Методы ненаправленного синтеза решений
Методы ненаправленного синтеза решений – используют простейшие приемы ассоциативного мышления
к ним относят следующие творческие приемы:
e) Аналогия
f) Инверсия
g) Эмпатия
h) Идеализация
a) – используется подобные известные решения, подсказанное собственным опытом, подсмотренные в природе. Для применения необходима наблюдательность и способность к переносу опыта.
b) – использует в решении задачи принципы перестановки, переворачивания, выворачивания на изнанку. Требуется гибкость мышления, отказ от стереотипов мышления, преодоление психологической инерции.
с) – отождествление себя с разрабатываемой системой. Исследователь ставит себя на место товара, рекламы, организации и стремится ощутить все действия, которые могут при этом совершаться.
d) – формирование представления об идеальной системе, полностью отвечающей поставленной цели. Идеальные решения очень полезны, даже если требуют фантазии, потому что могут подтолкнуть на новую идею.
К этим методам с небольшой упорядоченностью относят мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод гирлянд и ассоциаций, метафор, синектику, морфологический анализ. В этих методах использованы различные активизаторы творческого мышления. Собственные стимуляторы: эвристические правила 24-х, 25-ти, 26-ти.
24-х – предполагает творческое отношение ко всем задачам, с которыми человек встречается на протяжении 24-х часов. Все возникающие идеи записываются и добавляются новыми.
25-ти – предполагает для решения проблемы использовать 25 идей. Т.к. такое количество идей сгенерировать трудно, то рекомендуется использовать личный опыт и использовать правило 26-ти.
26-ти – основывается на принципе подсказки: подумайте какое слово, начинающееся на А, Б… и т.д. может навести на решение проблемы.
В этих методах используются особенности человеческой психики, хотя процедура напоминает детскую игру, позволяет преодолеть психологическую инерцию.
Методы направленного синтеза решений
Методы направленного синтеза решений – используют алгоритм.
– основаны на управлении мыслительной активностью. Для придания общей направленности процессу синтеза требуется четкая формулировка цели и сущности решаемой задачи. Целесообразно использовать для этого понятия противоречия и идеального конечного результата. Идеальный результат – гипотетическое решение, к которому следует стремиться, которое соответствует цели. Идеальный результат может служить критерием выбора решения, т.к. лучше будет тот вариант, который ближе к идеальному результату.
Эвристические методы синтеза можно классифицировать по главному активизирующему эффекту. Существует 4 группы:
1. Методы с ведущей ролью коллективной творческой работой. Используется предпосылка о том, что коллективное мышление, организованное по правилам, оказывается эффективнее, чем сумма отдельных решений. Н: мозговой штурм, конференция идей, синектика.
2. Методы, основанные на анализе комплексных решений. Это модификация морфологического анализа, метод упорядоченных признаков, метод десятичных матриц поиска.
3. Методы с главной ролью ассоциативного мышления. В них используются аналогии, метафоры, семантические свойства, понятия. Н: метод фокальных объектов, метод гирлянд, случайности и ассоциаций.
4. Методы, в которых решение находится с помощью эвристических приемов.
Алгоритм решения изобретательских задач
Изобретательские задачи:
1) задачи, где решение не связано с устранением противоречий в системе
2) задачи с внутрисистемными противоречиями, легко решаемые с помощью известных способов
3) задачи, где противоречия и способы их преодоления принадлежат одной области знаний, причем 1 – 2 элементы системы могут быть изменены
4) Должна быть синтезирована новая система. Противоречия могут быть устранены средствами, выходящими за пределы предметной области, в которой система существует.
Этапы решения изобретательных задач:
Выбор задачи
1.1. определение конечной цели решения
1.2. проверка обходного пути; если задача принципиально не решается, надо определить, какую другую задачу надо решить, чтобы получить нужный результат.
1.3. Оценить, какое решение целесообразнее: прямой или обратной?
1.4. Определить необходимые количественные показатели
1.5. Увеличить эти показатели с учетом времени реализации системы
1.6. Уточнение требований для конкретных условий реализации системы
1.7. Проверка возможности решения задачи с помощью стандартных решений
1.8. Прим-е оператора РВС (размеры, время, стоимость): мысленно изм-ть р-ры системы от заданной величины 0 и до ; время и стоимость процесса до 0 и до . Затем просмотреть, как изменится решение.