Возрастные особенности становления рукости
У 5-8-месячных младенцев нет предпочтения руки (Ramsay, Willis, 1984). Оно фиксируется с началом произнесения первых слогов. С трех лет моторная асимметрия легко обнаруживается. У детей дошкольного возраста наблюдается преобладание активности правого полушария не только в образной, но и в словесной деятельности (Айрапетянц, 1982).
У десятимесячных младенцев, реагирующих плачем, когда их забирали от матери, в спокойном состоянии выявлено относительное правополушар-ное доминирование (Davidson, Fox, 1989). У четырехлетних детей, хорошо умеющих ладить со сверстниками во время игр, в состоянии покоя отмечено преобладание активности левой лобной коры, тогда как у детей, предпочитавших играть в одиночестве,- зафиксировано преобладание активности правой лобной доли (Foxe.a., 1995).
Дети, у которых в возрасте 4 месяцев отмечается относительное преобладание активации левого полушария, в 14 месяцев были более общительными по сравнению со сверстниками, которые в 4 месяца демонстрировали относительную активацию правой лобной доли (Schmidt, Fox, 1996). Дети матерей с симптомами депрессии характеризуются снижением активности левой лобной доли при переживании положительных эмоций (Dawson e.a., 1992) и относительно большей активацией правой лобной коры при выражении отрицательных по сравнению со сверстниками здоровых матерей (Dawson e.a., 1997). Сниженная активация левой лобной доли у 14-15-месячных младенцев депрессивных матерей обусловлена, по-видимому, более низкой эмоциональной привязанностью к матери, в то время как усиленная генерализованная активация лобной доли относится к более высоким уровням отрицательных эмоций, враждебности, вспышкам раздражения и агрессии (Dawson e.a., 1999).
У старших дошкольников и младших школьников увеличивается предпочтение правой руки и ноги, но не глаза (Longoni, 1988). Примерно до четырехлетнего возраста правое и левое полушария одинаково участвуют в продукции речи. С возрастом прослеживается увеличение частоты левостороннего доминирования ЭЭГ-активности.
В дальнейшем фиксированная в детстве сенсомоторная асимметрия не меняется. Если травма у годовалого ребенка может привести к тому, что интакт-
нов (неповрежденное) полушарие возьмет на себя функцию поврежденного полушария, то у взрослого человека в подобных обстоятельствах функция утрачивается. Таким образом, пластичность структур в раннем возрасте сменяется ригидностью (жесткостью) привязки функций к конкретному участку мозга.
Словарь
Алинормальный синдром —
мягкие отклонения от нормы при леворукости.
Амбидекстрия —
способность одинаково владеть левой и правой рукой.
Амузия —
утрата в той или иной мере музыкальных способностей.
Асимметрия —
отсутствие симметрии мозговых полушарий (приставка “а” в латинском языке обозначает отрицание). Асимметрия может проявляться на анатомическом, сенсорном, моторном и когнитивном уровнях, а ее характер зависит от генетических особенностей, гормонального статуса, уровня развития организма и средовых влияний.
Афазия —
заболевание, при котором отмечается нарушение воспроизведения или понимания членораздельной речи.
Билатеральная асимметрия —
правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве.
Дихотическое прослушивание —
метод одновременного предъявления информации в оба уха.
Шеомоторная апраксия —
заболевание, при котором больной неспособен воспроизвести привычное движение по инструкции.
Ипсилатеральное полушарие —
полушарие, расположенное на той же стороне, с которой поступает сигнал.
Комиссуротомия —
операция, представляющая собой хирургическое рассечение комиссур (связывающих полушария нервных волокон).
Контралатеральное полушарие
расположено на стороне, противоположной той, с которой поступает сигнал.
Межполушарное взаимодействие —
тонкий баланс участия каждого полушария в обработке всей информации в зависимости от задачи и характера стимульного материала. Учитываются такие виды взаимодействия полушарий, как сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями), интеграция (сравнение информации, полученной разными полушариями), метаконтроль (контроль не всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию), суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение.
Моторная асимметрия ', '
проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении.
Односторонняя пространственная агнозия —
нарушение узнавания уже известной информации; наблюдается при повреждении правого полушария.
Проба Вида —
введение снотворного (амитал-натрия) в одну из сонных артерий, что приводит к засыпанию соответствующего полушария. Позволяет изучать функции бодрствующего полушария.
Прозопагнозия —
неспособность узнавать известные лица; наблюдается при повреждениях теменно-затылоч-
ных областей правого полушария.
Сенсорная асимметрия —
функциональное неравенство парных органов чувств.
Тахистоскоп —
прибор, позволяющий предъявлять изображение на очень короткое время (100-120 мс).
Типы асимметрии.
У млекопитающих различают две формы асимметрии: межполушарную, т. е. доминирование активности структур одного полушария, и функциональную специализацию полушарий, т. е. специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.
Трепанация черепа —
вскрытие черепной коробки и мозговых оболочек.
Энантиоморфный объект —
зеркальный объект по отношению к имеющемуся.
Эффект правого уха —
лучшее воспроизведение информации, предъявляемой в правое ухо при дихотическом тестировании.
Контрольные вопросы
1. Типы асимметрий.
2. История исследований функциональной асимметрии мозга.
3. Морфологическая асимметрия полушарий мозга.
4. Биохимические различия полушарий головного мозга.
5. Роль клинических данных в формировании представлений о функциональ
ной активности правого и левого полушарий.
6. Что такое комиссуротомия?
7. Тахистоскоп и его использование в исследовании функциональной асиммет
рии мозга.
8. Что такое проба Вада?
9. Роль исследований У. Пенфилда в понимании межполушарной асимметрии.
10. Результаты использования дихотического тестирования в исследованиях на
здоровых людях.
11. Современное представление о специализации левого и правого полушарий.
12. Типы межполушарных взаимоотношений.
13. Современное понимание причин леворукости и праворукости.
14. Профиль функциональной сенсо-моторной асимметрии.
Глава 5