Слог. Словесное ударение. Слоговый акцент. Фразовая интонация

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех язы­ках мира. Слог

везде выступает как минимальная произ­носительная (артикуляционная) единица ре-ч

и. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков,

соседствующих в речевой цепи и определенным образом объ­единенных в некое

неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

Чаще всего вершину, или ядро, слога образует тот или иной гласный звук,

а на периферии слога располагаются согласные. Ср. пря-ник

(дефисом мы обозначаем слогораздел), до-мик, ра-злу-чить. Нередко слог

состоит из одного гласного (т. е. периферия оказывается нулевой). Вместе с тем

возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском языке такие

слоги сплошь да рядом встречаются в беглом разговорном стиле

произношения, на­пример в словах полочка (если его произнести без

второго гласного), Ивановна (в произношении [i-v1a-n-nъ]) и

т. д. В этих слогах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже

встречаются слогообразующие шумные, например [s] в русском междометии тсс!

С другой стороны, слог может содержать в себе два гласных, как В нем. Maus

'мышь', и даже три, как во вьетнам, ngoai 'снаружи'. В этих случаях один

гласный (в наших примерах (а]) составляет ядро слога, а другой или другие — его

периферию. «Периферийные» глас­ные называют неслоговыми.

При изучении слога и слогоделения важными являются понятия (1)

открытого/закрытого и (2) долгого/краткого слогов.

1. Открытым слогом называется такой, который заканчива­ется

слогообразующим звуком (т. е. отсутствует «задняя периферия»). например все

слоги в русском ма-ма, чешском vr-ba, закрытым— такой,

который заканчивается неслогообразующим звуком, напри­мер мать, дай.

Есть языки (английский, немецкий, французский и др.), широко использующие

открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны

только открытые слоги. В со­временных славянских языках, в том числе и в

русском, открытые слоги используются значительно шире, чем закрытые:

интервокаль­ные группы согласных обычно отходят к следующему слогу, например

и-зба, а-ктер и т. д.1Только на конце слов широко представлены в

русском языке и закрытые слоги.

2. Для некоторых языков, например для древнегреческого и ла­тыни, для

арабского, существенно различение долгих и кратких

слогов. К долгим слогам относятся открытые слоги с долгим глас­ным в

вершине, а также все закрытые слоги. Краткими являются лишь те открытые

слоги, у которых вершиной служит краткий гласный.

Словесное ударение. Обычно словесное ударение заключается в том,

что в слове (или же в группе, состоящей из знаменательного слова и одного или

нескольких служебных) с помощью тех или иных звуковых средств подчеркивается

один вполне определенный слог, а иногда — в мень­шей мере— еще и другой или

другие слоги. Так, в русском слове новая всегда подчеркивается первый

слог, в под окном — последний слог, в да знаешь ли? — второй

слог, в немецком слове Eisenbahn 'железная дорога' — первый и в меньшей

степени третий слог и т. д. Слоги, несущие ударение, называют ударными (или

ударенными), остальные же — безударными (или неударенными). Способы зву­кового

выделения, используемые словесным ударением, разнообразны.

Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью — так называемое

динамическое, или силовое, ударе­ние. Он может удлиняться (чаще за счет

своего гласного) — кван­титативное, или количественное, ударение. Он может

выде­ляться повышением или понижением тона — музыкальное, или тоническое,

ударение. В ряде языков наблюдается также каче­ственное ударение — особое

качество звуков, составляющих ударный слог.

Словесное ударение может быть свободным (разноместным) или

связанным (фиксированным, одноместным).

1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно Может стоять на

любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы

видим в русском языке. Конечно, в каждом слове и в каждой грамматической форме

такого языка место уда­рения обычно закреплено строго (возможно только

новая, а не «но­вая» или «новая»), так что колебания (вроде творог —

творог) встре­чаются лишь в отдельных случаях. Свободным является ударение

также в украинском, белорусском, болгарском, литовском, немецком, английском,

скандинавских, итальянском и в ряде других языков. В этих языках есть случаи,

когда два разных слова или две разные формы, обладая одинаковым фонемным

составом, различаются лишь местом ударения. Таковы в русском языке, например,

пары мука и мука, плачу и плачу (совсем разные слова),

или стада и стада (разные формы одного слова), или в английском

import 'ввозить, им­портировать' и import 'ввоз, импорт’ (разные

слова — гла­гол и существительное,— тесно связанные по значению и

происхож­дению).

Свободное ударение может быть неподвижным при обра­зовании форм

слова и производных слов или подвижным.

Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох,

гороха, гороху и т. д., также горошина, горошек, гороховый, огоро­шить

— везде ударение падает на один и тот же слог -рох- или -ро-.

Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную

словоформу, но и данную корневую морфему: в слове горох и его

производных оно неизменно падает на второй слог корня. Ударение является в

подобных случаях такой же четкой и харак­терной приметой данной корневой

морфемы, как и фонемный состав ее экспонента.

Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, боро­де. но

бороду, бороды... и, наконец, бород (ср. и производное бородка).

Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где

ударение так или иначе характеризует определенные некор­невые морфемы

(окончания, суффиксы, приставки), определенные грамматические формы и

словообразовательные типы. Так, при­ставка вы- (в отличие от других

русских приставок) перетягивает уда­рение на себя (ср. смотреть, писать,

также посмотреть, написать, но высмотреть, выписать), однако при

образовании несовершенного вида суффикс -ыеа- (-ива-) заставляет

ударение перейти с этой при­ставки на слог, непосредственно предшествующий

суффиксу (выпи­сывать, высматривать). Аналогичная «борьба» между

морфемами, входящими в состав слова, «борьба» за место ударения в данной

слово­форме, происходит и в других случаях. В целом можно сказать, что в языках

со свободным ударением (и в случаях его подвижности, и в случаях неподвижности)

место ударе­ния в словоформе зависит от ее морфемного состава.

2. Связанным (фиксированным) называется словесное ударение в тех языках, в

которых оно всегда (или почти всегда) падает на один определенный по порядку

слог слова, например: только на началь­ный, только на конечный, только на

предпоследний слог и т. д. На­чальное ударение имеем в финно-угорских языках,

а из индоевропей­ских — в латышском, чешском, словацком (ср. в русском языке

имена собственные и другие слова, заимствованные из этих языков:

Хельсинки, Калевала — из финского; Таллин, Тарту — из

эстон­ского; Рига, Райнис — из латышского; Прага, Дворжак, Гашек,

ро­бот — из чешского; Пётефи, чардаш — из венгерского и т. д.)

1. Конечное ударение представлено в армянском (ср. Ереван, Сарьян),

таджикском (Душанбе). Фиксированное ударение на предпоследнем слоге

господствует в польском языке (ср. Варшава, Краков, Мицке­вич, шляхта).

Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях

ударения неравноправны, Между ними наблюдается известная градация: главное

ударе­ние противостоит одному или нескольким второстепенным, более

слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создава­емое главным

ударением, не нарушается; с помощью второстепенного ударения создается лишь

некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого.

В русском языке второстепенное ударение появляется лишь в более длинных сложных

словах вроде машиностроительный, севе­роамериканский, электрокардиограмма

(на первых компонентах этих слов) и в более длинных словах с приставками

после-, противо-, архи-, анти- и некоторыми другими (на этих приставках),

например послеоперационный, противотуберкулезный, ,архиреакционный,

антиимпериалистический. Впрочем, и в этих случаях второстепен­ное ударение

может отсутствовать.

Иную картину видим в германских языках, где второстепенные ударения в

определенных случаях строго обязательны и встречаются очень часто. Так, в

немецком все сложные слова и слова с некоторыми аффиксами (приставками или

суффиксами) обязательно имеют по два ударения и более — в зависимости от

количества корней и «тяжелых» (т. е. ударенных) аффиксов, входящих в состав

этого слова. Главное ударение обычно падает на первый компонент («тяжелую»

приставку, а при ее отсутствии — на первый корень в сложном слове),

второ­степенные же ударения — на последующие компоненты, например Ursrung

'происхождение', Haustur 'дверь дома', Untergrundbahn 'метро'

(букв. 'подземная дорога') и т. д.

Слоговой акцент. В ряде языков наблюдается явление, называемое слоговым

акцентом (также слоговым тоном, или интонацией слога). Оно имеет место

там, где на протяжении отдельного слога происхо­дят различные регулярные

изменения высоты основного тона голоса или же интенсивности звучания, которые

могут, противопоставляясь друг другу, выполнять различительную функцию. Так, в

китайском литературном языке различают в знаменательных словах четыре слоговых

тона: 1) ровный (та 'мать'), 2) восходящий (та.

'конопля'); 3) нисходяще-восходящий (та 'лошадь') и 4) нисходящий

(та 'ру­гать'). Слог mai с нисходяще-восходящим тоном значит

'купить', а с нисходящим тоном— 'продать'. Во вьетнамском языке выделяют 6

тонов (в частности, различается постепенно-нисходящий и резко-нисходящий), а в

некоторых китайских диалектах — до 9 тонов.

Фразовая интонация. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация»)

охватывает все явления, наблюдаемые в рамках син­таксических единиц —

словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения).

Важнейший компонент интонации — мелодика, т.е. движение основного тона

голоса (повышение и 'понижение), создающее тональный контур высказывания и его

ча­стей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Так, су­щественное

понижение тона указывает на завершенность сообщения или какой-то его

относительно самостоятельной части. Напротив, повышение говорит о

незаконченности мысли, о том, что надо ждать продолжения, или — при другом

мелодическом рисунке — о том, что это вопрос, а не утверждение и т. д.

Мелодика и особенно второй важный компонент интонации — интенсивность

используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие

интонации входит фразо­вое ударение. Его нейтральную разновидность Л.

В. Щерба назы­вает синтагматическим ударением и рассматривает

как средство фонетической организации синтагм. Синтагма же понимается как

единица изменчивая, речевая, «...кратчайший отрезок речи... •который в данном

контексте и в данной ситуации соответствует еди­ному понятию». Синтагма —

сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и

тесной смысловой связью, В русском тексте синтагматическое ударение состоит в

том, что последнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом

неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем

другие. Так, предложение «Что вы делали вчера вечером?» наиболее привычно

распадется на две синтагмы (границы их обозначим вертикальной чертой, а слово,

получающее синтагматическое ударение, выделим курсивом): «Что вы делали \

вчера вечером?» Ср. и в ответе: «Читал новую книгу, | которую

мне дали ) на один день». Во всех этих случаях синтагматическое

ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между

словесными ударениями. Во французском тексте все слова синтагмы, кроме

последнего, вообще могут терять свое словесное ударение.

Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание

речи требует особого выделения каких-то частей выска­зывания. Это ударение

часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического

ударения. Так, в предложении «Его новая книга понравилась мне меньше, чем

первая», хотя на конце первой синтагмы стоит слово книга, мы больше

выделим не его, а другое слово — новая и тем самым сделаем более

выпуклым выраженное здесь противопоставление: новая — первая. В других

случаях логическое ударение, напротив, еще больше подчеркивает слово, которое и

без того должно быть выделено синтагматическим ударением. Ср.: «Это не новая

книга, а всего лишь новая статья!* Отметим, что логическое ударение

способно даже нарушать нормы словесного ударения. Ср. обычное словесное

ударение: до еды и ло­гическое: «до еды или после еды?»

Третий компонент интонации — темп речи, ее замедление и ускорение.

Замедлением темпа выделяются более важные слова в высказывании (разновидность

логического ударения) или слова, наиболее значимые эмоционально (так называемое

эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное, ударение). В русском языке в

случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растя­гивание)

ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова («Он замеча-ательный

человек?); в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т. д.) более типично

удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального

согласного ударного слога (негод-дяй!). С убыстрением темпа обычно

произносятся менее важные части вы­сказывания.

Важными компонентами интонации являются также паузирование, т. е.

расстановка пауз и их градация по степени длитель­ности, и, наконец, те

тембровые особенности, которые связаны с выражением общей эмоциональной

настроенности нашей речи (на­пример, то, что называют «металл в голосе»).

Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.

Наши рекомендации