Речевая структура интервью
Коммуникативная ситуация: есть человек, представляющий для читателя интерес либо как источник информации, либо как личность, который отвечает на вопросы журналиста.
В процессе создания газетного интервью создаются 2 речевые фактуры.
1. первая речевая цепочка порождается в процессе беседы. Этот текст создаётся по законам устной речи.
2. Затем этот текст перерабатывется журналистом, и создаётся новый текст. Предназначенный для печати и создаваетмый по законам письменной речи.
Но многие особенности текста могут не соответствовать нормам письменной речи, тк эта речь рождена как речь устная.
2 типа интервью:
1. информационное – собеседник интересен только как источник информации. Рассказчик – источник ПЕРВИЧНОЙ информации. СОБЫТИЙНАЯ семантика.
2. Портретное – интересен процесс творческой самореализации личности. Ярко выраженное личностное начало.
Диалогическая форма облегчает восприятие. Вопросы выполняют функцию заголовков.
Беседа журналиста с каким либо лицом или группой лиц, представляющая общественнй интерес и
предназаначенная для передачи в средствах массовой информации
в начале 70тых Пельт разграничивал интервью-диалог, интервью-сообщение, интервью-монолог,
интервью-зарисовку, интервью- мнение. информационное интервью,блиц опрос, вопрос ответ,
аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, анкета.
Разновидность интервью зависит от цели:
-информационное
-аналитическое
-портретное
Цели отражаются на структуре вопросного комплекса
Именно вопросный комплекс стимулирует интерес ко всему тексту:
часто читатель выхватывает лишь те фрагменты, вопросы которых его заинтересовали
Самый сложный процесс в интервью-это подготовка к интервью.
Лучше составлять открытые вопросы.
Типы вопросов интервью:
-открытые/закрытые
-однотипные
-эмоционально окрашенные
-некорректные
-неэтичные
-провоцирующие
Вопросы без предпосылочного знания всегда чреваты манипулированием журналистом.
Вопросы в аналитическом интервью:
вопросы вытесняются высказываниями с констатирующей модальностью, обмен мнениями, аргументами
Собственно вопрос оказывается впомогательным речевым действием
В аналитическом интервью целесообразнее говорить не о вопросе как таковом,
а о синтетическом вопросно-констатирующем речевом действии
вопросы в портерном или художественном интервью могут быть любыми,случайными, поверхностными, даже пустыми.
Механизм худ интервью: у читателя должно возникнуть ощущение разговора с интересным человеком.
Поэтому в письменном оформлении такого текста большую роль играют ремарки,описательные элементы.
Формы именования лица в тексте:
словарь русского речевого этикета
Ваше Преподобие-для учтивого обращения к священнику
Ваше Святейшество-титулование и почтительное обращение к православному патриарху, а также к Папе римскому.
Ваше Преосвященство -формула титулования и официально-почтительного обращения к митрополиту или архиепископу.
Имиджевое интервью-диалог. Автор сам себе не принаждлежит.
Беседа с первым или должностным лицом компании
Имиджевое интервью определяется в исследовании как жанр PR текста, представляющий актуальную социально
значимую проблему, где факты,сама проблема,лежащие в основе материала о базисном субъекте PR,а также точка зрения на данную проблему способствуют формированию или приращению паблицитного капитала данного субъекта PR.
Оно должно произвести положительный эффект на читателя.
12. Аналитическое изложение и общая характеристика аналитических жанров. Речевая структура статьи. Анализ в тексте сми – это не строгий научный анализ. Здесь читателю требуется позиция автора, его мнение, оценки. Цель аналитических жанров – мнение автора.
Аналитические жанры: статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, обзор печати, письмо.
Статья.
Виды статей:
1. передовая – выражает мнение редакции по поводу злободневной актуальной проблемы.
2. Теоретическая – посвящена фундаментальным проблемам жизни общества. Разновидность – комментарий.
3. Прооблемная – создаётся в ситуации анализа, постановки вопроса, обсуждения поиска решений острых вопросов социального, хозяйственного развития и тд.
Жанрообразующее речевое действие – рассуждение.
Метатекст – текст о том, как строится статья, имеет вспомогательный характер. Выделение курсивом.
статья – Является аналитическим жанром.
Освещает проблему широкого масштаба. анализ в статье достигается наибольшей глубины.
Виды статьи:
проблемная статья-привлекает читателя к проблеме
полемическая статья-оспаривание чьего-либо мнения, доказательство правоты
научная ,теоретическая статья-научное открытие
критическая статья-анализ работы, недостатки работы.
было распространено в советской печати как передовица. она служила элементом руководства и влиянием на массы.
Речевая структура аналитических жанров:
основой создания аналитических текстов (статьи) является рассуждение, описание,
поветсование.инфомрационное сообщение и комментарий входят в структуру текстов для введения рассуждающих текстов и иллюстраций.
ОБЗОР И ОБОЗРЕНИЕ
Речевая структура: жанр, в котором автор анализирует несколько объектов, явлений, со-бытий.
Обзор – изначально зародился как обзор СМИ (18 век). Становление в «Современнике», «Отечественных записках».
Произведения рассматривались по какому-то признаку: структура печати (только газеты, только журналы),
по главным материалам, по тематике (как ту или иную тему описывают в разных СМИ).
Обозрение – цель - дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций,происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный пе-риод.
В зависимости от назначения текста выбирают разные формы:
информационное (сообща-ет о фактах и событиях) и аналитическое (сообщает инфо и анализирует ее) обозрение.
Главное отличие аналит. обозрения от других аналит. текстов – панорама, более широкий взгляд на проблему(политическое, экономическое, спортивное).
Особенности обозрения:
обозрение строго фактологично (факты отбираются и группируются в соответствии с оп-ределенной авторской целью
(топ главный новостей за неделю). Факт – элемент целого.
Важное составляющее (аналитическое обозрение) - комментарий автора. Только разница между комментарием и обозрение– широта масштаба исследования
Хронологические рамки.
Цель – представить аудитории причинно-следственные связи, выявить их значения и тен-денции дальнейшего развития.
Обозрение и обзор в деловой и специализированной прессе:
Речевые формы – описание (положения дел, предметное) и рассуждение
ОБОЗРЕНИЕ
Обозрение - Является аналитическим жанром. Освещает проблему широкого масштаба. Углубленный анализ.
Речевая структура аналитических жанров:
основой создания аналитических текстов (обозрения) является рассуждение, описание, поветсование.
инфомрационное сообщение и комментарий входят в стуктуру текстов для введения рассуждающих текстов и иллюстраций.
Обзор и обозрение
Речевая структура обозрения:жанр где автор анализирует неск объектов,явлений, событий.
Обзор рассматривались произведения сми по какому то определенному признаку.
Обозрение-цель обозревателя-дать читателю представлние о целом комплексе фактов,
событий и ситуаций возникающих в определенном регионе и период. В зав-ти от назначений текста
выбирают разн формы: информационное и аналитич обозрение.
Первое сообщает о фактах и событиях. второе сообщает инфо и анализирует ее.
Если у автора есть свое мнение то это обозрение.гл отличие аналитич обозрения от др аналитич текстов это панорама,
более широкий взгляд на проблему (политич, экономич).
Особенности обозрения
оно строго фактологично они отбираются и группируются в соответствии с опр авторской целью(топ гл новостей за неделю и т. п.)
важное составляющее обозрения это комментарий автора. Только здесь более широкий масштаб исследования.
Цель обозрения-представить аудитории причинно следственные вязи выявить их значение и тенденции дальнейшего развития
обозрение и обзор в деловой и специализированной прессе.
Речевые формы описания и рассуждения
цель-поиск конкр ответов на вопросы и возможное решение проблемы
качествен и кол-ныые характеристики описываемого объекта атрибуции-ссылки и а трибуции-цифры
иллюстрации-графики,таблицы
субьективная модальность сводится к минимуму.
Оценки преобладают над субъективной модальностью.сравнительные оценки а не абсолютные
причинно следственные связи между предложениями в тексте