Укрепление системы защиты государственных секретов в период ВОВ
1. Информационное противоборство в начальный период ВОВ;
2. Пропагандистская деятельность стран-союзников СССР в ходе 2 мировой войны.
Информационное противоборство в начальный период ВОВ
Благодаря высокой степени секретности и скоординированности дезинформационной деятельности внешнеполитических ведомств, пропагандистских организации и спецслужб фашисткой Германии Гитлеру удалось победить руководителя СССР и информационном противоборстве как в предвоенные годы так и в начале ВОВ и в результате достигнуть внезапности нападения на СССР и ряда значительных военных успехов. С началом войны основное внимание фашистского руководства было сосредоточено на информационно-психологической составляющей информационного противоборства. Для чего перед германскими спецслужбами и пропагандистскими органами были поставлены задачи по разложению красной армии и ее ближайших тылов по средством агитации пропаганды, дезорганизации управления красной армии путем распространения ложных приказов, сообщении и слухов. Реализация этих задач рассматривалась как необходимое условие подрыва боеспособности советских войск, обеспечение быстротечности и эффективности наступательных операций вермахта.
Одновременно рекомендовалось скрывать планы фашистского руководства, предусматривавшие расчленение СССР на отдельные государственные образования.
Реализация этих установок осуществлялась разными способами:
1. При помощи агид-снарядов распространялись листовки с обращением к рядовому составу командиром красной армии;
2. Широко использовались газеты и журналы;
3. Устное вещание;
4. Активно применялся метод психологического давления на население оккупированных территорий, а также на военнопленных с помощью усилительной аппаратуры;
5. В ходе ведения фашистской пропаганды широко использовались радиосредства передачи транслировались на 9 языках народов СССР через радиостанции Германии, Италии и в оккупированных странах.
В 42 году немецкие подразделения пропаганды были выделены в самостоятельный род войск. К 43 году войска пропаганды вермахта объединяли 21 роту пропаганды сухопутных войск, 7 взводов военных корреспондентов «Великая Германия» и 8 батальонов пропагандистов добровольцев на оккупированной территории. Вместе с тем силы германских спецслужб были нацелены на ослабление тыла нашей страны, на подрыв морально-политического потенциала и боевого духа к сопротивлению.
В 42 году в главном управления имперской безопасности был создан специальный разведывательный орган для подрывной деятельности против советского тыла в том числе с помощью пропаганды.
Важнейшее место в пропагандистской деятельности фашистской Германии занимало разжигание национальной вражды между народами СССР. Основными районами ведения такого рода пропаганды с использованием националистических элементов на территории СССР являлись республики советской Прибалтики, Украина, Белоруссия, северный Кавказ и Закавказье. Организация пропаганды на языках народов СССР занималась специальная служба, которая называлась «Венета».
Кроме официальных пропагандистских органов участвовали негосударственные организации:
1. Институт геополитики;
2. Иберогерманский институт;
3. Нордическое общество;
4. Русский общевоинский союз;
5. Антисоветские эмигрантские организации;
6. Русский общевоинский союз;
7. Национальный трудовой союз нового поколения;
8. Русско-фашистский союз;
9. Братство русской правды.
Исследование механизма психологической войны Германии против СССР позволяет выделить следующие основные задачи:
1. Обеспечение непосредственных боевых операций вермахта, деморализация личного состава советской армии, дезорганизация управления советскими войсками;
2. Пропагандистское обеспечение собственного тыла и разложение тыла СССР;
3. Разложение антигитлеровской коалиции путем создания СССР имиджа коммунистического врага всей Европы.
Получив тяжелый урок дезинформации от фашистов перед нападением на СССР, советская военная контрразведка в начальный период войны стала проводит собственные мероприятия по дезинформации фашистского командования и его разведывательных органов.
В дезинформацию входили следующие данные:
· О численном составе;
· Вооружении;
· Дислокации советских войск;
· Об истинных замыслах командования;
· Положении в тылу.
Наибольших размах мероприятий по дезинформации противника достигли во втором и третьем периодах войны.
Эффективным способом дезинформирования противника стало использование каналов радиосвязи в ходе радиоигр с разведорганами фашистов.
В противодействии фашисткой пропаганде и дезинформации участвовали:
· Политорганы красной армии;
· Органы военного управления;
· Службы спецпропаганды.
Основными направлениями их деятельности были следующие:
· Разложение армии фашистских войск Германии и войск государств союзников ее;
· Пропагандистская работа среди военнопленных;
· Пропаганда среди населения стран противостоящей стороны;
· Пропаганда среди населения освобождаемых стран.
В целях воздействия на солдат вермахта и население Германии в июне 1942 года при главном политическом управлении (ГПУ) был создан совет военно-политической пропаганды, образованный на базе советского бюро военно-политической пропаганды.
В 1944 появилось понятие «Пропагандистская операция», которая подразумевала комплекс пропагандистских действий, осуществлявшихся печатными и устными средствами, средствами наглядной агитации, военнопленными, направленных на достижение единой цели боевых операций и на реализацию планов и задач командования.
В 1944-1945 было проведено 27 пропагандистских операций.
Пропагандистская деятельность стран-союзников СССР в ходе 2 мировой войны
Одним из новых приемов психологического воздействия на население, появившихся в арсенале британских и американских пропагандистских органов в период 2 мировой войны стало завоевание доверия к проводимой пропаганде. Другим важнейшим приемом ведения пропаганды, особенно британской стороной, было использование неточности официальных сообщений противника.
Сотрудник американской разведки господин Фараго опубликовал книгу «Психологическая война в Германии» в 1941 году. В этой книге он впервые применил термин «психологическая война».
По определению Фараго психологическая война – это организованные усилия для распространения идей, доктрин и принципов, целью которых является приобретение союзников и сторонников, а также последователей страны, проводящей пропаганду, а также убеждение людей в том, что твое дело правое, а дело противника – ошибочное или несправедливое.
Ален Даллес выдвинул следующие принципы дезинформирования противника:
· Точная координация действий всех субъектов и объектов, участвующих в собирании дезинформации;
· Соблюдение строжайшей секретности, в том числе и в мирный период;
· Непрерывность дезинформации на протяжении определенного периода времени.
Информационное противоборство в период 2 мировой войны позволяет сделать следующие выводы:
1. Централизованное руководство, разработка и проведение стратегических, дезинформационных и информационно-психологических операций в период 2 мировой войны со стороны Германии осуществлял лично Гитлер, особенно привлекалась к этой деятельности молодежь;
2. Важнейшим методом достижения внезапности нападения на СССР было дезинформирование военно-политического руководства нашей страны и лично товарища Сталина;
3. Отсутствие коллегиальности в советском руководстве при принятии важных политических решений, недостаточный допуск представителей высшего командования Красной армии к разведывательной информации, ослабление разведки и контрразведки сталинскими репрессиями с одной стороны и высокая степень секретности дезинформационных мероприятий фашистского руководства с другой стороны, обеспечили полный успех нацистской дезинформации и обусловили огромные потери СССР в начальный период войны;
4. Отсутствие общегосударственных мер по подготовке СССР к войне значительно задержало вступление советской стороны в активное информационное противоборство с фашистами и негативно сказалось на психологическом состоянии советского населения и личного состава Красной армии в начальный период войны, что в последствии было исправлено и советская пропаганда достигла своего мастерства во второй и третий периоды войны;
5. Определенный опыт и осмысление английскими и американскими специалистами методов информационного противоборства в период 2 мировой войны обеспечили после ее окончания практическую готовность руководства этих стран к началу новой психологической войны, но уже против СССР.
Роль СМИ в ходе пропаганды в годы войны
В начальный период войны сократился тираж газет и журналов, объединились некоторые экземпляры журналы и они стали выходить меньшим тиражом и объемом. Значительно была расширена сеть военных газет. Во торой половине 41 года в Красной армии выходило 465 военных газет. К концу 44 в армии выходило уже 760 газет, общий тираж которых составлял более 3 миллионов экземпляров. 64 газеты выходили не только на русском языке, но и на языках народов СССР.
Редакции центральных газет отправляли на фронт лучших своих сотрудников в качестве военных корреспондентов, главной задачей которых являлся отбор и показ лучших людей фронта, мастерски владеющих военной техникой и тактикой боя, освещение событий в ходе военных действий, анализ инициатив, военной смекалки, освещение фактов храбрости, стойкости, самоотверженности в борьбе с врагом.
Военные корреспонденты центральных газет организационно объединялись при политуправлении фронта, на котором они работали.
24.06.1941 было создано советское информбюро. Главной задачей которого было краткое изложение военно-оперативных сводок, которые составлялись генеральным штабом. За время войны было подготовлено около 2000 ежедневных сводок и 122 сообщения.
Возглавлял совинформбюро секретарь ВКПб Щербаков.
Материал с интернета
Дезинформация времен войны
К июню 1941, когда немецкие армии вторглись на территорию СССР, наша система защиты государственной тайны была практически полностью сформирована. Она успешно выполняла целый ряд поставленных перед ней задач. От любых иностранных разведок надежно защищались все информационные ресурсы: мобилизационные, технические, военные, политические, идеологические и природные. Была организована бесперебойная поставка сведений о состоянии и положении военных, политических и экономических дел других государств. Производилась тотальная дезинформация противника о ситуации в СССР. Был установлен жесткий контроль над информацией, которая публиковалась в СМИ.
Уже 24-го июня, всего через 2 дня после начала Великой Отечественной войны, было создано «Совинформбюро», задачей которого было составление сводок для газет и радио о положение дел на фронте. Тогда же стала применяться практика «дезинформации населения», которая заключалась в замалчивании успехов противника на фронте и преувеличении результативности военных действий РККА. Такой способ дезинформации способствовал сплочению населения СССР и уменьшал вероятность возникновения паники среди жителей прифронтовых районов.
Одна из важнейших ролей в информировании отводилась тогда проводному радио, по которому население и узнавало о достижениях армий на всех фронтах. В течение войны количество выпускаемых печатных изданий было сокращено практически в два раза, в печать выходило всего 18 газет. Был прекращен выпуск множества специализированных и отраслевых изданий, существенно сократился выпуск местной прессы. Тем не менее, все чаще стали появляться новые издания фронтовых газет всех уровней: бригадных, стрелковых и танковых.
Отечественные машины шифрования
Не стояло на месте и развитие технической защиты информации. Еще несколько лет назад повсеместно применялись ручные методы шифрования, которые занимали огромное количество времени и были недостаточно эффективны. Так, шифрование небольшого приказа занимало до 6 часов работы, примерно столько же требовалось на то, чтобы расшифровать полученное сообщение.
Однако, уже в 1937 году в Ленинграде на заводе «209», был образован комбинат техники особой секретности. Его основной задачей стало создание шифровальной техники для скрытого управления войсками. В этом же году на заводе были собраны первые опытные экземпляры шифровальной машины В-4, а в 1938 году началось серийное производство данных шифраторов. В 1939 году шифровальная машина была модернизирована, получила название М-100 и стала выпускаться параллельно с В-4. Основным недостатком этих машин был их огромный вес. Устройство весило 141 килограмм.
На смену М-100 пришла машина М-101, которая была в 6 раз меньше своей предшественницы и в несколько раз легче ее. Также были достигнуты успехи в разработке и выпуске компактных шифровальных машин.
В 1939 году была запущенна в серийное производство шифровальная машина К-37 «Кристалл», которая упаковывалась в ящик весом всего 19 килограмм. К началу войны на вооружение шифрорганов СССР было принято свыше 150 комплектов шифровальных устройств К-37. Это позволило значительно повысить скорость обработки шифрограмм, и к тому же улучшить криптостойкость.
В годы войны на машинную шифросвязь легли огромные нагрузки. Только шифровальной службой РККА (8-й отдел) за период войны было отработано 1,5 миллиона шифротелеграмм и кодограмм. Очень часто сотрудникам управления приходилось обрабатывать до 1500 шифрограмм в день, тогда как суточная норма составляла всего 400 шифрограмм. За все время войны 8-е управление Генштаба разослало нижестоящим подразделениям и войскам почти 3,3 миллиона комплектов шифров.
Энигма
Основной шифровальной машиной, которая применялась немецкими армиями, была роторно-электрическая шифровальная машина «Энигма», разработанная в начале 20-х годов. Однако, здесь необходимо уточнить тот факт, что для военных целей использовалась специальная версия данного устройства с кодовым названием «Wehrmacht Enigma» (оно же «Энигма I»). От коммерческой версии машины, которая применялась, в основном, для защиты банковских операций, она отличалась усиленной криптоскойкостью зашифрованного сообщения. Самой сложной для дешифрации сообщения считалась версия М4, использовавшаяся на немецких подводных лодках.
Несмотря на качество, у «Энигмы» были и свои недостатки. У устройства присутствовали некоторые особенности формирования кода, которые значительно ограничивали количество возможных комбинаций символов, а это упрощало вскрытие шифра. Так, некоторые настройки передавались в начале сообщения. К тому же символы не могли быть зашифрованы в самих себя, а две рядом стоящие одинаковые буквы никогда не кодировались в одни и те же символы.
Хотя, шифр «Энигмы» и считался одним из самых надежных, использовавшихся в период второй мировой войны, несколько удачных спецопераций сил союзников по захвату как отдельных частей, так и полностью оборудованных машин, позволили достаточно уверенно расшифровывать перехваченные сообщения. Например, 9-го мая 1941 года с подводной лодки U-110, силами британского королевского флота была получена неповрежденная «Энигма» с полным комплектом кодов, радиограмм и прочих документов, расшифровка которых внесла значимый вклад в ход как в ход битвы за Атлантику и всей Второй мировой войны в целом.
Операция «Ультра»
Для вскрытия кодов «Энигмы» Британским спецслужбами была спланирована операция «Ультра». Так в августе 1939 года, под прикрытием охотничьей компании, группа специалистов по взлому кодов въехала в особняк Блетчли-Парк, который располагался в одноименном городе Блетчли. В дальнейшем, этому особняку будет присвоено имя Station-X. Специалисты расположились в особняке в определенных домиках, каждому из которых отводилась своя роль. Вся информация шла в особняк со специальных станций прослушивания Y-stations, которые были расположены по всей территории Великобритании и за ее пределами.
В Блечли-парк впервые в мире был использован электронный компьютер КОЛОСС для автоматической расшифровки перехваченных сообщений. Также для этих целей использовалась электронно-механическая дешифровальная машина Bombe. Она состояла из 108 вращающихся барабанов и нескольких вспомогательных блоков. За счет вращения этих барабанов и происходил перебор возможных ключей. Машина была немалых размеров:
В результате, информация, полученная при помощи обоих устройств, помогла при планировании Нормандской операции, успешное проведение которой помогло союзникам закрепиться в Европе, и вынудило Германию вести войну на два фронта.
Все сообщения, расшифрованные в Блечли-парк, имели гриф секретности «Ultra», что было на уровень выше использовавшегося тогда «Top Secret». Англичане предпринимали настолько усиленные меры безопасности для скрытия возможности расшифровки сообщений, что 14 ноября 1940 года не стали предотвращать бомбардировку немецкой авиацией города Ковентри, хотя информация о предстоящем налете была известна заранее. В результате авианалета город был полностью уничтожен, но тайна возможности расшифровки сообщений «Энигмы» была сохранена.
Вопрос
Законодательство Германии в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности
Первый в Германии закон о защите персональных данных был принят в земле Гессен в 1970 году. До этого подобных законов нигде в мире не было.
За ним последовало принятие в 1977 году Федерального закона о защите персональных данных, который в 1990 году был пересмотрен. Главная цель этого закона – "защищать индивидуума от посягательств на неприкосновенность его частной жизни путем манипулирования его персональными данными". Действие закона распространяется на сбор, обработку и использование персональных данных, собираемых государственными федеральными органами (в отсутствие механизмов государственного регулирования) и негосударственными учреждениями, если они обрабатывают и используют персональные данные в коммерческих или профессиональных целях.
Все 16 земель Германии имеют собственные законы о защите персональных данных, распространяющиеся на государственный сектор административного управления землями.
Федеральная комиссия по защите персональных данных отвечает за исполнение закона. Соответствующие комиссии, обеспечивающие исполнение местных законов о защите персональных данных, есть в каждой земле Германии. В частном секторе, однако, надзор осуществляется органом, указанным в законе, действующим в каждой из земель (обычно назначается комиссар по защите персональных данных).
В 1996 году Берлинский комиссар по защите персональных данных достиг соглашения с Citibank об использовании Railway Cards в том же качестве, в котором используются кредитные карты Visa. Это соглашение может стать важной предпосылкой для международных обменов персональными данными с США и другими государствами, где нет законов о неприкосновенности частной жизни, после вступления в силу Директивы ЕС в октябре 1998 года.
В апреле 1998 года, после шести лет ожесточенных политических дебатов, германский парламент большинством в две трети голосов утвердил поправку к ст.13 Конституции, разрешающую полиции устанавливать подслушивающие устройства даже в частных жилищах (при наличии судебного ордера). Поправка касалась Закона "Об усилении борьбы с организованной преступностью", вступившего в силу 9 мая.
Кроме того, почти все германские законы, которые прямо или через поправки затрагивают проблему обращения с персональными данными физических лиц, содержат либо ссылки на соответствующий закон о защите персональных данных, либо специальные положения о правилах обращения с персональными данными, отражающие право на неприкосновенность частной жизни.
Совсем недавно был принят ряд законов, касающихся неприкосновенности коммуникационных обменов. Принятое в 1996 году Постановление о защите персональных данных, передаваемых по телекоммуникационным каналам, охраняет неприкосновенность соответствующей информации. Закон "Об информационных и коммуникационных (мультимедиа) услугах" 1997 года устанавливает механизмы защиты информации, передаваемой по компьютерным сетям. Этим же законом определяются требования, предъявляемые к цифровым подписям.
Федеральный Верховный суд Германии вынес в марте 1999 года решение о том, что Commerzbank AG не имеет права включать в тексты своих контрактов положение о том, что клиенты согласны получать телефонные "консультации".
В апреле 1998 года был принят закон, разрешающий Федеральной криминальной службе содержать национальный банк генетических данных, относящихся к расследованию уголовных дел и личностям осужденных правонарушителей.
Месяц спустя Федеральная пограничная служба, первоначально созданная в виде военизированных подразделений полиции для охраны государственных границ, а ныне отвечающая, среди прочего, за железные дороги и станции, получила разрешение проверять документы и багаж граждан без каких бы то ни было конкретных подозрений.
В Германии нет общего закона, гарантирующего свободу информации. Земля Бранбенберг в 1998 году приняла закон о свободе информации, открывающий гражданам доступ к государственным базам данных. Надзор за его исполнением возложен на комиссара по защите информации и персональных данных.
Начиная с 1990 года в стране действует закон о доступе частных лиц и исследователей к архивам "Штази" – бывшей службы безопасности Восточной Германии. В соответствии с этим законом создана Федеральная комиссия по разбору архивов служб государственной безопасности бывшей ГДР (Комиссия Гаука) со штатом в 3 000 сотрудников, которые заняты восстановлением уничтоженных документов и составлением файлов. С тех пор, как архивы стали общедоступными, от граждан поступило 1,6 млн. заявок на доступ к файлам и 2,7 млн. заявок на получение справочной информации. Многие файлы были уничтожены в 1989 году, но в 1990 году Центральному разведывательному управлению США удалось узнать от информаторов в Советском Союзе имена и клички, а также получить расчетные ведомости 4 000 секретных агентов "Штази", работавших в разных странах. Правительство США отказывается передать файлы германскому правительству, опасаясь того, что это может повредить людям, чьи имена названы в списке.
Германия является членом Совета Европы, подписавшим и ратифицировавшим Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматической обработки персональных данных. Она подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Германия также является членом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, принявшим Директиву ОЭСР о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными.