Тема 5. Общение и взаимодействие в юридической практике
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности человека. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Наряду с этим, в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
Исходя из этого, «общение – 1) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно–смысловых образованиях партнёра».
В соответствии с данным определением в структуре общения выделяются три взаимосвязанные составляющие: коммуникативная (обмени информацией между общающимися людьми), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнёрами по общению).
На основе знаковых систем, с помощью которых осуществляется передача информации, общение делится на вербальное (в качестве знаков используется речь) и невербальное (жесты, мимика и т.д.).
Эффективность общения всецело зависит от восприятия человеком человека. Для юриста важно хорошо представлять структуру межличностного восприятия и его механизмы.
В социальной психологии структура межличностного восприятия базируется на трёх компонентах: субъект, объект, процесс межличностного восприятия. Межличностное восприятие – это сложный процесс, который проходит через все уровни чувственного и логического отражения, начиная с ощущения и заканчивая мышлением, то есть процесс познания человека человеком проходит в стадии ощущения, восприятия и мышления.
Механизмы межличностного восприятия являются тем средством, которое обеспечивает интеграцию индивидуальных действий в совместную групповую деятельность. Без понимания партнёра, его намерений, планов, замыслов и т.д. целесообразная, эффективная совместная деятельность невозможна. К числу основных механизмов межличностного восприятия относят: идентификацию, рефлексию и стереотипазацию. Идентификация – это внутренняя основа взаимопонимания, выражающаяся в способности взаимного уподобления. Под рефлексией понимается осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнёром по общению. В основе стереотипизации лежит представление о стереотипе – как об устойчивом образе какого–либо набора качеств, которые приписываются воспринимаемому человек, исходя из его возраста, пола, принадлежности к какой-нибудь группе либо профессии.
При общении мы стремимся к взаимодействию чрез взаимовлияние. Мы добиваемся того, чтобы человек принял нашу точку зрения, и почувствовал то же, что и мы по поводу касающихся нас общих дел и событий. Психологическое воздействие имеет место в любом случае предварительного расследования и судебного разбирательства. Это воздействие на правонарушителя, потерпевшего, свидетеля и т.д. В процессе воздействия осуществляются функции воспитания или перевоспитания, стимулирования к законопослушному поведению. Сложность воздействия обусловлена не желанием большинства объектов этого процесса быть в роли воспитуемых, опрашиваемых, подозреваемых, свидетелей и т.д.
Под психологическими методами воздействия понимают различные способы влияния на психику человека. Всё зависит от цели объекта и цели воздействия. Например, воздействие на психику правонарушителя, потерпевшего или свидетеля может осуществляться с целью дачи ими показаний по поводу обстоятельств правонарушения.
В юридической практике используются следующие методы воздействия на личность: убеждение, внушение, контактное взаимодействие, манипуляция, нейролингвистическое программирование и другие.
Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Убеждать человека, это значит воздействовать, прежде всего, на его сознание, помочь осмыслить суть идей, требований, норм поведения, внутреннее принять их, превратить в руководство к действию. В практике правоохранительной и воспитательной деятельности большое значение имеет безошибочное определение, выявление ложных убеждений, умение «нащупать», «расшатать» и разрушить их. Практикой наработаны конкретные приёмы «расшатывания» ложных убеждений. Вот некоторые из них: побудить человека сравнить себя с другим конкретным человеком, который руководствуется противоположными взглядами; показать; довести до парадокса логику рассуждения человека, отстаивающего ложные убеждения; отыскать пункты внутренних колебаний или те пункты, в которых чаще всего разыгрывается борьба мотивов, имеют место сомнения; создать условия для самораскрытия человека, дать возможность ему раскрыть все свои аргументы, выявить в них слабые места и опровергнуть их; перестроить взгляды путём доверия.
Речь здесь идёт о «расшатывании» ложных убеждений, потому что переубедить человека не просто. Даже когда он понимает, что убеждения его несостоятельны, бывает трудно расстаться с тем, во что верил, в чём был убеждён.
Таким образом, путём убеждения можно добиться перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить поведение, отношение к людям, к делу.
Под внушением понимается эмоционально окрашенное воздействие (вербальное или невербальное) с целью создания определённого состояния, побуждения к определенным действиям. Восприятие информации осуществляется без должной критической обработки.
Целью метода контактного взаимодействияявляется поэтапное установление доверительного контакта и перевод отношений партнёров в режим диалога. Можно выделить пять этапов установления контакта:
1. Вызов согласия у партнёра.
2. Поиск совпадающих интересов.
3. Обсуждение общих точек зрения.
4. Установление взаимоприемлемых правил последующего взаимодействия.
5. Формулировка планов и программ поведения.
В основе метода комплиментарностилежит совокупность приёмов эмоционального «поглаживания» личности. Метод нацелен на обретение человеком чувства собственного достоинства, самоутверждения, понимая своих недостатков, формирования умения использовать свои сильные качества. Метод комплиментарности реализуется путём аргументированного «доброго слова», совета; объяснения мотивов действия другого человека; разбора конкретных ситуаций, их мотивационного анализа.
В последнее время широкое применение находит наука о воздействии слова на человека – нейролингвистическое программирование (НЛП). Это методические приёмы, позволяющие посредством слова обеспечить доступ к скрытым ресурсам человеческого сознания. Мозг человека, подобно компьютеру формулирует программы поведения и жизнедеятельности. Это своего рода стереотипы – закреплённый опыт решения жизненных задач, переживания и преодоления различных органов чувств (зрительных, слуховых, обонятильно–вкусовых). Одна из модальностей ус человека обычно доминирует. Поэтому для одного мир – это, прежде всего то, что он видит, для другого – что он слышит, для третьего – что ощущает. Как мир воспринимается, так он и отражается человеком, соответственно и строится поведение. Если удаётся распознать доминирующий канал восприятия мира, тогда можно установить что лежит в основе выбора стратегии поведения, что ограничивает выбор, что можно изменить в поведении.
Механизм НЛПвключает ряд стадий:
1. Установление доминирующей модальности у человека (процесса восприятия мира органами чувств): а) по словам, которыми человек выражает доминирующий канал восприятия (у кого доминирует зрительное восприятие, тот будет употреблять слова «как мне видится», «ярко», «отчётливо» и другие, соответственно «как слышится», «как чувствуется» и т.п.); б) по мимике, жестам, ритму движений, дыханию, тембру голоса и другим невербальным сигналам, которые бессознательно использует человек;
2. Подстройка и создание особого взаимодействия с человеком.
3. Выявление проблем в восприятии, отражении, поведении человека.
4. Выявление скрытого ресурса человека, который желателен в данной ситуации.
5. Создание условий для выбора много поведения, желания поступить по иному.
Нейролингвистическое программирование в процессе общения – это целеноправленное применение специальных психологических техник:
- «Якорь» - это ассоциативная связь, понятие, которое необходимо запомнить партнёру, связав его с конкретными переживаниями, чувствами.
- «Субмодальность». В зависимости от ведущей субмодальности передаваемая информация должна отражаться словами, наиболее ей соответствующими. Изменение субмодальностей может изменить не только восприятие мира, но и влиять на память и внимание человека.
Следующим методом воздействия на личность является манипулирование.
Манипулирование– это такое психологическое воздействие на человека, при котором он делает то, что нужно манипулятору, полагая, что действует по собственной воле. Человек становится средством достижения цели манипулятора. Манипулятор навязывает и контролирует поведение объекта, опираясь на его мотивы.
Успех манипуляции достигается тогда, когда объект не видит выбора, не осознаёт цели манипулятора. В противном случае начинается игра по принципу «кто кого».
Важнейшими приёмами манипуляции являются: подача неполной информации, сообщение выгодных, умолчание не выгодных сведений; представление только отрицательных аспектов ситуации, когда человек не видит другого выхода; давление на партнёра, провоцирование защитных реакций, которые ставят человека в позицию обороняющегося; вызов чувства вины, что заставляет оправдываться; вызов чувства преклонения; формирование впечатления сотрудничества; создание иллюзии легкого достижения цели; «навешивание» ярлыков.
В основе невербальныхметодов на воздействия на личность лежит обращение к жестам, мимике, окружающим предметам. К конкретным приёмам невербального воздействия можно отнести «демонстрацию». При этом приёме предъявляется конкретный предмет вместо довода. Существует приём «демонстрация–подкрепление». При этом приёме вербальные доводы подкрепляются жестами, мимикой, позой, элементами одежды, антуражем. Наибольшей убедительностью обладает наглядная демонстрация.
Подводя итог, следует отметить, что профессия юриста относится к типу профессий «человек–человек», тем самым, предполагается постоянный контакт с различными людьми. Для того чтобы понимать действительные намерения собеседника, давать верную оценку его словам, действиям, жестам, мимике, не попадаться на его уловки юрист должен владеть различными приёмами и механизмами организации общения, знать основные методы воздействия на личность. Знание указанных методов, приёмов и механизмов, а также умение применять их в практической деятельности является обязательным для эффективного осуществления юридической деятельности.