Стилистика имени числительного включает целый ряд вопросов

Остановимся на трудных случаях употребления собирательных числительных: 1. В некоторых случаях для обозначения количества используются собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро – двумя последними практически не пользуются). Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно: а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток; в) с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;

2. С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, наряду с собирательными числительными могут употребляться числительные, обозначающие целые числа: двое учеников – два ученика, трое друзей – три друга. С существительными женского рода употребляются только количественные числительные: две ученицы, семь девочек.

3. Собирательные числительные не сочетаются с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков), но сочетаются с существительными, обозначающими детёнышей животных: четверо медвежат.

4. При употреблении собирательного числительного оба – обе в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используется основа обе-, а в мужском и среднем роде используется основа обо-: обоих студентов, обеих студенток. Таким образом, знание языковых норм употребления глаголов и числительных поможет избежать нарушения их стилистического использования и сделать речь правильной, соответствующей требованием современного русского языка.

Т Е К С Т Л Е К Ц И И 12 Стилистика простых предложений Синтаксическая стилистика (или стилистический синтаксис) изучает использование различных синтаксических конструкций для стилистических целей.

В круг изучения синтаксической стилистики входит прежде всего стилистическое использование разных типов простого и сложного предложений. Остановимся на стилистике простых предложений. Важнейшими вопросами стилистики простых предложений являются следующие: – стилистическое использование разных типов простого предложения; – согласование сказуемого с подлежащим; – согласование определения с определяемым словом. Между разными типами простого предложения возможны синонимические отношения. 1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащем): Предлагаю объявить перерыв – Я предлагаю объявить перерыв; Тебе звонили – Тебе кто-то звонил. 2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными, при этом инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания: Этого не понять! – Этого не поймёшь. 3. Некоторые двусоставные предложения с переходным глаголом-сказуемым могут быть даны в варианте действительного или страдательного залога и в форме односоставного предложения: Река размыла берега – Берега размыты рекой – Рекой размыло берега. Предложения со страдательной конструкцией в современном русском языке чаще всего употребляются без указания на деятеля: Дома простроены в срок. Соглашение уже подписано. 4. Синонимичными могут быть повествовательные и вопросительные предложения: Неужели ты не можешь это сделать? – Ты можешь это сделать. 5. Могут выступать как синонимы также утвердительные и отрицательные предложения: Как же, буду я тебе помогать? – Я не буду тебе помогать. Синтаксические синонимы часто различаются эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской. К трудным стилистическим вопросам относится также согласование сказуемого с подлежащим. Рассмотрим основные правила согласования сказуемого с подлежащим: 1. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе. Единственное число употребляется в том случае, если: – существительное обозначает неодушевлённые предметы (Ряд столов стоял ...); – не подчёркивается активность действующих лиц (Большинство учеников отсутствовало). Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены). 2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек …), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа. Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц. И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин). Форма единственного числа сказуемого употребляется: – при подчёркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне – если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное: Прошло сто лет 3. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь. Уже много учеников посетило эту выставку. 4. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят (А. С. Пушкин). Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное. Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин). Стилистика простого предложения включает также вопрос о согласовании определения с определяемым словом. 1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным. Маша – большая сластёна. Миша – большой сластёна. 2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома? Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа. Четыре новых автомобиля сошли с конвейера. Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа. Три углублённые в земле И мхом поросшие ступени Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин). Проблемы стилистики простого предложения требуют внимательного изучения. Неправильное использование синтаксических конструкций для стилистических целей приводит к стилистическим ошибкам.

Т Е К С Т Л Е К Ц И И 1 3 Стилистика сложных предложений. Стилистические особенности употребления причастных и деепричастных оборотов

Употребление сложных предложений – отличительная черта книжной речи. В разговорной речи используются в основном простые предложения, часто – неполные. В письменной речи встречаются следующие стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения: 1. Сочетание одного из членов предложения и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки. 2. Употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно. Он утверждает, что будто бы самолёт был неисправен. 3. Неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека (вместо если нужен союз когда). 4. Неуместно повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, всё закончилось бы благополучно). 5. Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. Сравните: Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. 6. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении: Самое трагичное (то), что выхода из создавшегося положения нет. 7. Контаминация (смешение) прямой и косвенной речи: Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в кино. Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения: Сосед по парте спросил, кто пойдёт с ним в кино. Большое количество стилистических ошибок наблюдается также при употреблении в речи причастных и деепричастных оборотов. К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением причастных оборотов, относятся следующие: – образование несуществующей формы причастия: Можно было предотвратить несчастные случаи, произошедшие бы в посёлке; – неудачный порядок слов в предложении, при котором возникает двусмысленность: Это один из крупнейших заводов по производству фотоаппаратов, выпускающих камеры для многих стран мира (причастный оборот ошибочно относится к слову фотоаппаратов). Существует также ошибки, связанные с употреблением в речи деепричастных оборотов: – употребление несуществующих форм деепричастий: Побоясь (боясь) общественного мнения он отказался от своих слов. Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а ( – я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить, мазать, вязать, мочь, жать, петь, чесать и т. д. – нарушение главного правила оформления деепричастного оборота: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того

же лица: Подъезжая к городу, начался сильный ветер (сравните: Когда я подъехал к городу, начался сильный ветер). Таким образом, грамотное употребление сложных предложений, а также причастных и деепричастных оборотов требует знания правил их стилистического использования.

Т Е К С Т Л Е К Ц И И 1 4 Основы ораторского искусства Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. К социально-политическому красноречию относят доклад на социальнополитические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, митинговую речь, агитаторскую речь. К академическому красноречию – вузовскую лекцию, научный доклад, научный обзор, научное сообщение. К судебному красноречию – прокурорскую или обвинительную речь, адвокатскую или защитительную речь, самозащитительную речь обвиняемого. К социально - бытовому – юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово). К богословско-церковному красноречию – проповедь, речь на соборе. Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. Какие же навыки необходимо иметь оратору? К основным навыкам оратора относят следующие:  навык отбора литературы,  навык изучения отобранной литературы, навык составления плана,  навык написания текста речи,  навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени. Из приобретённых навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:  самостоятельно готовить выступление,  доходчиво и убедительно излагать материал,  отвечать на вопросы слушателей,  устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией,  применять технические средства, наглядные пособия и т.д. Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Предположим, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать его аудитории. Вам удаётся заинтересовать своим выступлением аудиторию, но вы не научились укладываться в отведённое для выступления время и не успеваете высказать основные положения речи, вы теряетесь, отвечая на вопросы слушателей. Бесспорно, это снижает качество ораторской речи.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий знает свой предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые, неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей. Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором. Мнения обычно расходятся – одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качество хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются. Спор этот не новый. Он ведётся на протяжении всей истории ораторского искусства. Обратимся к истории ораторского искусства. Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена? Но, может быть, не все знают, что его выступления вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над ним и, выражая своё недовольство, так кричал, что оратор не мог довести речь до конца. Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного труда Демосфен добился признания современников. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывают о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укрепить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уединялся на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы. Ведь в таком виде стыдно было появляться перед людьми, даже если очень хочется. У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию чёткой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъёма на крутую гору. Старался научиться говорить несколько стихов подряд или какую-нибудь фразу, не переводя дыхания. По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой разговор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в красноречии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземелье и повторял весь разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительные доводы, доказательства. Демосфен учился ораторскому искусству у других прославленных ораторов, его современников. Он внимательно слушал их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недостатки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные другими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант. Мастерство Демосфена-оратора было добыты постоянным, упорным, целеустремлённым трудом. Таким образом, мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Практикум Тема 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ТОЧНОСТИ РЕЧИ ▲Т Е О Р И Я

И Н Ф О Р М А Ц И Я 1  Работа над стилем текста – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи.  Неясность речи есть признак неясности мысли.  Однажды Л. Н. Толстой, шутя, заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог».  Важнейшая лексическая проблема – выбор слова для наиболее точного выражения мысли.  Правильное употребление слов – не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности текста.  Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания.

И Н Ф О Р М А Ц И Я 2 Лексические проблемы точности речи: а) поиск нужного слова; б) лексическая сочетаемость, т.е. способность слов соединяться друг с другом; в) речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли; г) речевая избыточность – многословие.

И Н Ф О Р М А Ц И Я 3 Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова: а) использование слова без учёта его семантики: Таня и Володя познакомились на заводе, оба уже были женаты; б) эвфемистичность речи (стремление скрыть отрицательный смысл высказывания);  Эвфемизмы – слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи. Дирекция завода уделяла мало внимания охране предприятия. в) анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определённой исторической эпохой): В XVIII веке в Ленинграде было создано много памятников архитектуры. г) логические ошибки: Плохо, когда во всех кинотеатрах города показывают одно и то же название фильма.

И Н Ф О Р М А Ц И Я 4  Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. Три типа сочетаемости: а) семантическая: Девичья фамилия моего отца Собакин (нарушена семантическая сочетаемость);

б) грамматическая: Моя твоя не понимает (нарушена грамматическая сочетаемость); в) лексическая сочетаемость: Мы потерпели победу (нарушение лексической сочетаемости);  Нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано контаминацией внешне похожих словосочетаний.  Контаминация – смешение двух выражений: заслужил известность (приобрёл известность и заслужил уважение); не играет значения (не играет роли и не имеет значения).  Семантическая несочетаемость слов не является препятствием для создания художественных образов. Нередко поэты и писатели нарушают лексическую сочетаемость, создавая необычные выразительные сочетания слов: Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души (Вл. Высоцкий). ● П Р А К Т И К А

С Л О В А Р Ь

декада

авария аварийный

светлое время суток (день) тёмное время суток (ночь)

награждать – наградить (чем?)

Доска почёта

чудище чудо

закоренелый преступник коренной житель

жениться выйти замуж

глубокая река глубокий ум глубокая старость раннее детство ранняя юность

одержать победу

потерпеть поражение

достигнутые успехи серьезные недостатки

пожилой человек старый дом

улучшение ≠ ухудшение добиться улучшения

размахивать руками

кулак

Поиск нужного слова

Упражнение 1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведённых предложениях; исправьте их. 1) Декада китайской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2) Неуютно работать в этом цехе, он находится в аварийном состоянии. 3) В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастёт на 2 часа. 4) Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почёта. 5) Космические корабли – новое чудище человеческого разума. 6) Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.

Лексическая сочетаемость

Упражнение 2. В приведённых предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте предложения. 1) К сегодняшнему часу информации ещё нет. 2) После гибели Ленского Ольга женилась на другом. 3) В глубоком детстве он был похож на мать. 4) В этих соревнованиях наши любимые спортсмены одержали поражение. 5) Здание театра производило уютное впечатление. 6) Руководители обратили внимание на достигнутые недостатки в работе. 7) Он ещё в глубокой юности начал писать песни. 8) Продаётся пожилой дом. 9) Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 10) Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 11) Стой спокойно и не размахивай глазами! (из речи воспитателя в детском саду). 12) Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребёнка). 13) Я вчера взял самолёт и прилетел в Москву (из речи иностранца).

▲Т Е О Р И Я

И Н Ф О Р М А Ц И Я 5

 Речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли: Студент Белов занял первое место по английскому языку.  Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания.  Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл: Творчество А. С. Пушкина волнует читателей на самых различных языках.  Речевую недостаточность легко можно исправить, вставив пропущенное слово или словосочетание: День рождения начинается в три часа (Отмечать День рождения мы начнём в три часа).

И Н Ф О Р М А Ц И Я 6  Речевая избыточность – это многословие.  А. П. Чехов заметил: «Краткость – сестра таланта».

Формы речевой избыточности: а) плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов (главная суть, ценные сокровища, тёмный мрак).  Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов (долгий и продолжительный; мужественный и смелый). б) тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос).  Тавтология может возникать также при соединении иноязычных и русских слов, сходных по значению: памятные сувениры, первый дебют, необычный феномен.  Тавтология и плеоназм могут быть стилистическими приёмами, усиливающими выразительность художественной речи: Точно они не виделись два года, поцелуй их был долгий, длительный (А. П. Чехов). ● П Р А К Т И К А

С Л О В А Р Ь

насекомое

борьба с насекомыми

кулинарный рецепт

волновать до глубины души (фраз.)

расписаться в документе

расписаться (с кем?) в загсе (разг.)

служить в армии

болезненный человек

решительные меры

толпа

врываться – ворваться (куда?) в здание

выступать – выступить (где?)

выступающий (кр. прич.)

наружный внешность

привлекательный

Речевая недостаточность

Упражнение 3. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясного высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения. 1) Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 2) Упал с крыши в больницу. 3) Книги предлагают рецепты на все основные праздники. 4) Меня до глубины волнует этот вопрос. 5) Вчера мы взяли да и расписались (разг.). 6) Её брат служит уже полтора года.

Речевая избыточность

Упражнение 4. Укажите формы речевой избыточности (плеоназм, тавтологию). Исправьте предложения. 1) Сегодня у нас в гостях гость из Харбина. 2) Он был настолько болезненный, что постоянно болел. 3) Мы должны принять решительные решения. 4) Толпа людей ворвалась в здание. 5) Он рассказал нам о своих планах на будущее. 6) Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 7) На уроках русского языка ученики учатся находить в тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 8) Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

Тема 2. НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЯЗЫКА

▲Т Е О Р И Я

И Н Ф О Р М А Ц И Я 1  Жаргон (арго, сленг) – особый язык, на котором общаются между собой члены какой-нибудь ограниченной социальной или профессиональной группы.  Жаргонизмы не входят в состав литературного языка, находятся за его пределами. Жаргон относится к ненормативным языковым явлениям.  Человек, владеющий литературной нормой, интересен всем и со всеми способен найти общий язык. Человек, общающийся посредством жаргона, может быть понят и принят лишь ограниченной группой людей.  Основное назначение жаргона – сделать речь непонятной для других. В этом в первую очередь заинтересованы низы общества: воры, мошенники, преступники  Использование жаргонных слов в официально-деловом и научном стилях совершенно недопустимо.  В публицистическом и художественном стилях жаргонная лексика используется для создания речевой характеристики героев. ● П Р А К Т И К А

С Л О В А Р Ь

красная цена (разг.)

криминальный

преступная иерархия

съезжаться – съехаться

симфонический концерт

художник-абстракционист

развлекать – развлечь

массивный

пряжка

далматин

депрессия

тусовка

милицейская дубинка

пассажир

выпивка

Жаргон

Упражнение 1. Ознакомьтесь, как сегодня в России называют деньги. баксы зелёные (зелень) капуста

бабки деревянные общак

Упражнение 2. Ознакомьтесь с названием отдельных банкнот, скажите, есть ли в вашем языке подобные названия.

10 рублей – десятка, червонец, чирик; 100 рублей – стольник; 1000 рублей – кусок, штука; 1 000 000 – лимон; 1 000 000 000 – пол-арбуза.

Упражнение 3. Прочитайте диалог, используя лексику из задания упражнения 2. – Займёшь 100 до понедельника? – Без проблем. – А 1000 не можешь? – Может быть, тебе 1 000 000 занять?

Упражнение 4. Объясните смысл следующих фраз. а) Храните денежки в «зелёненьких!». б) На недавних концертах Пугачёвой билеты в кассах шли по 15 штук, а с рук – за 50. в) Вымогатели требовали, чтобы он перевёл в западные банки «зелёный лимон». г) Какова красная цена «зелёному», никто точно не знает.

Упражнение 5. Подберите синонимы к выделенным жаргонизмам, переведите фразы на ваш родной язык. 1) Следствие установило, что Токарь был криминальным авторитетом. 2) В Москве задержан грузинский криминальный авторитет. 3) В преступной иерархии он в те годы был простой «шестёркой». 4) Одесские авторитеты съезжаются на «сходняк» делить деньги. 5) «Сходняк» проходил на квартире одного из авторитетов. 6) Дума – не воровской «сходняк».

Упражнение 6. Ознакомьтесь с репликами, выражающими различные эмоции. Отпад! Вещь! Круто! Крутизна! Классно! Ништяк! Супер! Вау! – положительные эмоции. Лажа! Фигня! Фуфло! – употребляются обычно при характеристике не понравившегося объекта. Отстой! – о чём-то не модном, непрестижном, устаревшем и т. д. Облом! – употребляется в значении неудачи, а также для выражения состояния лени, нежелания что-либо делать. По фиг! По барабану! – о состоянии безразличия.

Упражнение 7. Выберите соответствующую, на ваш взгляд, форму экспрессивной словесной реакции, пользуясь лексикой, представленной в упражнении 6, и аргументируйте свой выбор. а) Ваша подруга дарит вам на день рождения книгу В. Гёте «Страдания юного Вертера». б) Вы подготовили к экзамену только один билет, и на экзамене вам попался именно он. в) Вы не знаете только один билет, и на экзамене вам попался именно он.

г) Подруга приглашает вас на симфонический концерт. д) Ваш друг приглашает вас на выставку абстракционистов. е) Вы едете в автобусе и замечаете напротив себя президента своей страны. ж) Ваш знакомый признаётся вам, что он совсем не разбирается в компьютерах. Упражнение 8. Определите по контексту значение выделенных слов и выражений, активных в речи молодых.

1) Мне в лом читать 4 тома «Войны и мира», я лучше фильм посмотрю. 2) Фишка в том, что изменить уже ничего невозможно. 3) «Фишка» этой новогодней ночи – то, что все магазины и рестораны обязаны нас не только поить-кормить, но и развлекать. 4) – Прикинь, к нам в город приезжает группа Би-2. – Повтори ещё раз, что ты сказал, а то я не въехал. 5) Главная «фенечка» сезона – массивные пряжки. 6) Тогда вышел фильм про 101 далматина, и дочка, что называется, запала. 7) От чего колбасит зарубежных молодых?

Упражнение 9. «Переведите» диалог на литературный русский язык.

– Слышь, Кэн, у тебя завтра шнурки в стакане будут? – Не-а, а что? – Может, устроим дискач? – Идея классная! А наши герлы будут? – Спрашиваешь! Только новые диски приволоки. – Мне фазер своих Битлов отстегнул. – Да ну? Отпад! – Ладно, покеда. Мне ещё домашку учить надо.

Упражнение 10. Обратите внимание на активизацию суффикса -як в молодежном сленге. Определите значение данных слов:

депрессняк а) депрессия; б) сессия; в) грустный человек; тусняк а) дискотека; б) свидание; в) тусовка; отходняк а) поезд; б) прощание; в) отдых; обломняк а) неудача; б) ленивый; в) милицейская дубинка; сходняк а) пассажир; б) конференция; в) встреча; сушняк а) сухое вино; б) полотенце; в) состояние после выпивки;

▲Т Е О Р И Я

И Н Ф О Р М А Ц И Я 2  Следует различать разговорную лексику и лексику просторечную.  Разговорными являются слова, употребляемые в непринуждённой беседе и не нарушающие норм литературного языка, например: картошка, пятиэтажка, раздевалка, ножик, очкастый, худющий, получше, поудобней и т. д.  Просторечие – слова с более грубым оттенком, не входящие в литературный язык, например: брюхо, пузо, башка, рожа, харя, трепло и т. д.

 Просторечие засоряет, опошляет речь, придаёт ей грубый и неправильный характер.

И Н Ф О Р М А Ц И Я 3  Диалектные особенности характеризуют речь преимущественно сельского населения.  Диалекты – это нелитературный вариант языка. Диалектизмы могут отвлекать слушающих и мешать правильному пониманию. ● П Р А К Т И К А

С Л О В А Р Ь

брюхо, пузо (прост.) = живот

гляделки (прост.) = глаза

морда, рожа (прост.) = лицо

башка (прост.) = голова

спятить (прост.) = сойти с ума

балбес (прост.) = глупый, грубый и некультурный человек

облапошить (прост.) = обмануть

смыться (прост.) = убежать, исчезнуть незаметно, тайком

растяпа (прост.) = неловкий человек, делающий всё невнимательно, плохо

кочет (обл.) = петух

пуховка (обл.) = гриб-дождевик

утирка (обл.) = носовой платок

векша (обл.) = белка

гашник (обл.) = пояс

Просторечие и диалекты Упражнение 11. Употребите просторечные слова в данных предложениях. Замените их литературными. 1) У меня … болит! 2) Почему у тебя … грязная? 3) А … у неё красивые! 4) Что ты сделал, глупая твоя … ?! 5) Ты совсем … ! Завтра экзамен, а ты спишь целый день! 6) Какой ты хитрый, всех … ! 7) Только … не знает этого! 8) … бы сейчас с урока в кино! 9) Он даже гвоздь сам не забьёт …!

Упражнение 12. Найдите в предложениях диалектизмы, определите их значения. 1) Работу начинали с первыми кочетами. 2) Ребята набрали целую корзину пуховок. 3) Утирка осталась в кармане пальто. 4) Отец с братьями охотились на векшу. 5) Гашник у него новый да красивый! Упражнение 13. Составьте диалоги соответственно ситуациям, используя известные вам жаргонные, просторечные и диалектные слова. Разыграйте данные диалоги. а) Вы рассказываете другу о том, как весело провели вечер в молодёжной компании. б) Вы плохо себя чувствуете и жалуетесь на своё здоровье подруге. Она даёт вам советы. в) Вы отдыхали летом в деревне. Расскажите об этом своему другу. Упражнение 14. Представьте, что вы стали писателем, который пишет увлекательные детективы. Включите в свой роман диалог двух криминальных лидеров об убийстве состоятельного бизнесмена, которое они планируют. Составьте этот диалог и разыграйте его. Тема 3. ТЕОРИЯ ТРЁХ СТИЛЕЙ ▲Т Е О Р И Я

И Н Ф О Р М А Ц И Я 1  Существует три стиля эмоционально-психологической оценки речи: высокий, средний и простой.  Состав лексики высокого стиля: – высокие, возвышенные, торжественные слова (созерцать, доблестный, непревзойдённый и т. д.); – стилистически нейтральные слова (воин, чувство, уважение и т.д.); – старославянизмы (величие, великолепие, священный и т. д.).  Состав лексики среднего стиля: – нейтральные слова, стилистически не сниженные (стол, дерево, сутки и т. д.); – эмоционально окрашенные слова (пошлый, прекрасный, замечательный и т. д.); – термины многих наук (лингвистика, стилистика, фонетика и т. д.).  Состав лексики простого стиля: – обыденные, даже грубоватые слова (надо, нужно, сердиться, ругаться, безголовый, волосатый и т. д.); – стилистически нейтральные, разговорные слова (лежать, синий, дом, налево и т. д.); – могут использоваться жаргонизмы и просторечные слова.  Частично традиционная градация трёх стилей соответствует делению слов на книжные, стилистически нейтральные и разговорные слова и выражения. ● П Р А К Т И К А

С Л О В А Р Ь

взор

величественный (высок.)

зрелище

насущный вопрос

наболевший вопрос

бытие озарять – озарить (что?) восходящее солнце глубокоуважаемый (высок.) благоговение (высок.) высокочтимый (высок.) (кому?) выпала честь (фраз.) приветствовать – поприветствовать (кого?)

внушать – внушить (что?) высокие заслуги безупречный человек знаменательный день искренняя признательность человеческие добродетели доброжелательность требовательность вежливость интеллигентность порядочность благородное педагогическое поприще

ничтожество мерзкий отвратительный подлый безнравственно

низко недостойное поведение бесчестно уважаемый довожу до Вашего сведения прибывать – прибыть

место назначения указанный срок приступить к исполнению служебных обязанностей

олигарх форум

Упражнение 1. Определите стилевую принадлежность следующих синтаксических синонимов.  1) Перед нашим взором предстало величественное зрелище. 2) Перед нашими глазами открылся прекрасный вид. 3) Мы увидели что-то необычное.  4) Нам предстоит решать насущные вопросы нашего бытия. 5) Перед нами стоят актуальные проблемы нашей жизни. 6) Сегодня нужно решить кое-какие наболевшие вопросы.  7) Сад был озарён первыми лучами восходящего солнца.8) Утренний сад был освещён солнечным светом. 9) В саду было солнце.

Упражнение 2. Определите стилевую принадлежность данного отрывка. Глубокоуважаемый и дорогой мой друг и товарищ, Андрей Михайлович! Мне выпала честь первому приветствовать тебя, и, гордый этой честью, я тем не менее чувствую, что едва ли смогу выразить с достаточной силой те чувства глубокого уважения и, можно сказать, даже благоговения, которые невольно внушаешь ты, высокочтимый Андрей Михайлович, и своими высокими заслугами, и безупречною своею деятельностью как профессор, и, наконец, как безупречный добрый человек и редкий товарищ. К. Станюкович. Жрецы

Упражнение 3. Представьте, что вам нужно произнести поздравительную речь на юбилее вашего преподавателя. Прочитайте текст этой речи. Вставьте в текст пропущенные слова, используя лексический справочный материал. Лексический справочный материал: глубокоуважаемый, знаменательный день, мне выпала честь, поздравить, позвольте выразить, глубокое уважение, человеческие добродетели (доброжелательность, требовательность, вежливость, порядочность, интеллигентность), благородное педагогическое поприще. …………… Пётр Иванович!

В этот … день мне … … первому … Вас с юбилеем от лица всех студентов! Позвольте … Вам наше … … и искреннюю признательность! Вы являетесь для нас олицетворением всех человеческих … : доброжелательности, … , … , … , … ! Мы, благодарные Ваши ученики, желаем Вам дальнейших успехов на … … поприще! Здоровья Вам и … !

Упражнение 4. Выразите своё негодование по поводу безнравственного поступка вашего товарища, используя не обыденные бранные слова, а лексику высокого стиля речи. Употребите высокие слова с отрицательной лексической оценкой из лексического справочного материала в данных предложениях.

Лексический справочный материал: ничтожество, отвратительный, мерзкий, подлый, безнравственно, низко, бесчестно, недостойное поведение.

Только … способно совершить такой … поступок! Вы … , … человек! Вы поступили … , … и … ! Ваше … … – дурной пример для окружающих!

Упражнение 5. Определите, к какому из трёх стилей (высокому, среднему, простому) принадлежит текст данного официального письма. Уважаемый Виктор Иванович!

Наши рекомендации