Реклама в государствах Древнего мира
Реклама в государствах Древнего мира приобретала различные формы, среди которых необходимо назвать устную рекламу, символьные знаки, вывески, граффити, афиши.
Преобладающей формой передачи информации была устная реклама. В античности словом «reclamare» обозначали деятельность глашатаев. Так называли тех, кто занимался рекламой профессионально, т.е. не от своего имени, а от имени клиента, в качестве которого выступало государство, торговцы, ремесленники и т.п. Институт глашатаев – одно из древнейших установлений государственной власти, поскольку устные сообщения являлись основным способом повседневного информирования людей в древних городах. Со временем сложились отдельные жанры устной рекламы – юридическая (информация о судопроизводстве), коммерческая (выкрики зазывал в местах постоянного предложения товаров и услуг; призывы разносчиков, посредников в оказании различных услуг и бродячих ремесленников), деловая, политическая и пр.
В комплекс рекламных средств помимо устно-речевых входили различные изобразительные элементы, в том числе жесты и мимика, организация зрелищных действ. Так, кроме устной рекламы широко использовалась изобразительная символизация, в частности, символьные знаки. Выделяют четыре группы символьных знаков:
· различные предметы (треножник, молоток, алебарда и пр.);
· растения (ветки, венки, цветы);
· животные (бык, собака, лев и пр.);
· изображения божества в человеческом облике
Они использовались как знаки собственности или знаки авторства (фирменные знаки на предметах гончарного и художественного производства).
В Древнем мире информационные и рекламные функции выполняли также рельефные изображения и статуи с хвалебными надписями – элогиями – правителям, полководцам, именитым гражданам. Стелы с изображением и описанием подвигов правителей возводились и в Древнем Египте, и в Шумере, и в других древних государствах. Таким образом, уже на ранних этапах развития культуры с появлением письменности (8-6 тыс. до н.э.) реклама начинает выступать и в форме письменного текста.
Своеобразным средством изобразительной рекламы были вывески. Как отмечают исследователи, в эпоху античности существовало три варианта вывесок, возникавшие в исторической последовательности:
· предметно-символьный образ – рядом с заведением помещался какой-то предмет, напоминающий о той деятельности, которой оно занималось;
· рельефные и барельефные вывески;
· текстовые вывески, где указывалось имя владельца гостиницы или ее название.
Таблички у входа в гостиницы содержали и рекламные тексты, например: «Выпивка стоит здесь асс. За два асса ты лучшего выпьешь. А за четыре уже будешь фалернское пить».
Текстовая реклама играла меньшую роль в античности, чем устная, тем не менее, в Древнем Риме широкое распространение получили надписи рекламного характера на стенах домов – граффити(от итал. графтио – царапаю). Граффити могли выцарапываться на стенах либо писаться черной или красной краской. Для того чтобы граффити лучше выделялись, их размещали на альбуме (от лат. белый) – белой стене, сооруженной специально для рекламных объявлений. Граффити также выполнялись на выбеленных стенах общественных зданий. Вначале граффити повествовали об общезначимых событиях, например, общественно-политического характера: крупнейшие политические события, «дела сенатские» и т.п. В отношении сената это новшество было задумано и реализовано Юлием Цезарем в 59 г. до н.э. На обломках городской стены в Помпеи были обнаружены надписи, призывающие голосовать за тех или иных кандидатов на выборах: «Рыбаки, выбирайте эдилом Попилия Руфа», «Цирюльники: в эдилы – Юлия Требия».
На альбумах появлялись также сообщения о предстоящих гладиаторских боях, ярмарках, о продаже рабов, о продаже имущества, товаров и т.д.
К античному периоду стоит отнести и появление афиш.В отличие от объявления для афиши характерна большая степень детализации информации, которая будет интересна горожанам. Так, обнаруженная в Помпеи афиша в стиле граффити сообщала количество воинов, которые будут выступать как гладиаторы, их имена, рассказывала о победах, одержанных ранее, а также их владельцах. Многие афиши были выполнены красной краской для того, чтобы быть более заметными. Встречаются и афиши, выполненные на папирусе.
Разнообразие античной рекламы. В Древней Греции и Древнем Риме существовала не только торговая, административная реклама и реклама зрелищ, но и реклама политическая. Особенно актуальна она была во время выборов. Выбирались обычно градоначальники – эдилы от той или иной профессии. Устные выкрики и надписи служили средством привлечения свободных граждан к активному участию в выборах.
Представлена была в античности и конфессиональная реклама, когда пелись славословия богам. Из античности берут начало рекламные акции как целенаправленное сочетание множества средств – музыки, пения, танца, фарса, – оказывающие комплексное воздействие на потенциального потребителя, простого горожанина.