Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения цели, также представленных количественно

Бюджеты являются, безусловно, наиболее широко используемым компонентом формального планирования. Хотя многие организации никогда на формальной основе, т.е. в письменном виде , не формулируют цели и стратегии, большинство из них составляют бюджеты в виде отдельных документов.

Первым шагом при составлении бюджета, на что и указывается в определении, будет выражение в числовой форме ресурсов и формулируемых целей. Как бы ни было это трудно, присвоение числового значения всем ресурсам и целям представляет ценный, обычно весьма существенный аспект планирования в организациях. Количественные показатели позволяют руководителю увидеть, сравнить и объединить различные элементы, которые используются в организации.

Ес-ли ре-аль-ное функ-цио-ни-ро-ва-ние от-ста-ет от пла-нов, то не-об-хо-ди-мо при-ме-нять со-от-вет-ст-вую-щие ме-ры по-сле то-го, как бу-дут оп-ре-де-ле-ны об-лас-ти, в ко-то-рых воз-ни-ка-ют про-бле-мы.

В не-ко-то-рых слу-ча-ях пла-ны при-хо-дит-ся пе-ре-смат-ри-вать из-за воз-дей-ст-вия не-кон-тро-ли-руе-мых пе-ре-мен-ных на сбыт и из-держ-ки. Не-ко-то-рые даль-но-вид-ные ком-па-нии раз-ра-ба-ты-ва-ют та-кие пла-ны, ко-то-рые за-ра-нее оп-ре-де-ля-ют, что нуж-но де-лать в слу-чае не-бла-го-при-ят-ных об-стоя-тельств.

Для успешной реализации составленных планов крупные организации имеют в своей структуре самостоятельные хозяйственные подразделения (СХП).

СХП -- са-мо-стоя-тель-ные от-де-ле-ния или под-раз-де-ле-ния, от-ве-чаю-щие за ас-сор-ти-мент-ную груп-пу, или ка-кой-ли-бо то-вар-ных от-дел в рам-ках ор-га-ни-за-ции с кон-цен-тра-ци-ей на кон-крет-ном рын-ке и с управ-ляю-щим, на-де-лен-ным пол-ной от-вет-ст-вен-но-стью за объ-е-ди-не-ние всех функ-ций в стра-те-гию. СХП -- это ос-нов-ные эле-мен-ты по-строе-ния стра-те-ги-че-ско-го пла-на мар-ке-тин-га. Ка-ж-дое из них име-ет сле-дую-щие об-щие ха-рак-те-ри-сти-ки:

кон-крет-ную ори-ен-та-цию;

точ-ный це-ле-вой ры-нок;

од-но-го из ру-ко-во-ди-те-лей мар-ке-тин-га фир-мы во гла-ве;

кон-троль над свои-ми ре-сур-са-ми;

соб-ст-вен-ную стра-те-гию;

чет-ко обо-зна-чен-ных кон-ку-рен-тов;

Яв-ное от-ли-чи-тель-ное пре-иму-ще-ст-во.

Подобное разделение компании обеспечивает независимость работы отделов, связанных с выпуском различных видов продукции, что создает широкие возможности для маневра в случае изменения спроса на отдельные виды продукции.

Заключение

Динамичный процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача -- обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени и обеспечить основу для управления членами организации.

Некоторые организации могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Организация, создающая планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Оперативный план должен разрабатываться с учетом текущих изменений на рынке. Регулярность и последовательность в разработке оперативного плана организации -- ключ к стабильному функционированию организации.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей организации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно быть осуществить их модификацию и переориентацию.

Литература

А. Дей-ян, Ан-на и Ло-ик Троа-дек. Сти-му-ли-ро-ва-ние сбы-та и рек-ла-ма на мес-те про-да-жи. -- М.: Про-гресс, 1994.

А. Дей-ян. Рек-ла-ма. -- М.: Про-гресс, 1994.

А. Куль-ман. Эко-но-ми-че-ские ме-ха-низ-мы. -- М.: Прогресс,1994.

В. Хой-ер. Как де-лать биз-нес в Ев-ро-пе. -- М.: Прогресс, 1992.

В.С. Ли-па-тов. Ме-то-ды ис-сле-до-ва-ния тру-до-вых про-цес-сов. -М.: МКУ, 1993.

Дж.М. Эванс, Б. Бер-ман. Мар-ке-тинг. -- М.: Эко-но-ми-ка, 1993.

Ж. Шан-де-зон, А. Лан-сестр. Ме-то-ды про-да-жи. -- М.: Про-гресс, 1994.

К. Мак-кон-нелл, С. Брю. Эко-но-микс. -- М.: Рес-пуб-ли-ка, 1993.

Наши рекомендации