Матричная форма структуры команды
Эта форма применяется, как правило, для малых и средних проектов, продолжительность жизненного цикла которых до двух лет (этот критерий в разных странах варьируется от 0,5 до 2 лет). Суть матричной формы состоит в том, что в проектную команду подбираются специалисты из функциональных отделов фирмы на временной контрактной основе. С точки зрения человеческих аспектов управления проектами, матричная форма имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
• гибкость в организации и развитии команды;
• полномочия функциональных отделов фирмы не дублируются;
• наличие у членов команды "уверенности в завтрашнем дне".
Проект-менеджер имеет возможность получить из функциональных отделов столько специалистов, сколько ему необходимо для выполнения объема работ на данный период. При увеличении или уменьшении объема, либо при появлении новых видов работ, он может изменить количественный и качественный состав команды за счет функциональных отделов фирмы. Это нормальный процесс развития команды.
В проектной команде не создаются собственные функциональные отделы, поэтому полномочия и функции отдельных специалистов, занятых исключительно в проекте, не пересекаются с полномочиями постоянно действующих функциональных отделов фирмы.
После завершения проекта участники команды возвращаются в свои функциональные отделы и продолжают работать на фирме. Окончание работ по проекту не связано у них с чувством беспокойства, неуверенности и необходимости искать работу. Это является весьма немаловажным положительным фактором матричной структуры.
Недостатки:
• отсутствие принципа единоначалия;
• временность коллектива;
• проблемы с распределением ресурсов в рамках фирмы;
• сложность взаимоотношений внутри фирмы.
Основной недостаток матричной структуры команды — это нарушение принципа единоначалия. Пересечение вертикальных и горизонтальных связей вызывает трудности в организации и управлении командой.
Проектная форма структуры команды
Для реализации крупного проекта внутри фирмы создается как бы филиал фирмы, копия уменьшенного масштаба. Функциональные отделы этой новой структуры представляют собой проектную команду. Эта организационная форма также имеет как достоинства, так и недостатки.
Преимущества:
• принцип единоначалия;
• определенность положения внутри фирмы;
• концентрация усилий и нацеленность всей команды на результат проекта.
Так как команда создается на длительный срок (более 2 лет), она полностью ориентирована на проект и его руководителя. Важнейшим преимуществом проектной формы является то, что она концентрирует все усилия участников на достижение главной цели проекта, не отвлекая их на выполнение других обязанностей в функциональных отделах фирмы.
Недостатки:
• дублирование функций внутри фирмы;
• отсутствие гибкости в развитии и реорганизации команды;
• неуверенность членов команды в получении работы после завершения проекта.
Наличие филиалов функциональных отделов фирмы внутри проектной команды приводит к дублированию функций. Этот факт связан с дополнительными затратами фирмы. В случае менее крупных проектов затраты на дублирование уже существующих на фирме отделов становятся непосильными.
Этапы создания команды.
Проектная команда обычно переживает пять стадий:
Формирование.
Главные трудности и первые "подводные камни" на этапе формирования команды можно сформулировать в следующем виде:
- Личные ощущения:
- Взаимоотношения в команде:
- Определение места временной команды внутри фирмы:
- Пользуется ли проект поддержкой руководства?
На этом этапе проект-менеджер должен прилагать интенсивные усилия по преодолению "подводных камней" и сплачиванию команды на основе главной цели проекта.
Рекомендуется проводить общие совещания для обсуждения следующих вопросов:
• работаем ли мы как единая команда?
• в чем наша сила и какие у нас недостатки?
• как складываются наши взаимоотношения?
• что мы можем улучшить и как?
• какие шаги необходимо предпринять для достижения желаемых перемен?
• с какими проблемами и трудностями нам скорее всего предстоит столкнуться в ближайшем будущем?
Период срабатываемости участников.
Общие проблемы на этапе срабатываемости команды выглядят следующим образом.
Трудности в работе команды:
Проявление характеров:
Обсуждение проблем:
Ошибочные методы отчета:
Ошибки руководства:
Взаимоотношения:
Период нормального функционирования.
Реорганизация.
Проект-менеджер производит изменения в количественном и качественном составе команды по нескольким причинам: ввиду изменения объемов и видов работ; замены некоторых работников из-за их непригодности; привлечение новых специалистов; приглашение временных экспертов и т.п. Все это нормальный процесс развития команды.
Расформирование команды.