии.
16. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто.
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения:
Те, ….., не могли не любоваться…;
тот,….не мог не любоваться и т.п.
Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
17. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.
Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.
Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.
Запомните некоторые сочетания слов:
скучать (по кому? чему?) — с существительными и личными местоимениями 3-го лица) : скучать по нему, по морю, по лету и т.п.
скучать (по ком?) — с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн.ч.: скучать по Вас; скучали по нас;
уплатить, заплатить (за что?) уплатить, заплатить за проезд;
оплатить (что?) оплатить проезд;
уверенность (в чем?) уверенность в победе
вера (во что?) вера в победу
18. Смешение прямой и косвенной речи
Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать.
Студент грустно сказал, что он ещё пока не готов отвечать.
19. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки.
Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в дательном падеже (кому, чему)
Правильный вариант:
Благодаря (кому?) докторУ, больной поправился.
Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ.
Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной.
20. Ошибки в употреблении предлога «по». Употребляется с предложным падежом (о ком, о чем)
По завершениИ учебного года мы поедем в Крым.
По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
21. Ошибки в употреблении имен собственных.
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
22. Неоправданная инверсия
Глаза его прикрывали стёкла очков.
Стёкла очков прикрывали его глаза.
3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.
Учёный оперировал с точными фактами.
Учёный оперировал точными фактами.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматические ошибки | Ошибки | Правильный вариант |
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Неверное употребление предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ , ПО. | 1.По приезду все разошлись по своим комнатам. 2.Всё было исполнено согласно приказа. 3.Вопреки прогноза туристы вышли на маршрут. | 1.По приезде все разошлись по своим комнатам. 2.Всё было исполнено согласно приказу. 3.Вопреки прогнозу туристы вышли на маршрут. |
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1.Все, кто интересуется театром, знает историю МХАТа 2.Все, кто пришли на концерт, остались довольны 3.Большинство возражали против такой оценки его поэзии | 1.Все, кто интересуется театром, знают историю МХАТа 2. Все, кто пришли на концерт, остались довольны 3. 3.Большинство возражало против такой оценки его поэзии |
3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1.В романе«Войне и мире» отразилась история России. | 1.В романе«Война и мир» отразилась история России. 2.В «Войне и мире» отразилась история России. |
4)неправильное построение предложения с косвенной речью | 1.В суде Иван заверил, что я убежден в её невиновности. | 1.В суде Иван заверил, что он убежден в её невиновности. |
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1.Покатавшись на катке, у меня очень сильно болят ноги | 1.Покатавшись на коньках, я почувствовал, что у меня заболели ноги. |
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1.Несколько отдыхающих, ожидающие автобус, прогуливались по аллее. | 1.Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее. |
7)нарушение в употреблении однородных членов | 1.В конференции участвовали представители многих городов: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль. 2.Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки. | 1.В конференции участвовали представители многих городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля. 2.Я хотел вникнуть во все тайны этой науки и познать их. |
ПРАКТИКА
1.
А) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимися там, но скоро оценили прелести деревенской жизни. Б) Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствует себя хорошо. В) Читая книгу, вдруг погас свет. Г)Брат интересовался и мечтал написать книгу об истории этого края. Д)Вопреки уговора отец в такую погоду все же отправился в лес на поиски друга. | 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами |
2.
А) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. Б) Романм «Героем нашего времени» ,написанным М. Ю. Лермонтовым, восхищались современники. В) Коллекцию образцов горных пород, собранные в экспедиции, геологи отдали в музей. Г)Врач сказал, что «я не обнаружил никаких изменений в вашем организме». Д)Узнавая о прошлом семьи, было составлено генеологическое древо. | 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами |
3.
А) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны. Б)Приключения, описавшиеся в книге, волновали меня необычайно. В)Все, кто получили грамоты, сейчас стояли на сцене. Г) Мы прилетели в Сингапур согласно расписания. Д) Отрываясь от книги, перед глазами возникали сверкающие шлемы и мечи. | 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами |
4.
А) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия. Б) Жители города проводят свой досуг в театрах, концертных залах, спортплощадках. В)Огромное количество звезд светили с неба в эту ночь. Г) Одним из писателей, рассказавшим о «маленьком» человеке, был Н.В.Гоголь. Д)Современники А.С.Пушкина гордились и любили творчество поэта. | 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами |
5.
А) Все, кто пришли на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды. Б) Туристы направились к леснику, жившим возле небольшого лесного озера. В) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Г) 1) Циолковский писал, что основная цель моей жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд. Д)Разворачивая подарок, мне поразила его величина. | 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением 3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)неправильное построение предложения с косвенной речью 7)ошибка в построении предложения с однородными членами |