По признаку структурированности задач

Понятие структурированности задач.При создании или при классификации

информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным –

математическим и алгоритмическим – описанием решаемых задач. От степени формализации во

многом зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый

степенью участия человека в принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной

обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет

степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы:

структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично

структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача – задача, где известны все ее элементы и

взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить

элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической

модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать

многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для

решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли

человека к нулю.

Примером структурированной задачи является задача расчета заработной платы. Здесь

полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что

расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны

многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического

описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования

здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из

эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных

источников. Примером может служить задача о взаимоотношениях людей в коллективе. Для данной

задачи существенны психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать

алгоритмически.

В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью

структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно

сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются

частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему.

Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль.

Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании

принимает участие человек. Пример частично структурированной задачи: требуется принять решение

по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из

работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например:

• выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;

• отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.

Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то

или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым

параметрам.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач,

подразделяются на два вида:

• создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку

данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих

отчетах, управляющий принимает решение;

• разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится

к выбору одной из предложенных альтернатив.__

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают

информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и

ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны

обеспечивать следующие возможности:

• составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

• быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое

переключение источников при поиске данных;

• управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

• логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в

подсистему информационного обеспечения;

• автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть

модельными и экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические,

статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку

альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения

информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

• возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных

задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

• достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

• оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

• возможность графического отображения динамики модели;

• возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы

модели.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных

альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.

Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции «типовых

управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления

проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е.

к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне

создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых

альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих

Информационные системы

Для структурированных задач

(автоматизация решения)

Для частично

структурированных задач или

неструктурированных задач

Создающие управленческие

отчеты

Разрабатывающие

альтернативы решений

Модельные Экспертные

решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде

данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

Наши рекомендации