Возрастные особенности становления рукости

У 5-8-месячных младенцев нет предпочтения руки (Ramsay, Willis, 1984). Оно фиксируется с началом произнесения первых слогов. С трех лет мотор­ная асимметрия легко обнаруживается. У детей дошкольного возраста на­блюдается преобладание активности правого полушария не только в образ­ной, но и в словесной деятельности (Айрапетянц, 1982).

У десятимесячных младенцев, реагирующих плачем, когда их забирали от матери, в спокойном состоянии выявлено относительное правополушар-ное доминирование (Davidson, Fox, 1989). У четырехлетних детей, хорошо умеющих ладить со сверстниками во время игр, в состоянии покоя отмече­но преобладание активности левой лобной коры, тогда как у детей, пред­почитавших играть в одиночестве,- зафиксировано преобладание активнос­ти правой лобной доли (Foxe.a., 1995).

Дети, у которых в возрасте 4 месяцев отмечается относительное преоблада­ние активации левого полушария, в 14 месяцев были более общительными по сравнению со сверстниками, которые в 4 месяца демонстрировали относитель­ную активацию правой лобной доли (Schmidt, Fox, 1996). Дети матерей с сим­птомами депрессии характеризуются снижением активности левой лобной доли при переживании положительных эмоций (Dawson e.a., 1992) и относи­тельно большей активацией правой лобной коры при выражении отрицатель­ных по сравнению со сверстниками здоровых матерей (Dawson e.a., 1997). Сни­женная активация левой лобной доли у 14-15-месячных младенцев депрессив­ных матерей обусловлена, по-видимому, более низкой эмоциональной привя­занностью к матери, в то время как усиленная генерализованная активация лоб­ной доли относится к более высоким уровням отрицательных эмоций, враж­дебности, вспышкам раздражения и агрессии (Dawson e.a., 1999).

У старших дошкольников и младших школьников увеличивается пред­почтение правой руки и ноги, но не глаза (Longoni, 1988). Примерно до че­тырехлетнего возраста правое и левое полушария одинаково участвуют в продукции речи. С возрастом прослеживается увеличение частоты левосто­роннего доминирования ЭЭГ-активности.

В дальнейшем фиксированная в детстве сенсомоторная асимметрия не ме­няется. Если травма у годовалого ребенка может привести к тому, что интакт-

нов (неповрежденное) полушарие возьмет на себя функцию поврежденного по­лушария, то у взрослого человека в подобных обстоятельствах функция утрачи­вается. Таким образом, пластичность структур в раннем возрасте сменяется ри­гидностью (жесткостью) привязки функций к конкретному участку мозга.

Словарь

Алинормальный синдром —

мягкие отклонения от нормы при леворукости.

Амбидекстрия —

способность одинаково владеть левой и правой рукой.

Амузия —

утрата в той или иной мере музыкальных способностей.

Асимметрия —

отсутствие симметрии мозговых полушарий (приставка “а” в латинском языке обозначает от­рицание). Асимметрия может проявляться на анатомическом, сенсорном, моторном и ког­нитивном уровнях, а ее характер зависит от генетических особенностей, гормонального ста­туса, уровня развития организма и средовых влияний.

Афазия —

заболевание, при котором отмечается нарушение воспроизведения или понимания члено­раздельной речи.

Билатеральная асимметрия —

правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве.

Дихотическое прослушивание —

метод одновременного предъявления информации в оба уха.

Шеомоторная апраксия —

заболевание, при котором больной неспособен воспроизвести привычное движение по ин­струкции.

Ипсилатеральное полушарие —

полушарие, расположенное на той же стороне, с которой поступает сигнал.

Комиссуротомия —

операция, представляющая собой хирургическое рассечение комиссур (связывающих полу­шария нервных волокон).

Контралатеральное полушарие

расположено на стороне, противоположной той, с которой поступает сигнал.

Межполушарное взаимодействие —

тонкий баланс участия каждого полушария в обработке всей информации в зависимости от задачи и характера стимульного материала. Учитываются такие виды взаимодействия полу­шарий, как сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями), интеграция (срав­нение информации, полученной разными полушариями), метаконтроль (контроль не всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию), суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, взаимное тормо­жение.

Моторная асимметрия ', '

проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении.

Односторонняя пространственная агнозия —

нарушение узнавания уже известной информации; наблюдается при повреждении правого полушария.

Проба Вида —

введение снотворного (амитал-натрия) в одну из сонных артерий, что приводит к засыпанию соответствующего полушария. Позволяет изучать функции бодрствующего полушария.

Прозопагнозия —

неспособность узнавать известные лица; наблюдается при повреждениях теменно-затылоч-

ных областей правого полушария.

Сенсорная асимметрия —

функциональное неравенство парных органов чувств.

Тахистоскоп —

прибор, позволяющий предъявлять изображение на очень короткое время (100-120 мс).

Типы асимметрии.

У млекопитающих различают две формы асимметрии: межполушарную, т. е. доминирование активности структур одного полушария, и функциональную специализацию полушарий, т. е. специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.

Трепанация черепа —

вскрытие черепной коробки и мозговых оболочек.

Энантиоморфный объект —

зеркальный объект по отношению к имеющемуся.

Эффект правого уха —

лучшее воспроизведение информации, предъявляемой в правое ухо при дихотическом тес­тировании.

Контрольные вопросы

1. Типы асимметрий.

2. История исследований функциональной асимметрии мозга.

3. Морфологическая асимметрия полушарий мозга.

4. Биохимические различия полушарий головного мозга.

5. Роль клинических данных в формировании представлений о функциональ­
ной активности правого и левого полушарий.

6. Что такое комиссуротомия?

7. Тахистоскоп и его использование в исследовании функциональной асиммет­
рии мозга.

8. Что такое проба Вада?

9. Роль исследований У. Пенфилда в понимании межполушарной асимметрии.

10. Результаты использования дихотического тестирования в исследованиях на
здоровых людях.

11. Современное представление о специализации левого и правого полушарий.

12. Типы межполушарных взаимоотношений.

13. Современное понимание причин леворукости и праворукости.

14. Профиль функциональной сенсо-моторной асимметрии.

Глава 5

Наши рекомендации