Речевая структура интервью

Коммуникативная ситуация: есть человек, представляющий для читателя интерес либо как источник информации, либо как личность, который отвечает на вопросы журналиста.

В процессе создания газетного интервью создаются 2 речевые фактуры.

1. первая речевая цепочка порождается в процессе беседы. Этот текст создаётся по законам устной речи.

2. Затем этот текст перерабатывется журналистом, и создаётся новый текст. Предназначенный для печати и создаваетмый по законам письменной речи.

Но многие особенности текста могут не соответствовать нормам письменной речи, тк эта речь рождена как речь устная.

2 типа интервью:

1. информационное – собеседник интересен только как источник информации. Рассказчик – источник ПЕРВИЧНОЙ информации. СОБЫТИЙНАЯ семантика.

2. Портретное – интересен процесс творческой самореализации личности. Ярко выраженное личностное начало.

Диалогическая форма облегчает восприятие. Вопросы выполняют функцию заголовков.

Беседа журналиста с каким либо лицом или группой лиц, представляющая общественнй интерес и

предназаначенная для передачи в средствах массовой информации

в начале 70тых Пельт разграничивал интервью-диалог, интервью-сообщение, интервью-монолог,

интервью-зарисовку, интервью- мнение. информационное интервью,блиц опрос, вопрос ответ,

аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, анкета.

Разновидность интервью зависит от цели:

-информационное

-аналитическое

-портретное

Цели отражаются на структуре вопросного комплекса

Именно вопросный комплекс стимулирует интерес ко всему тексту:

часто читатель выхватывает лишь те фрагменты, вопросы которых его заинтересовали

Самый сложный процесс в интервью-это подготовка к интервью.

Лучше составлять открытые вопросы.

Типы вопросов интервью:

-открытые/закрытые

-однотипные

-эмоционально окрашенные

-некорректные

-неэтичные

-провоцирующие

Вопросы без предпосылочного знания всегда чреваты манипулированием журналистом.

Вопросы в аналитическом интервью:

вопросы вытесняются высказываниями с констатирующей модальностью, обмен мнениями, аргументами

Собственно вопрос оказывается впомогательным речевым действием

В аналитическом интервью целесообразнее говорить не о вопросе как таковом,

а о синтетическом вопросно-констатирующем речевом действии

вопросы в портерном или художественном интервью могут быть любыми,случайными, поверхностными, даже пустыми.

Механизм худ интервью: у читателя должно возникнуть ощущение разговора с интересным человеком.

Поэтому в письменном оформлении такого текста большую роль играют ремарки,описательные элементы.

Формы именования лица в тексте:

словарь русского речевого этикета

Ваше Преподобие-для учтивого обращения к священнику

Ваше Святейшество-титулование и почтительное обращение к православному патриарху, а также к Папе римскому.

Ваше Преосвященство -формула титулования и официально-почтительного обращения к митрополиту или архиепископу.

Имиджевое интервью-диалог. Автор сам себе не принаждлежит.

Беседа с первым или должностным лицом компании

Имиджевое интервью определяется в исследовании как жанр PR текста, представляющий актуальную социально

значимую проблему, где факты,сама проблема,лежащие в основе материала о базисном субъекте PR,а также точка зрения на данную проблему способствуют формированию или приращению паблицитного капитала данного субъекта PR.

Оно должно произвести положительный эффект на читателя.

12. Аналитическое изложение и общая характеристика аналитических жанров. Речевая структура статьи. Анализ в тексте сми – это не строгий научный анализ. Здесь читателю требуется позиция автора, его мнение, оценки. Цель аналитических жанров – мнение автора.

Аналитические жанры: статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, обзор печати, письмо.

Статья.

Виды статей:

1. передовая – выражает мнение редакции по поводу злободневной актуальной проблемы.

2. Теоретическая – посвящена фундаментальным проблемам жизни общества. Разновидность – комментарий.

3. Прооблемная – создаётся в ситуации анализа, постановки вопроса, обсуждения поиска решений острых вопросов социального, хозяйственного развития и тд.

Жанрообразующее речевое действие – рассуждение.

Метатекст – текст о том, как строится статья, имеет вспомогательный характер. Выделение курсивом.

статья – Является аналитическим жанром.

Освещает проблему широкого масштаба. анализ в статье достигается наибольшей глубины.

Виды статьи:

проблемная статья-привлекает читателя к проблеме

полемическая статья-оспаривание чьего-либо мнения, доказательство правоты

научная ,теоретическая статья-научное открытие

критическая статья-анализ работы, недостатки работы.

было распространено в советской печати как передовица. она служила элементом руководства и влиянием на массы.

Речевая структура аналитических жанров:

основой создания аналитических текстов (статьи) является рассуждение, описание,

поветсование.инфомрационное сообщение и комментарий входят в структуру текстов для введения рассуждающих текстов и иллюстраций.

ОБЗОР И ОБОЗРЕНИЕ

Речевая структура: жанр, в котором автор анализирует несколько объектов, явлений, со-бытий.

Обзор – изначально зародился как обзор СМИ (18 век). Становление в «Современнике», «Отечественных записках».

Произведения рассматривались по какому-то признаку: структура печати (только газеты, только журналы),

по главным материалам, по тематике (как ту или иную тему описывают в разных СМИ).

Обозрение – цель - дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций,происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный пе-риод.

В зависимости от назначения текста выбирают разные формы:

информационное (сообща-ет о фактах и событиях) и аналитическое (сообщает инфо и анализирует ее) обозрение.

Главное отличие аналит. обозрения от других аналит. текстов – панорама, более широкий взгляд на проблему(политическое, экономическое, спортивное).

Особенности обозрения:

обозрение строго фактологично (факты отбираются и группируются в соответствии с оп-ределенной авторской целью

(топ главный новостей за неделю). Факт – элемент целого.

Важное составляющее (аналитическое обозрение) - комментарий автора. Только разница между комментарием и обозрение– широта масштаба исследования

Хронологические рамки.

Цель – представить аудитории причинно-следственные связи, выявить их значения и тен-денции дальнейшего развития.

Обозрение и обзор в деловой и специализированной прессе:

Речевые формы – описание (положения дел, предметное) и рассуждение

ОБОЗРЕНИЕ

Обозрение - Является аналитическим жанром. Освещает проблему широкого масштаба. Углубленный анализ.

Речевая структура аналитических жанров:

основой создания аналитических текстов (обозрения) является рассуждение, описание, поветсование.

инфомрационное сообщение и комментарий входят в стуктуру текстов для введения рассуждающих текстов и иллюстраций.

Обзор и обозрение

Речевая структура обозрения:жанр где автор анализирует неск объектов,явлений, событий.

Обзор рассматривались произведения сми по какому то определенному признаку.

Обозрение-цель обозревателя-дать читателю представлние о целом комплексе фактов,

событий и ситуаций возникающих в определенном регионе и период. В зав-ти от назначений текста

выбирают разн формы: информационное и аналитич обозрение.

Первое сообщает о фактах и событиях. второе сообщает инфо и анализирует ее.

Если у автора есть свое мнение то это обозрение.гл отличие аналитич обозрения от др аналитич текстов это панорама,

более широкий взгляд на проблему (политич, экономич).

Особенности обозрения

оно строго фактологично они отбираются и группируются в соответствии с опр авторской целью(топ гл новостей за неделю и т. п.)

важное составляющее обозрения это комментарий автора. Только здесь более широкий масштаб исследования.

Цель обозрения-представить аудитории причинно следственные вязи выявить их значение и тенденции дальнейшего развития

обозрение и обзор в деловой и специализированной прессе.

Речевые формы описания и рассуждения

цель-поиск конкр ответов на вопросы и возможное решение проблемы

качествен и кол-ныые характеристики описываемого объекта атрибуции-ссылки и а трибуции-цифры

иллюстрации-графики,таблицы

субьективная модальность сводится к минимуму.

Оценки преобладают над субъективной модальностью.сравнительные оценки а не абсолютные

причинно следственные связи между предложениями в тексте

Наши рекомендации