Современные СМИ Германии
Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период Третьего Рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой войне. Это время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям, внушения немцам их права уничтожать "неполноценные" нации, призывам к войне. Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Лишь разгром фашистской Германии странами антигитлеровской коалиции и последующие политические преобразования позволили повернуть страну и вместе с ней СМИ на путь демократического развития. Фашистская идеология была строжайше запрещена законом, любые ее проявления, в том числе и в СМИ караются законом. В период существования трех Германий - ФРГ, ГДР и Западного Берлина -средства массовой информации этих стран работали под давлением требования "холодной войны", вели идеологическую войну, постоянно выискивая и критикуя действия друг друга. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии и их СМИ были более свободны от идеологических влияний. После объединения Германий, начала перестройки в СССР, прекращения "холодной войны" и распада СССР принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны. Лишь злоупотребление свободой печати ведет гражданина к лишению этого права. Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в "Отчёте Федерального правительства о состоянии средств массовой информации", сегодня в Германии имеется 384 издательства, выпускающих 423 ежедневных газеты общим тиражом в 25.3 млн.экз., из которых 19.2 млн. абонементных газет (0.8 млн. надрсгиональные, 18.4 млн. региональные) и 6.1 млн. "бульварной" прессы. Характерная особенность СМИ Германии - большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые ("бульварные").
Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная "Бильд-цайтунг" (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание "Бильд-цайтунг-ост" (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у "Зюддойче цайтунг" - 380 тыс.экз. Следом за ней идёт "Франкфутер рундшау" - 190 тыс.экз. "Нойес дойчланд" - 80 тыс.экз., "Ди тагесцайтунг" - 60 тыс. экз. Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной "Юнге всльт", 28 тыс.экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета "Хандельсблат" (тираж 133 тыс.). Согласно официальной статистике, 8!% населения страны читает газеты , н на семью приходится по L6 изданий.
Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует "Ди цайт" (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: "Байерн-курир" (!57 тыс.), "Райнишср Меркур" (108 тыс.), восточная "Вохенпост" (103 тыс.), "Ди вохе" (108 тыс.), "Дойчес альгемайнс зонтагсблатт" (80 тыс.).
Уже несколько лет Германия переживает журнальный "бум". Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и "Грунер унд Яр". По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе - общественно-политические (!9.3%). На третьем месте - ведомственные (!4.6 %), на четвёртом - рекламные издания (13.8%).
Как и прежде, наблюдается рост тиража информационного еженедельника "Фокус" ( 685 тыс.экз., прирост 22.1 % за год) Теряют в тираже "Шпигель" (2.2 %), "Штерн" (3.!%), "Бунте" (3.8%), "Нойеревю" (19.9%).
В целом в ситуации на рынке СМИ Германии можно выделить следующие моменты. Во-первых, существенных изменений в реестрном списке крупнейших десяти концернов страны не отмечается. Во-вторых, несколько замедлился процесс концентрации печати с дальнейшим укреплением позиций региональной прессы. В-третьих, сохранилась тенденция к некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии. К крупнейшим информационным магнатам принадлежат владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды. Годовой оборот концерна Бертельсмана составляет 18,5 млн. марок, в том числе внутри страны - 6,7 млн., за границей - 1 2 млн. Доходы концерна от его индустриальных отраслей составили 3 млн. марок. Концерн, как и прежде, является вторым в мире и крупнейшим в Германии. Годовой оборот концерна Шпрингера составляет 3,5 млн. марок. Он складывался из нескольких показателей. Во-первых, из доходов по распространению изданий (1,5 млн.), во-вторых, из доходов от рекламы - 1,5 млн. и из прочих. Только газетная продукция принесла концерну 2,3 млн. марок. Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газет: "Бильд-цайтунг", "Ди вельт", "Гамбургер абендблатт" и "Берлине моргенпост". Главный кредитор Шпрингера - влиятельный западногерманский "Дойче банк". Концерн связан также с федеральным союзом немецкой промышленности, с концерном Крупна, с так называемой группой Флика -гигантским промышленным комплексом, который не только является крупнейшим производителем бумаги, но и занимает ведущие позиции в военной промышленности. Годовой оборот Бурды ГмбХ составляет 7,5 млн. марок, из них внутри страны - 1,4 млн. марок.
У исследователей СМИ Германии интерес вызывает завоевание рынка штутгартским семейным концерном Дитера фон Хольцбринка. По данным на 1995 год, он занимает пятое место. Как пишет немецкий журнал "Журналист", его стратегия заключается в том, чтобы "спокойно, тихо, по-домашнему идти к империи СМИ". Основу предпринимательского концерна составляет книжная издательская деятельность. Концерну Хольцбринка принадлежат 4 книжных издательства, выпускающих, в частности, беллетристику; издательства, являющиеся главными поставщиками справочной литературы (в том числе "Фишер-Ташенбухферлаг"); детские издательства (мюнхенский "Киндер ферлаг") и даже "Ровольт-ферлаг", издающий профессиональный журнал "Журналист". Он является владельцем издательств специализированной, научной, академической и учебной литературы (ганноверское издательство "Шульбухферлаг" и хайдельбергское академическое издательство). Дитер фон Хольцбрик владеет также издательствами за рубежом: в Нью-Йорке - это Henry Ho!t and Company, Farrar, Status and Girou, W.H.Freeman, Worth Publishers; в Филадельфии - Han!ey and Be!fus. В !995 году после покупки 70% британской издательской группы Макмиллана годовой оборот концерна Хольцбринка составил около 3 млрд.марок.
Не последнее место занимает концерн и в газетном бизнесе. На !00% ему принадлежит газета деловых кругов "Хандельсблатт", приносящая 20% годового дохода внутри страны. К ней структурно примыкает исследовательский аудиторско-консультационный центр "Прогноз" с отделениями в Берлине и Базеле, а так- же 4 издательства научно-фантастической литературы, в том числе в Нью-Йорке и Хайдельберге.
У концерна 6 региональных газет. В полном владении находятся котбуссская "Лаузитцер рундшау" (тираж !96 тыс.), трирская "Триришср фольксфройнд" (101 тыс.), констанцкая "Зюдкурир" (144 тыс.), вюрцбургская "Майн-пост". На 53% ему принадлежит "Саарбрюкер цайтунг" (тираж 195 тыс.) и на 57% берлинская "Тагесшпигель".
Концерн владеет двумя полиграфическими предприятиями, участвует в 5 ТРК: так, в "CAT-1 " ему принадлежит t 5% , в мюнхенской АФЕ - ! 00%. В мае 1995 года создана группа "Нойе медиен", которой в недалёком будущем будут подчинены собственные ТВ- и РВ-станции. В области мультимедиа концерн кооперируется с группой Бурды. Другие известные газетные концерны Германии - "Зюддойче ферлаг ГмбХ", "Вестдойче альгемайне цайтунг-ферлагсгезельшафт", "Анцайгенринг норд унд вестдойче цайтунген".
О ситуации в аудиовизуальных СМИ. Главную роль в освещении предвыборной кампании, а также самих выборов играли аудиовизуальные СМИ Германии. В этой стране существует так называемая "дуальная система" теле- и радиовещания, что означает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 80-х гг. В 1994 г. в стране насчитывалось 35.74 млн. радио- и 3 L89 млн. телеприёмников. На каждую 1000 человек приходилось 439 радио- и 392 телеприёмника. Понятие общественно-правового ТВ и РВ не идентично определению "общественного",принятого в России. Во-первых, оно создано на государственной базе и контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно-политические силы общества, а следовательно, служит всему обществу, что декларируется законодательными актами, в частности, Государственным договором о радио и телевидении в объсдинённойТсрмании, вступившем в силу ! января 1992 г. Во-вторых, по большей частей финансируется оно за счёт поступлений из налогов за пользование теле- и радиоприёмниками. В-третьих, у него более сдержанная национально ориентированная программная политика. В Германии существует абонементная плата за радио- и телевещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля !924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки. Повышение платы с ! января !988 года обусловлено, во-первых, началом деятельности частных теле- и радиостанций и, во-вторых, определением теленалога как основного в шкале налогов затслсрадиовсщанис. Повышение абонементной платы (с 9 до 19 марок) произошло с 1 октября 1990 года на основе решения Совета министров.
Согласно официальным данным, обществснно-правовое ТВ и РВ, а к ним относятся АРД (Всеобщее телерадиовещание Германии), ЦДФ (Второе германское телевидение), на 80 и 60% соответственно финансируются за счёт абонементной платы, остальную часть они получают от рекламы. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения, одно из главных - недопущение её в эфир после основного блока новостей в 20.00. Однако если в начале деятельности частных теле- и радиостанций эта регламентация не мешала развитию АРД и ЦДФ, то сегодня, когда конкуренция между тслсрадиоорганизациями усилилась, она стала основным пунктом споров даже в парламентских кругах. Воссоединение ФРГ и ГДР потребовало много средств, казна не выдерживает всех расходов, в частности, на содержание общественно-правового телевидения, и уже на протяжении нескольких лет звучат голоса о необходимости изменения регламентации рекламы. В !995 году рекламные блоки появились на АРД и ЦДФ и после основного выпуска новостей. Частное теле- и радиовещание Германии, функционируете 1 января !984 года, когда начали телевещание 3 программы - "CAT-1", "Мюзик-бокс", и "РТЛ-плюс". Держателем лицензии "CAT-1" стало "Программгезельшафт фюр кабсль-унд саттслитенрундфунк м6Х". Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года -по космической связи. Видеопрограмма "Мюзик-бокс" с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом канале. "РТЛ-плюс" готовила и транслировала свои программы из Люксембурга, программы компании принимались в Саарланде, частично в Рейнланд-Пфальце и на юго-востоке Северного Рейна-Вестфалии. Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны появилась продукция ТРК "Ойрока", которая через 2 года была преобразована в развлекательную "ПРО 7".
РТЛ - 2 является многопрофильной программой, но рассчитана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлекательно-музыкальные программы. Особое место занимает "Премире", которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 199! года она транслируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:
- "pay per view", когда ТВ работает на персональных заказах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует;
- "video on demand", когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;
- интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по
телевизору.
Первые попытки такого общения привлекли внимание крупнейших сервисных фирм Германии. Кому принадлежат частные телерадиокомпании? У "CAT-1" (Сатсллитен фернзен ГмбХ) 4 главных владельца. Это концерн Кирха, владеющая 43% акций, издательский дом Акселя Шпрингера (20%), группа Актуэль-Прессе-Фернзеен (20%) и группа Хольцбринка (!5%). У "ПРО 7" 2 основных владельца - издатгруппа Герхарда Аккерманса (49.5%) и Томас Кирх (сын телевизионного магната Лео Кирха), владеющий 47.5%.Владельцев ДСФ (Дойчес шпортфернзеен ГмбХ) также четыре. Это - Rete Invest Holding С.А.Берлускони (33.5%), концерн Шпрингера (24.9%), фирма Кирха "Таурус Фермёгенсфервальтунг" (24.5%), и швейцарское АО "Ринковизион" (17.1%). У "Н-ТВ" - 10 держателей акций. Крупнейшие из них CNN (29%), "Time Vamer" (23%), фирма "Nixdorf" (18%). К числу владельцев принадлежит La Savoioicnne (группа Ротшильда), правда, лишь на 3%. "РТЛ" на 47.9% принадлежит CLT (Compagnic Luxembourgeoise de Teledifusi- on S. А.), на 37.1% группе Фильм-унд Фернзеен ГмбХ (дочернее предприятие концерна Бертельсмана), на 10% группе "Вестдойчс Альгемайне цайтунг". "Дер кабельканал ДКК Фернзеен ГмбХ" имеет трёх владельцев: по 45% им владеют "ПРО 7" и "Тефи-хандельс АО", 10% у издательской группы Георга Кофлера. "VOX" на 49.9% принадлежит концерну Мэрдока, по 24.9% делят "УФА фильм" и "французский "Канал плюс".
У "РТЛ-2" 6 владельцев. По 33.1% акций компании принадлежит группам "Бауэр ферлаг" и "Теле Мюнхен", 24% - люксембургской телерадиокомпании "CLT". 37.5% ТРК "Премире" владеет "УФА фильм" и французский "Канал плюс", а 25% - группа "Тслеклуб" (полностью принадлежащая концерну Кирха).
Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное телевидение и 8.2 миллиона - спутниковое.
Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 телепрограмм, из них 12 подготовлены общественно-правовыми и 15 частными ТРК.
В Германии существует более 500 информационных агенств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное - ДПА ("Дойче прессе агентур"), созданное в 1949 г.
****Помимо основного Закона - земельные законы о СМИ. Печать: преобладает частная собственность; большое количество местных газет; межрегиональных газет немного. Много приложений к журналам; слабо развита партийная печать. Высокая степень концентрации прессы. Зависимость от объявлений. Газет - 408, журналов - 745.
Надрегиональная печать:
Bildzeitung Шпрингера; качественные Sьddeutsche Z-ng, Frankfurte Allgemeine Z-ng, Die Welt; еженедельные Die Zeit, Rheinischer Mercur (субсидируется католической церковью), Wochenpost (Вост. Германия), Die Woche (25 % принадлежит Burda), Freitag, экономический еженедельник Handelsblatt. Качественные и качественно-массовые издания - абонементные газеты. Официальный орган - Das Parlament (Бонн). Эсктремистское издание - Deutsche Nationale Z-ng.
Журналы: публичные (общественно-политические), специализированные, торговых групп, церковные, ведомственные, рекламные, женские (особенно популярны Petra, Madam, Emma); теряют в тираже информационно-политические еженедельники Spiegel и Stern. Junge Freiheit - журнал в Потсдаме.
Доходы от рекламы в газетах и журналах - основные. Собственно рекламных изданий 1436, больше еженедельных. Одни из самых популярных - Heisser Dracht и Zweite Hand. Существует тенденция к увеличению рекламных инвестиций в аудиовизуальные СМИ.
ТВ, радио - как общественно-правовые, которые финансируются из федерального бюджета (E Объединение правовых телерадиокомпаний ФРГ), так и частные каналы.
Радио:
· Deutsche Welle
· Немецкое Радио
Частные радиостанции:
· Radio FFN
· Antenne Bauer
· Radio Hamburg
ТВ:
· 2 программа - ZDF
· ARD
15 частных ТВ-компаний (их контролируют специальные комиссии):
· SAT-1 (частично принадлежит издательскому дому Шпрингера)
· PRO-7
· DSF (25 % - Шпрингер, 34 % - Берлускони)
· N-TV (CNN, Time Warner, концерн Nicksdorf)
· Super RTL (транслируется по всей Европе, ? акций - Дисней)
· Kabelkanal
· WOX (1/2 - News International Мэрдока)
· UFA-Film (Бертельсман, “Канал+” - фр.)
Появилось pay-TV (абонентская плата за просмотр, зрители сами составляют себе программу):
· TV Club
· Kanal +
Монополии:
· Бертельсман
· Burda
· Шпрингер - газеты Welt и Bild (новая форма газеты, одно из первых массовых популярных изданий)
· Бауэр
· В СМИ ФРГ участвует зарубежный капитал (Берлускони, Максвелл в прессе, Мэрдок, Дисней и др. на ТВ и т. д.)
Информационные агентства:
· DPA (обладает монополией на поставки информации в мелкие газеты)
· ADN
· EPD
· KNA (католическое агентство новостей)
· VWS
Печать ФРГ.