Этапы конспектирования

1) прием информации;

2) отбор;

3) переформулирование и фиксация.

Прием информации — восприятие печатного текста осуществляется зрительным анализатором, который дает возможность распознать печатный текст на уровне смысловых отрезков; аудирование происходит по смысловым частям речи говорящего.

При первичном отбореинформации конспектирующий, отсекая излишнюю информацию, продолжает аудирование или чтение до тех пор, пока не получит информацию, которую сочтет нужным зафиксировать; информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны, важности и т. п. (в зависимости от цели).

Переформулирование (трансформация) — обработка информации («новой» и хорошо известной конспектирующему), полученной в результате отбора информации, с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключенияв первоисточнике повторов, подробностей и т. п., или путем обобщенияцелого ряда однородных актов. «Новая» информация типа определений, правил, формулировок закономерностей и т. п., как правило, нуждается в дословной записи.

Фиксация информации — один из этапов конспектирования, следующий за отбором и переформулированием. Фиксация информации, независимо от способа предъявления информации, зависит от скорости письма. Так, если конспектирующий владеет традиционной скоростью письма, равной 60 знакам в минуту, конспектирование не может быть осуществлено качественно при ускоренном темпе речи лектора и при большой концентрации информации. Конспект в таком случае ста­новится неполноценным.

Сокращение слов — одно из эффективных способов увеличения скорости фиксации информации. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для восстановления данного слова в данном контексте. Например, сокращение след. может быть расшифровано в зависимости от контекста как следующий, следователъно, следовать, следователъ, следствие, следовой и т. д. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, уч-ся, кол-ва}. Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную, после которой ставится точка. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры (абс. — абсолютный, авт. — автономный, АН — Академия наук), общепринятые знаки (# — то-то не есть то-то, > — больше, < — меньше, V — сравнение, сопоставление и т. д.), индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. (Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н.Г. Чернышевского: ЖЗ — жизнь, X — если).

Реферат –

вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный небольшим объёмом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста.

Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. По реферату читатель должен ясно представить себе степень необходимости обращения к оригиналу для уточнения каких-то подробностей, деталей. В реферате объективно излагается содержание исходного текста, он не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки референтом освещае­мой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку самого читателя.

Основное назначение реферата — быть средством передачи информации.

Один из существенных признаков реферата — постоянство его структуры. В любом реферате выделяют:

1. заголовочную часть — библиографическое описание, фамилия автора, выходные данные исходного текста, указание на его объем в страницах, а при необходимости сведения о языке ори­гинала;

2. собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Именно наличие этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

3. при необходимости — справочный аппарат: сведения о количестве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно используется в рефератах по естественным наукам.

Построение собственно реферативной части зависит от строения исходного текста, подчиняется законам его внутренней организации.

Различают несколько видов Р., классификация которых производится по различным признакам:

1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические(результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

2. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на:

информативные (более полно излагающие информацию первоисточника, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и

индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно).

Целевое назначение информативного реферата — заменить собой первоисточник, индикативного — помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Выделяют также аспектные рефераты, ориентированные на определенную категорию читателей, тематическую область или проблему; рефераты пофрагментные, включающие информацию одного из разделов исходного текста, кроме того, авторские, машинные и т. д.

Язык реферативного текста характеризуется общими для научного стиля чертами: ясностью, точностью, логичностью и доказательностью. Одной из особенностей текстов рефератов является наличие так называемых клише, особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, критерием для выделения которых служит регулярность их появления в определенных повторяющихся ситуациях (В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается... Тема, обсуждаемая в статье, относится к области... В заключительной части статьи рассматривается... и т. д,).

Реферирование

(от лат. геfегге — докладывать, сообщать) — один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами ре­чевой деятельности. С одной стороны, в основе реферирования лежит репродуктивная деятельность, посредством которой осуществляется связь между реферируемым материалом и референтом, с другой— продуктивная, если рассматривать рефераткак коммуникативно-познавательный акт в целом.

Как один из видов речевой деятельности, реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает обычные для нее этапы:

1. этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);

2. этап планирования(составление программы высказывания);

3. этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста реферата, его функционального назначения);

4. этап контроля (соотнесение результата с первоначальным за-мыслом, совершенствование текста реферата).

Наши рекомендации