Реляционные базы данных

Достоинства реляционной модели данных:

1. Простота (запросы в терминах информационного содержания),

2. Независимость данных,

3. Теоретическое обоснование (строится на хорошо проработанной теории отношений).

4. Удается избежать дублирования информации. Все необходимые данные можно хранить только в одной таблице.

5. Легко производить изменения.

6. Связывание данных осуществляется автоматически.

7. Удается избежать установления ошибочных связей.

В каждой таблице БД необходимо наличие первичного ключа – так именуют поле или набор полей, однозначно идентифицирующий каждый экземпляр объекта или запись. Значение первичного ключа в таблице БД должно быть уникальным, т.е. в таблице не допускается наличие двух и более записей с одинаковыми значениями первичного ключа. Он должен быть минимально достаточным, а значит, не содержать полей, удаление которых не отразится на его уникальности.

Реляционные БД имеют мощный теоретический фундамент, основанный на математической теории отношений. Появление теории реляционных баз данных дало толчок к разработке ряда языков запросов, которые можно отнести к двум классам:

· алгебраические языки, позволяющие выражать запросы средствами специализированных операторов, применяемых к отношениям;

· языки исчисления предикатов, представляющие собой набор правил для записи выражения, определяющего новое отношение из заданной совокупности существующих отношений.

Реляционные связи между таблицами баз данных

Между двумя или более таблицами базы данных могут существовать отношения подчиненности, которые определяют, что для каждой записи главной таблицы (называемой еще родительской) возможно наличие одной или нескольких записей в подчиненной таблице (называемой еще дочерней).

Выделяют три разновидности связи между таблицами базы данных:

· "один–ко–многим";

· "один–к–одному";

· "многие–ко–многим".

Отношение "один–ко–многим"

Отношение "один–ко–многим" имеет место, когда одной записи родительской таблицы может соответствовать несколько записей дочерней. Связь "один–ко–многим" является самой распространенной для реляционных баз данных. Она позволяет моделировать также иерархические структуры данных.

Отношение "один–к–одному"

Отношение "один–к–одному" имеет место, когда одной записи в родительской таблице соответствует одна запись в дочерней. Это отношение встречается намного реже, чем отношение "один–ко–многим".

Отношение "многие–ко–многим"

Отношение "многие–ко–многим" применяется в следующих случаях:

· одной записи в родительской таблице соответствует более одной записи в дочерней;

· одной записи в дочерней таблице соответствует более одной записи в родительской.

Всякую связь "многие–ко–многим" в реляционной базе данных необходимо заменить на связь "один–ко–многим" (одну или более) с помощью введения дополнительных таблиц.

ЛЕКЦИЯ № 9 «Базы данных Access»

Создание таблиц в режиме конструктора. Использование сочетаний клавиш. Связь между таблицами. Создание запросов конструктором. Создание формы мастером и ее видоизменение. Создание формы в режиме конструктора. Создание отчета по нескольким связанным таблицам.

База данных Microsoft Access – это некая совокупность данных и объектов, относящихся к определенной теме или задаче. База данных Microsoft Access может содержать таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули и ярлыки страниц доступа к данным.

Для хранения данных удобно создавать по одной таблице на каждый тип отслеживаемых сведений. Для объединения данных из нескольких таблиц в запросе, форме, отчете или на странице доступа к данным надо определить связи между таблицами.

Для поиска и вывода данных, удовлетворяющих заданным условиям, включая данные из нескольких таблиц, создаются запросы. Запрос также может выполнять стандартные или пользовательские вычисления с данными.

Для простоты просмотра, ввода и изменения данных непосредственно в таблице можно создать форму. При открытии формы Microsoft Access отбирает данные из одной или более таблиц и выводит их на экран с использованием макета, выбранного в мастере форм или созданного пользователем самостоятельно.

Для анализа данных или представления их определенным образом в печатном виде необходимо создать отчет. Например, можно напечатать один отчет, группирующий данные и вычисляющий итоговые значения, и еще один отчет с другими данными, отформатированными для печати почтовых наклеек.

В окне базы данных Access можно выбирать тип объектов: Таблицы, Запросы, Формы, Отчеты, Страницы, Макросы или Модули.

ТАБЛИЦЫ

Таблица – это основной структурный элемент системы управления реляционной базой данных. Таблицы организуют данные в столбцы, содержащие характеристики данных (называемые полями) и строки, содержащие перечень объектов (называемые записями).

Существует три способа создания таблицы:

В режиме конструктора можно создать шаблон новой таблицы, а также добавить, удалить или настроить поля существующей таблицы.

В режиме таблицы можно добавлять, редактировать данные таблицы. Также можно отображать записи из связанных таблиц. Создание новой таблицы таким способом нерационально:

В режиме создания мастером можно создать таблицу на основе уже существующего шаблона, отвечая последовательно на вопросы Мастера. Мастер создает большую и сложную структуру, разобраться в котором начинающему пользователю базы данных непросто.

Наши рекомендации