Структурные составляющие личностного имиджа
Методические рекомендации по изучению темы.
Цель – сформировать представление о структурных составляющих личностного имиджа, обсудить методы работы с данными аспектами имиджа.
В конце практического занятия необходимо самостоятельно давать определение габитарному, кинетическому, вербальному, ольфакторному, овеществленному, средовому имиджу; называть их составляющие; предлагать методы работы по совершенствованию данных аспектов имиджа. Знать типы телосложения по Э. Кречмеру, цветовые типы внешности по К. Джексон. Знать основные стили в одежде и требования к внешнему виду делового человека. Понимать механизм идентификационной функции, которую выполняют одежда и макияж. Осознавать значимость невербального канала коммуникации в деловом общении. Познакомиться с основными элементами «языка жестов». Уметь «читать» основные жесты лжи, доверия, самоконтроля, неуверенности, оценки; открытые и закрытые позы, авторитарные позы, позы скуки и готовности к действию. Знать упражнения для тренировки дикции и резонаторов голоса. Знать основы успешного публичного выступления: адаптация к социальному портрету аудитории, правильная композиционная структура текста. Уметь объяснять механизм влияния вещей человека на представления о нем окружающих.
Основные понятия:
Габитарный имидж (лат. habitus – внешность) – это мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе его внешнего вида [8].
Кинетический имидж (греч. kinetikos – двигательный) – это мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе оценки его кинесики (жестов, позы, мимики), которая, как правило, не контролируется сознанием человека и проявляет ситуативное состояние психики человека и фундаментальные черты характера [8].
Вербальный имидж (лат. verbal – слово, речь) – мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе оценки его речи, как вербальных ее характеристик, так и паравербальных [8].
Ольфакторный имидж (лат. olfactorius – обонятельный) – мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе оценки окружающих его запахов [8].
Овеществленный имидж – мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе оценки продуктов деятельности данного человека (служебная записка или картина) [8].
Средовой имидж – мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа на основе восприятия и оценки среды обитания этого человека (рабочий стол или кабинет, приемная, автомобиль) [8].
Физиогномика – научно не обоснованное учение, ориентированное на определение типа личности человека, его душевных качеств и психофизиологического состояния, исходя из характерных особенностей головы и выражения лица.
Кинесика – выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.
Такесика – динамические прикосновения: рукопожатия, похлопывания, поцелуи.
Проксемика – расположение людей в пространстве при общении.
Просодика – общее название ритмико-интонационных характеристики речи: высота, громкость голоса, темп речи, сила ударения.
Пристройка сверху / снизу – модель поведения, принятая человеком в той или иной ситуации: в зависимости от уровня самооценки, социального статуса собеседника и др.
Конгруэнтность (термин НЛП) – это внешнее проявление того, насколько человек внутренне гармоничен, насколько все его части работают слаженно и стремятся к единой цели.
Социальный портрет аудитории – демографическая характеристика (пол, возраст, национальность, общий уровень образования и культуры, социальное положение или должность), интеллектуальная характеристика, количественная характеристика, степень знакомства аудитории оратору, равенство / неравенство, отношение к оратору.
Вопросы для обсуждения:
1. Работа над составляющими габитарного имиджа: телосложение, цветовой тип внешности, черты лица, прическа, стили одежды.
2. Работа над составляющими кинетического имиджа: мимика, жесты (движения рук и головы), пластика (походка, позы, осанка).
3. Работа над составляющими вербального имиджа: грамотная и выразительная речь, постановка голоса, интонирование, дикция, мастерство публичного выступления.
4. Способы совершенствования овеществленного имиджа: визитка, резюме, письма, деловые бумаги, статьи или книги.
5. Способы совершенствования средового имиджа: рабочее место или кабинет, приемная, машина, дом, другие места, где видят субъект имиджа.
Практическое задание.
Анализ имиджа популярной личности по образцу в учебном пособии В.Г. Горчаковой «Имидж. Искусство и реальность».
Литература основная:
1. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии [Текст]: Учебное пособие. В 2-х частях. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. Часть I. Тема 6, 7, 8, 9. Часть II. Практические занятия 5, 6.
2. Наумова С.А. Имиджелогия: учебное пособие [Текст] / Том. политехн. ун-т. – Томск, 2004. – 116 с. Раздел 3. Персональный деловой имидж.
3. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям [Текст]. – М.: Народное образование, 2002. § Основы физиогномики. Упражнения по фейсбилдингу. Язык телодвижений. Жест – средство коммуникации. Упражнения по выведению из аудиторного шока. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Деловой телефонный разговор.
4. Конституциональная типология Э. Кречмера [Электронный ресурс] // SoulSick.RU. – Режим доступа: http://soulsick.ru/content/view/587/52/
5. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 279 с.
Литература дополнительная:
6. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли окружающих по их жестам) [Электронный ресурс]. – Англия, 1952. // BOOKAP.info. Психологическая библиотека. – Режим доступа: http://bookap.info/bod/pizbody/
7. Панасюк А.Ю. А что же действительно на уме у вашего собеседника? 6 упражнений по выявлению особенностей психики и характера человека [Текст]. – М., 2007.
8. Имидж. Энциклопедический словарь [Текст] / Авт., сост. А.Ю. Панасюк. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 768 с.
9. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений [Текст]: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 424 с. Глава 5. Вербальное общение. Глава 6. Невербальное общение. Практические задания.
10. Королько В. Основы паблик рилейшнз [Текст]. – Киев: Рефл-Бук. 2000. – 286 с. Гл. XII. Неречевые навыки коммуникации.
11. Браун Л. Имидж – путь к успеху [Текст]. – СПб.: Питер, 2000. – 192 с.