Хроматическая одновременная индукция
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
1. Трехкомпонентная теория цветового зрения.
2. Чувствительность глаза к цветовому тону.
3. Аккомодация.
4. Адаптация.
5. Константность восприятия, цветовая память и трансформация.
6. Иррадиация.
7. Цветовая индукция.
8. Некоторые закономерности психической и рецепторной деятельности.
9. Процесс восприятия видеоинформации человеком.
10. Ахроматические и хроматические контуры.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.
2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.
3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.
М., Мир, 1982
4. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. М.-Л. Изд-во ГОНТИ, 1938.
5. Фельдман В.А. Искусство акварельной живописи. Киев, Мистецтво, 1967
1. ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ.
Многие закономерности восприятия цвета объясняются трехкомпонентной теорией цветового зрения. Согласно этой теории, в нашем зрительном органе существует три цветоощущающих аппарата: красный, зеленый и синий. Каждый из них под действием света возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волны излучения. Затем возбуждения суммируются аналогично тому, как это происходит при слагательном смешении цветов. Сумма возбуждений представляется нам ощущением того или иного цвета. Авторы этой теории — М. В. Ломоносов, Т. Юнг и Г. Гельмгольц.
В 1903 г. Кениг построил кривые основных возбуждений трех цветовоспринимающих аппаратов. По абсциссе графика отложены длины волн монохроматических излучений, по ординате — возбудимость трех аппаратов зрения в относительных единицах. Площади всех трех кривых равны. При равном возбуждении трех аппаратов возникает ощущение белого цвета. Ощущение хроматического цвета возникает при неравном их возбуждении. Цветовой тон ощущения определяется отношением красного, зеленого и синего возбуждений. Трехкомпонентная теория хорошо объясняет важнейшие закономерности восприятия цвета, однако известны факты, свидетельствующие о более сложной картине функционирования органа зрения. Мы пользуемся трехкомпонентной теорией как некоторой моделью, облегчающей изучение закономерностей зрения.
2. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗА К ЦВЕТОВОМУ ТОНУ.
Чувствительность глаза к цветовому тону зависит от положения цвета в спектре. Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра: от голубого до оранжевого. Здесь достаточно изменения длины волны на 1—2 нм для того, чтобы почувствовать изменение цвета. В области красного и фиолетового цветов разностный порог резко увеличивается, доходя до десятков и сотен нанометров. Это можно объяснить тем, что в средневолновой области отношения К, З и С возбуждений меняются наиболее быстро. У краев спектра эти отношения изменяются гораздо медленнее, поэтому мы плохо замечаем изменения длины волны.
Цветовой тон воспринимается неодинаково при различной яркости цвета. Так, при ослаблении мощности светового потока видимый спектр, прежде чем стать совсем бесцветным, сводится всего к трем цветам:
красному, зеленому и фиолетово-синему. То же самое происходит при существенном снижении освещенности окрашенных в разные цвета поверхностей: воспринимаются только три основных цвета, переходы между ними исчезают. Это объясняется тем, что при ослаблении раздражителя более слабые возбуждения (между максимумами трех кривых) опускаются ниже порога ощущения скорее, чем более сильные возбуждения.
Образно говоря, можно представить себе картину погружения под воду трех гор — К, З и С; в определенный момент над поверхностью воды остаются только их вершины, склоны исчезают. Продолжая аналогию, можно угадать, что при дальнейшем снижении яркости дольше всех будет ощущаться синий цвет; и это действительно соответствует фактам. Описанное выше изменение цветов при уменьшении их яркости называют явлением Бецольда — Брюкке.
При сильном снижении насыщенности цветов и при увеличении их яркости также происходит сдвиг цветового тона. (Это называют явлением
Эбнея). При подмешивании белого к спектральным цветам оранжевый и красный желтеют, синий и фиолетовый голубеют. Иными словами, спектр стремится к разделению на две группы — желтых и голубых цветов. При сильном освещении (например, ярким полуденным солнцем в южных широтах) происходит подмесь белого к отраженному от поверхностей свету, и здесь также наблюдается изменение цветового тона. То же самое можно наблюдать при большом снижении насыщенности краски (в слабых водных растворах).
АККОМОДАЦИЯ.
Аккомодация – это процесс изменения кривизны хрусталика глаза в зависимости от расстояния до воспринимаемого объекта.
Этот процесс обеспечивает четкую видимость предметов, расположенных на различном расстоянии от наблюдателя. Ясно видны предметы. Которые дают на сетчатке глаза изображение минимальных размеров. Угол, образованный зрительными лучами, охватывающими предмет, должен быть равен минимально 20 угловым секундам. Два объекта мы видим раздельными, если угол зрения равен минимально 1 минуте. Восприятие цвета также зависит от углового размера пятна. При размере пятна 20-10 мин. цветовой тон смещается в сторону красного или зелено-голубого. Синий и зеленый, а также красный и пурпурный становятся трудноразличимыми. Если размер пятна меньше 10мин., хроматичность его исчезает: желтые и зелено-голубые становятся белыми, синие и красные — черными. Эти факты необходимо учитывать при разработке цветового решения объектов дизайна. Даже приблизительный расчет поможет избежать неожиданных отрицательных эффектов.
АДАПТАЦИЯ.
Адаптация — это приспособление глаза к данным условиям освещения и изменение в соответствии с этим чувствительности глаза. Различают адаптацию темновую, световую и цветовую (хроматическую).
Темновая адаптация – повышение чувствительности глаза к свету в условиях малой освещенности. После яркого солнечного света в темном подвальном помещении сначала ничего не видно, но спустя несколько минут мы начинаем постепенно различать предметы. В помещении не стало светлее, но повысилась чувствительность сетчатой оболочки к свету, глаз адаптирован к слабому освещению.
При длительном наблюдении за темновой адаптацией обнаруживается постоянное повышение чувствительности сетчатки к свету, которая может быть выражена и количественно. По истечении 24 ч, например, чувствительность в 5,5 раза больше чувствительности, зарегистрированной через час после начала процесса адаптации.
Световая адаптация – снижение чувствительности глаза к свету в условиях большой освещенности. Если из темного помещения выйти на дневной свет, то в первый момент свет ослепляет глаза. Приходится закрыть глаза и смотреть через узкую щелочку. Лишь спустя несколько минут глаз привыкает опять к дневному свету. С одной стороны, это достигается благодаря зрачку, который при сильном свете суживается, а при слабом расширяется. С другой стороны (главным образом), это обеспечивается чувствительностью сетчатой оболочки, которая при сильном световом раздражении понижается, а при слабом возрастает.
При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Поэтому на рабочем месте следует избегать резких световых контрастов и тем самым по возможности исключать необходимость переадаптации глаза, поскольку она снижает остроту зрения.
Глаз всегда фиксирует наиболее светлые пятна. Если в поле зрения человека находится сильный источник света или ослепительно яркая плоскость, то они оказывают наиболее сильное действие на чувствительность сетчатой оболочки глаза. Поэтому, когда мы смотрим на светлое окно, окружающая его поверхность стены кажется нам темной и расплывчатой. Если же исключить действие падающего из окна света на глаз, то та же поверхность видится нами более светлой и четкой.
Цветовая адаптация – снижение чувствительности глаза к цвету при длительном его наблюдении. При длительном действии какого-либо цвета на глаз чувствительность сетчатки к этому цвету снижается, и он как бы тускнеет. Цветовая адаптация — явление более слабое, чем световая адаптация, и протекает в более короткий промежуток времени. Наибольшее время адаптации наблюдается для красного и фиолетового цветов, наименьшее — для желтого и зеленого.
Под действием цветовой адаптации происходят следующие изменения:
а) насыщенность всех цветов снижается (к ним как бы подмешивается серый);
б) светлые цвета темнеют, а темные светлеют;
в) теплые цвета становятся более холодными, а холодные - более теплыми.
Таким образом, происходит сдвиг всех трех характеристик цвета. Объяснение этому явлению нетрудно найти исходя из трехкомпонентной теории. При длительной фиксации цвета какой-либо из цветочувствительных аппаратов испытывает нарастающее утомление, нарушается первоначальное соотношение возбуждений, и это приводит к изменению характеристик цвета.
Если цвет фиксируется наблюдателем слишком долго, хроматическая адаптация перерастает в качественно иное явление — цветовое утомление. В результате цветового утомления первоначальное цветовое ощущение может измениться до неузнаваемости. Так, наблюдатель может спутать противоположные цвета, например красный и зеленый.
В искусственных лабораторных условиях при уравнивании эффективной яркости (светлоты)спектральных цветов обнаружено, что наименьшим утомляющим действием обладает желтый цвет, затем к краям спектра кривая утомляющего действия резко повышается (опыты Е. Рабкина). Однако в обычной ситуации, при естественных условиях наблюдения цвета, оказалось, что утомляющее действие цвета зависит не от цветового тона, а только от насыщенности при прочих равных условиях (опыты Е. Каменской). Более общо говоря, утомляющее действие цвета пропорционально его количеству, а количество цвета можно рассматривать как функцию цветового тона, яркости, насыщенности, угловых размеров пятна, цветового контраста и времени наблюдения. При прочих равных условиях наибольшим количеством цвета обладают красный и оранжевый, а наименьшим — синий и фиолетовый.
Периферия сетчатки глаза утомляется гораздо скорее, чем центральные части. В этом нетрудно убедиться на простом опыте. На черном квадрате размером 30Х30 мм изображаются белый квадратик 3Х3 мм и ниже — белая полоска 24Х1 мм. При фиксации взгляда на квадратике очень скоро полоска тускнеет и исчезает. Опыт удается лучше, если смотреть одним глазом.
Существует гипотеза о том, что зрение далеких предков человека было ахроматическим. Затем в процессе биологической эволюции цветоощущающий аппарат раздвоился на желтый и синий, а желтый, в свою очередь,— на красный и зеленый. Нередкие в настоящее время случаи цветовой слепоты или пониженной чувствительности к некоторым цветам можно рассматривать как проявления атавизма — возврата к анатомическим и физиологическим свойствам далеких предков. Различают три вида цветовой слепоты: к красному (протанопия); к зеленому (девтеранопия) и — гораздо реже — к синему (тританопия). Последний случай — патологический, в то время как два первых — физиологические, врожденные. Цветовую слепоту часто называют общим словом «дальтонизм» по имени английского ученого Д. Дальтона, открывшего это явление на собственном опыте (он был краснослепым).
Константность восприятия, цветовая память и трансформация
Константность цвета. Способность нашего зрения оценивать цвет предмета, несмотря на различное освещение, называется константностью цвета. Она основана на знании цвета предмета в условиях дневного освещения. Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувствительности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Эта приближенная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оптики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пасмурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном свете, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным.
Легко понять, насколько велико практическое значение константности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении освещения, т. е. практически беспрерывно, в нашем восприятии изменялись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. В этом случае вообще не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изменяющих свою форму пятен и световых бликов, обладающих чрезвычайно большой пестротой.
Цветовая память и трансформация.Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наблюдавшиеся нами в связи с данными предметами. Так, многие предметы мы узнаем по их цвету: кровь, снег, медь, цемент. Даже вещи, которые могут иметь различную окраску, мы узнаем как знакомые нам раньше, например синее платье, красную книгу или коричневую вазу.
Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов.
Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии установить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью абстрагироваться от цветного освещения и достаточно правильно определить цвет предметов.
Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окрашенному освещению, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется цветовой трансформацией. Если же насыщенность цвета освещения превышает определенные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается.
Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотрении через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажется черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цвета достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении.
Иррадиация.
Иррадиация – это зрительное увеличение светлых (светящихся) объектов и уменьшение темных.
Если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви дерева, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно. Светлые светящиеся поверхности как бы увеличиваются в ширину. Они «находят» на темные поверхности и сужают их. Это обстоятельство объясняется тем, что более светлые цвета обладают большей энергией. Свет от них, падающий на сетчатку, раздражает еще и прилегающие нервы и раздвигает границы более светлой области за счет более темных прилегающих сфер.
Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы Е и П сохраняют свою полную высоту вопреки эффекту иррадиации, высота таких букв, как О и С, несколькоуменьшается, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буква А. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за пределы строки.
Эффектом иррадиации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосами. Поле с вертикальными черными полосами кажется ниже, чем поле с горизонтальными черными полосами, так как белый цвет окружающего поля проникает наверху и внизу между полосами и визуально уменьшает высоту поля.
Это явление нельзя смешивать с оптическим обманом, при котором при равновеликих и четко ограниченных поверхностях вертикальные полосы создают впечатление большей высоты, а горизонтальные – большей ширины.
Цветовая индукция.
Находясь в непосредственном соседстве, цвета влияют друг на друга. Один и тот же цвет выглядит различно в зависимости от того, какими цветами он окружен и, какие цвета воспринимались до него.
Изменение характеристик цвета под влиянием других цветов называется цветовой индукцией.
В зависимости от меры различия характеристик цвета, индукция может быть отрицательной либо положительной. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их «подравнивание», нивелирование. Если различие достаточно заметно, глаз стремится его увеличить, и воспринимаемые характеристики цветов изменяются в противоположном направлении; если же оно малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу и воспринимаемые характеристики цветов сближаются, нивелируются. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности. Мерой индукции является контраст.
Различают одновременную и последовательную индукцию.
Одновременная индукция.
Одновременная индукция – это изменение воспринимаемых характеристик цвета под воздействием соседних цветов, рассматриваемых одновременно.
Она наблюдается во всякой цветовой композиции и постоянно сопровождает процесс зрительного восприятия. Одновременная индукция может быть светлотной и хроматической.
Светлотная одновременная индукция – это изменение светлоты цвета под действием соседних цветов.
Если два одинаковых серых квадрата разместить, соответственно, один на черном, а другой на белом фоне, то ясно видно, что квадрат на черном фоне кажется светлее, чем квадрат на белом фоне. То же самое наблюдается с квадратами, окрашенными в хроматический цвет. Таким образом, можно определить общую закономерность одновременной светлотной индукции:
На темном фоне более светлый цвет – светлеет, а на светлом фоне более темный – темнеет.
Фон в данном случае является индуктирующим полем, а цветовое пятно – реагирующим полем. Одновременная светлотная индукция наблюдается не только в случаях размещения цветовых пятен в одной плоскости по принципу: «фигура – фон». При смежном размещении цветовых пятен наиболее активно индукционное действие наблюдается на границе их соприкосновения. Светлое пятно в этом месте кажется светлее, а темное – темнее. Создается впечатление неровности, пространственной вибрации, возникает эффект объемности. Это явление получило название «краевой или граничный контраст».
Краевой контраст это – высветление более светлого пятна и затемнение более темного на границе соприкосновения двух цветовых пятен.
Если такой эффект нежелателен и не соответствует поставленной задаче, то нужно делать подравнивание светлот, чтобы погасить индукционное действие.
Степень светлотного индукционного влияния одного цвета на другой не всегда одинакова и зависит от следующих факторов:
От различия цветовых пятен по светлоте
При очень малых и очень больших различиях по светлоте между цветовыми пятнами светлотная индукция весьма незначительна или вообще не наблюдается.
От отношения площадей пятен
Чем больше площадь одного цветового пятна относительно другого, тем сильнее его индукционное действие. (Индуктирующим полем будет пятно, площадь которого больше; реагирующим – пятно меньшей площади).
От четкости контура цветовых пятен
Четкий контур усиливает действие светлотной индукции и увеличивает воспринимаемый светлотный контраст.
От расстояния между пятнами
Чем меньше расстояние между пятнами, тем больше индукционное действие.
Хроматическая одновременная индукция
Хроматическая одновременная индукция – это изменение цветового тона или насыщенности под действием соседних хроматических цветов.
Наиболее явно она проявляется при сопоставлении хроматического и ахроматического цветов близких по светлоте. Такое сопоставление позволяет визуально определить: какой цветовой оттенок приобретает реагирующее поле под действием индуктирующего поля.
Общая закономерность одновременной хроматической индукции: цвет, находясь на хроматическом фоне, изменяется в сторону цвета аддитивно дополнительного к цвету фона. (К нему как бы подмешивается дополнительный цвет).
При сопоставлении взаимно дополнительных цветов новые оттенки не воспринимаются, а происходит взаимное повышение насыщенности и яркости цветов, пока они занимают достаточно большую площадь в поле зрения. (При рассмотрении их с большого расстояния вступает в силу закон оптического смешения цветов). Итак:
Цвет, находясь на фоне аддитивно дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности.
Если оранжевый квадрат разместить на фоне такого же цветового тона, но большей насыщенности, то насыщенность этого квадрата в результате индукционного действия фона снизится, значит:
Цвет, находясь на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет в насыщенности.
Изменение цветового тона вследствие действия одновременной хроматической индукции, зависит от следующих факторов:
- от различия светлот индуктирующего и реагирующего полей. Действие одновременной хроматической индукции наиболее эффективно при приблизительном равенстве цветовых пятен по светлоте, причем реагирующее поле должно быть немного светлее индуктирующего (фона). Увеличение светлотного контраста сопровождается снижением действия хроматической индукции;
- от насыщенности цветового пятна. Насыщенность пятна пропорциональна его индуктивному действию;
- от "температуры" цветового тона индуктирующего поля. Все холодные цвета вызывают более сильное индукционное действие, чем теплые;
- от отношения площадей пятен. Чем больше площадь одного пятна относительно другого, тем сильнее его индукционное действие. При разных площадях пятен индукционное действие тем сильнее, чем больше периметр, т.е. чем дли длиннее пограничная линия между индуктирующим полем (фоном) и реагирующим;
- от четкости контура. Размытый контур снижает действие хроматической индукции;
- от расстояния между пятнами. Чем меньше расстояние между пятнами, тем сильнее индукционное действие;
- от расстояния до точки наблюдения. До определенного предела величина контраста, вызванного индукционным действием, увеличивается пропорционально расстоянию, после которого начинают уже действовать законы оптического смешения;
- от яркости освещения индуктирующих цветовых плоскостей. Сильное освещение уничтожает индукционное действие - слабое, наоборот, повышает;
- от времени наблюдения. Лучше всего индукция воспринимается: при быстром взгляде.
Мерой индукционного действия данного цвета служит количество его, которое нужно подмешать к равнояркому серому, чтобы он казался серым. Такие измерения удобно производить на вертушке Максвелла. Составляется комбинация из двух дисков данного цвета и кольца между ними. Кольцо составляется из равнояркого серого и данного цвета. Запустив вертушку, следует добиться такого положения, чтобы серое кольцо не приобретало оттенок контрастного цвета, а казалось серым. Степень раскрытия цветного диска в подмеси к серому будет служить мерой индукционного действия данного цвета.
Отрицательная индукция может быть вызвана следующими причинами:
1) местной адаптацией — снижением чувствительности участка сетчатки к фиксируемому цвету, в результате чего цвет, который наблюдается вслед за первым, как бы теряет способность интенсивного возбуждения соответствующего центра. Это воспринимается глазом как сдвиг цветового тона в сторону цвета, контрастного к индуцирующему. Даже если наблюдаются два цвета одновременно, глаз движется по полю зрения скачкообразно, т. е. фактически восприятие двух цветов происходит раздельно во времени;
2) автоиндукцией, т. е. способностью органа зрения в ответ на раздражение каким-либо цветом продуцировать противоположный цвет. Глаз как бы сам стремится замкнуть цветовой круг и уравновесить возбуждения трех цветоощущающих аппаратов.
Изложенные объяснения цветовой индукции принадлежат Э. Герингу. Впервые гипотезу об автоиндукции высказал И. В. Гете в начале ХIХ в.
Г. Гельмгольц предложил объяснение индукции психологическими причинами: склонностью преувеличивать разницу между предметами, плохой памятью на цвета и некоторыми другими.
Пути устранения индукционного воздействия:
1. Добавить определенное количество цвета фона в цвет пятна;
2. Обвести пятно четким ахроматическим (белым или черным) контуром;
3. Обобщить силуэт пятна, сократив его периметр;
4. Увеличить площадь пятна.
5. Взаимно удалить пятна друг от друга в пространстве.
Не всегда есть необходимость уничтожить одновременную индукцию. Куда важнее использовать это явление в композиционных целях, например, для придания большего звучания тому или иному пятну. Расположив красное пятно на зелено-голубом фоне равной светлоты и насыщенности, получил мерцающее цветосочетание, вызывающее рябь в глазах. Но если зелено-голубой фон пригасить (уменьшить насыщенность) и сделать темнее, то красный цвет на этом фоне будет звонким, чистым, сверкающим и радующим глаз. Однако, такой большой контраст быстро утомляет глаза и подобные цветосочетания желательно использовать как эмоциональные акценты, а не для длительного их наблюдения.
Последовательная индукция
Возникновение в зрительном аппарате после любого цветового ощущения последовательного образа противоположного цвета называется последовательной индукцией.
Последовательная индукция может быть положительной и отрицательной, светлотной и хроматической.
Если посмотреть на лампу накаливания, а затем выключить свет, в нашем органе зрения появится изображение ярко желтой спирали на темном фоне, которая постепенно угасает. Это явление называется положительной последовательной индукцией. Если после продолжительной работы над хорошо освещенным красным подрамником перевести взгляд на белую стену, то она покажется зеленоватой. Проявляется отрицательная индукция.
Явление цветовых последовательных образов объясняется утомлением подвергавшихся раздражению зрительных клеток. При восприятии красного цвета возбуждаются те зрительные клетки, которые реагируют на этот цвет. Когда взгляд переводится на белую поверхность, то световые лучи, отраженные от нее, попадают на неодинаково нагруженные зрительные клетки. Клетки, реагирующие на красный цвет, утомлены, клетки же, реагирующие на противоположный зеленый цвет, обладают полной работоспособностью. Они реагируют на новое световое раздражение сильнее, чем зрительные клетки зоны красного цвета, и поэтому создается иллюзия зеленоватой поверхности.
Последовательный образ наблюдается не только на белом фоне, но и на всяком хроматическом. При этом цвет последовательного образа смешивается с цветом хроматического фона и появляетсявпечатление нового цвета. Для того, чтобы в результате последовательной индукции не появились отрицательные эффекты, надо четко знать, какой же цвет последовательного образа. На этот вопрос однозначный ответ дает Г. Цойгнер в работе "Учение о цвете": "любой цвет вызывает последовательный образ субтрактивно-дополнительного цвета".
Субтрактивно-дополнительные пары:
желтый - фиолетовый; оранжевый - синий; красный - зеленый; пурпурный - желто-зеленый; голубой - оранжево-красный.
Последовательная индукция иногда выражается в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна.
Явление последовательной индукции подчинено определенным закономерностям:
- светлота последовательного образа будет обратной светлоте раздражителя;
- в последовательном образе любой цветовой тон появляется как субтрактивно-дополнительный цвет;
- последовательный образ всегда будет ненасыщенным; последовательный образ всегда смешивается с фоном;
- более светлый последовательный образ кажется находящимся за фоном, более темный - перед фоном;
- малонасыщенные цвета не вызывают последовательного образа.
Действие последовательной индукции необходимо учитывать:
1. При размещении объекта визуальной информации в предметно-пространственной среде.
2. При проектировании крупных экспозиций: выставки, музеи и т.д.
3. При разработке отдельных элементов экспозиции.
4. При разработке отдельных частей изображения, если оно достаточно велико.
Оценка ведется на уровне: предшествующее цветовое впечатление - последующее цветовое впечатление.
Анализируя место размещения объекта дизайна необходимо: первое, обратить внимание на возможные цветовые раздражители и на возможную последовательность их восприятия. Второе, выяснить впечатление какого цвета будет предшествовать восприятию объекта. Третье, устранить возможное появление последовательного образа, добавив к цвету объекта цвет, вызывающий индукционное действие, если это необходимо. При проектировании крупных экспозиций (выставки, музей) следует учитывать последовательность восприятия зрителем цветовых зон и размещать эти зоны, так, чтобы не проявлялось явление последовательной индукции. Нередко для снятия цветовой усталости вводят зоны "цветовой реабилитации", например, в виде фона. Возможно зонирование по разделам экспозиции, по залам и т.д., с разделением на контрастирующие группы цветов, При разработке отдельных частей изображения, если оно достаточно велико, необходимо учитывать последовательность прочтения цветовых пятен ,ибо перенося взор с одного цветового пятна на другое, переносится и сохранившееся на сетчатке глаза кратковременное изображение предыдущего пятна в субтрактивно-дополнительном цвете.
Некоторые закономерности психической и рецепторной деятельности
Существенное влияние на зрительные восприятия оказывают психические факторы.
Кора головного мозга теснейшим образом связана с органом зрения человека: в ней происходит переработка сигналов, поступающих от наружных рецепторов (глаз). Кроме того, сама сетчатка является как бы «отростком» коры мозга, или частью коры, выдвинутой на периферию. Поэтому высшая нервная деятельность и деятельность органа зрения во многом сходны и оказывают сильное влияние друг на друга. Об этом свидетельствует прежде всего справедливость основных законов психики также и для зрения (и других органов чувств). Из общих закономерностей психической и рецепторной деятельности можно назвать следующие.
1. Закон Вебера — Фехнера. Его называют основным психофизиологическим законом. Сущность его заключается в том, что ощущение пропорционально логарифму раздражения. Иными словами, если какой-либо раздражитель возрастает в геометрической прогрессии, то ощущение от него возрастает всего лишь в арифметической. Свойство органов чувств, выражаемое законом Вебера — Фехнера, служит надежной охраной организма от разрушения чрезмерными раздражителями, оно является как бы защитным барьером между внешней средой и организмом. В зрительных процессах это свойство проявляется особенно сильно при восприятии светлоты и яркости.
2. Раздражение и торможение. При зрительных восприятиях постоянно происходят противоположно направленные процессы, аналогичные раздражению и торможению в коре головного мозга. Это проявляется в антагонизмах палочкового и колбочкового аппаратов, в расширении и сужении зрачка, в цветовой индукции и т. д.
3. Условные рефлексы. В процессе приспособления к окружающей среде у человека вырабатывается ряд условных рефлексов. Некоторые из них складываются в самом раннем возрасте и отличаются большой устойчивостью. Восприятие цвета связано с множеством условных рефлексов, оно складывается постепенно под действием как физических так и психических факторов. Одним из самых удивительных и необходимых свойств цветового зрения является способность глаза различать локальную окраску предмета при любом освещении, т. е. автоматически устранять влияние освещения на цвет предметов. Это называется законом постоянства (константности) цвета. Так, листва деревьев представляется нам зеленой и на рассвете, и в полдень, и на закате, хотя цвет листьев в эти часы дня неодинаков. Какова бы ни была цветность освещения, глаз вскоре перестает ее замечать, происходит нивелирование цветности, т. е. освещение воспринимается как близкое к среднему дневному (конечно, при небольшой насыщенности цвета освещения). Если бы вместо глаз снабдить человека спектрофотометром, он бы не сумел распознавать окраску предметов в разных условиях освещения, так как спектры при этом существенно изменяются. Такой орган зрения не мог бы быть для человека надежным передатчиком информации из окружающей среды.
4. Оптические иллюзии. Самым наглядным доказательством связи зрения с психикой служат оптические иллюзии. Прежде чем возникнет зрительный образ, сигналы внешнего мира должны подвергнуться сложнейшей многоступенной переработке на трех уровнях: в сетчатке глаза, в проводящих нервах, в коре головного мозга. На этом третьем, высшем этапе зрительная информация вступает во взаимодействие с информацией других органов чувств и на переработку ее влияют память, воображение, различные стереотипы восприятия и многие другие факторы психической деятельности. Все это приводит к возникновению оптических иллюзий и может вызывать различные индивидуальные особенности зрительных восприятий. Явление оптических иллюзий с древних времен внушало людям глубокие сомнения в достоверности показаний органов чувств и приводило многих философов к ложным выводам о непознаваемости внешнего мира. Современное материалистическое естествознание решает вопрос об иллюзиях в оптимистическом плане: иллюзии зрения — это факт, который следует изучать и использовать практически; знание природы иллюзий может предохранить нас от ошибок в познании и деятельности, но наличие иллюзий не должно подрывать доверия к органам чувств, дающим в целом верную информацию о действительности. Наиболее распространенные иллюзии: иллюзия контраста, перспективы; переоценка вертикали; изменение пропорций от направления линий на форме; иллюзия изломов формы; приписывание свойств целого его части; недооценка протяженности пустого пространства; деформация на фоне штриховки; иррадиация (переоценка размеров светлого пятна на темном фоне).
5. Влияние побочных раздражителей на чувствительность к различным цветам. Работами ряда физиологов (Урбанчич, Кравков, Кениг и др.) установлено, что раздражители, возбуждающие симпатический отдел вегетативной нервной системы, повышают чувствительность зрения к зелено-синим цветам и снижают к красно-оранжевым. К таким раздражителям относятся шумы, тепло, вкус сладкого, запахи розмарина и герани, кофеин, адреналин и другие вещества. Раздражители, возбуждающие парасимпатический отдел, повышают чувствительность к к