Особенности текстов СМИ
Заголовок - название текста.
Обозначение структурной части основного текста произведения или издания.
Основн. признаки заголовка:
1. номинативность - способность быть именем текста.
2. способность выводить текст во "внешний мир".
3. Связь с содержанием текста.
4. Письменная фиксированность.
Структура заголовочного комплекса (ЗК):
1. Тематическое название полосы (обычно в колонтитуле, выполняет задачу определения
общей направленности и тематики публикации на данной странице)
2. Рубрика (представляет конкретную публикацию)
3. Заголовок
4. Подзаголовок (по своей информативности часто берет на себя функцию лида)
Элементы ЗК:
1. Внутренний заголовок
2. Шапка (заголовок в верхней части первой полосы)
3. Лид (его чит. должен прочитать в первую очередь)
4. предтексты (эпиграфы, посвящения, анонсы)
5. вставки (врезки, имеющ. обычно графическое выделение)
6. подписи к фото
7. в состав ЗК иногда включается подпись.
Классификация заголовков:
1.классификация первая
строится на основе того, сколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок
-однонаправленные
-комплексные
Однонаправленные:
соотносится с одним элементом смысловой структуры текста. В нем могут быть отражены:
-тема текста
-аналитическая оценка ситуации
-один из тезисов, развивающих тему текста
-иллюстрации тезисам и общий фон к цели сообщения
-оценочный фон
однонаправленные заголовки воспринимаются прямо
ПР.: «Россия» летит к однотипности-отражен один из тезисов, развивающих тему текста
политик мягкой силы — аналитическая оценка ситуации, один из тезисов, развивающих тему текста
Экспертное мнение в тексте «он не тот, что мог вызвать волну протеста в Петербурге»
Единая Россия расширяет свои идеологические рамки-отражена тема текста
Сходил направо - три с половиной месяца бизнесмен продержался во главе партии правое дело..-оценочный фон
Комплексный заголовок:
соотносится с несколькими элементами смысла текста. Э то может происходить в случае двухчастной
структуры заголовка (чаще всего с включением в состав заголовка приложения с союзом «или»).
Классификация вторая:
с точки зрения информативности:
-полноинформативные
-неполноинформативные
Полноинформативные (номинативные или предикативные)
Неполноинформативные (пунктирные) заголовки
Лишь приблизительно указывают на содержание статьи
составляющие элементы подобного заголовка обычно представляют собой номинативы (имена)
Третья классификация:
по характеру семантических преобразований заголовка
-одноплановые (никакой игры)
-двуплановые
Одноплановые - если девушка старше: ее взгляд.
Двуплановые: табак во хмелю (как метонимия), антонио бандерас взялся за скальпель.
Заголовок и текст. Стилистические эффекты заголовков
-обманутого ожидания
-усиленного ожидания
Речевые средства создания эффекта усиленного ожидания
-намеренное нарушение сочетаемости слов, приводящее к неясности,а зачастую и к кажущейся
бессмысленности заголовка
- употребление в заголовке слова, значение которого неизвестно читателю
-использование двусмысленного выражения, которое требует пояснения в тексте
-непонятное до прочтения текста использование кавычек в заголовке
-создание недосказанного заголовка с многоточием
-заголовки на основе вопросительных предложений (от свеклы кровь густеет?)
Начало и конец текста как сильные позиции
- не следует начинать текст с таких выражений ,как «всем известно, что..», «Не секрет, что...»,
«Все мы знаем ,что ...», «Нам давно знакомо, что...», цифр, аббревиатур, информативно пустых предложений,
абстрактных выражений.
Лид может совпадать с началом текста. Главное не нужно раскрывать все ,что вы хотите сказать в тексте.
Особенности текстов СМИ
1.жанровыое варьирование (целоая концепция сми)
2. периодичность
3. коллективное авторство (журналист не принадлежит сам себе, мы должны учитывать интересы редакции,читателей,
рекламодателей, учредителя в зависимости от типа издания)
4. вторичность текста (первичность -инфо из уст нашего собеседника, а текст по определению получается вторичным,
переработка информации)
5. диалогичность
6. информационная и воздействующая функции
7. чередование экскпресси и стандарта
то есть инфо это стандарт ,а выражение субъективной модальности-это экспрессия и это смешанно, а не чередуется).
Смысловая структура текста:
осн мысль = тема + признак ОМ-(новость)
Основ. элементы общего содержания (логическая схема)
1. Константирующий Тезис: тема (=признаку Основн. Материала)+ признак (КТ-это дополнительная информация)
2. Развивающий Тезис1: тема (=признаку КТ1) + признак (РТ-развивающий тезис, то есть то что было в книгах,на которые он ссылается,детали)
3. РТ2: тема (=признаку КТ1)+признак
4. КТ2: тема (=признаку ОМ) + признак
5. Аналитическая оценка ситуации
Второстепенные элементы общего содержания:
1) Иллюстрации: к КТ 1
Фон к теме сообщения
Смысловая структура строится по принципу перевернутой пирамиды.
Основн. Материал - новость.
PR-текст – письменный текст на бумажном или электронном носителе,
служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала базисного PR-субъекта,
обладающий скрытым (или реже – прямым) авторством, предназначенный для внешней или внутренней общественности.
PR-тексты могут распространяться разными способами:
1. Через СМИ;
2. Путем прямой рассылки (direct-mail);
3. Путем личной доставки (face-to-face).
Функции PR-текстов:
1. формирование и поддержание положительного имиджа;
2. информирование (т.е. донесение до общественности точки зрения фирмы, сообщение о новостном событии);
3. убеждение (т.е. формирование с помощью текста у общественности устойчивого положительного отношения
к субъекту PR);
4. фактическая функция (поддержание коммуникативных связей, например, поздравление);
5. эстетическая функция (создание художественного эффекта, например, приглашение);
6. номенклатурная функция (например, биография).
Источники PR-текстов:
• устные и письменные;
• первичные (служебные документы) и вторичные (публикации в СМИ о базисном субъекте PR, в процессе мониторинга);
Классификация PR-текстов:
PR-тексты классифицируют по разным признакам:
1. По степени их "подготовленности" к публикации:
а) базисные:
* первичные - это собственно сами PR-тексты:
- простые: пресс-релиз, бэкграундер, факт-лист, биография, лист вопросов-ответов, байлайнер, поздравление,
заявление для СМИ, приглашение, имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори.
- комбинированные: пресс-кит, ньюслеттер, проспект, брошюра, буклет.
* медиа-тексты - журналистские тексты, отвечающие признакам PR-текста
(например, имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори)
б) смежные: не отвечают всем признакам PR-текста (например, слоган, резюме, пресс-ревью).
2. По жанрам
а) оперативно-новостные жанры (информационно-новостной): пресс-релиз, приглашение;
б) исследовательско-новостные жанры: бэкграундер, лист вопросов-ответов, имиджевое интервью;
в) фактологические жанры: факт-лист, биография;
г) исследовательские жанры: заявление для СМИ, имиджевая статья, кейс-стори;
д) образно-новостные жанры: байлайнер, поздравление, письмо.
4. Жанр как категория текста. Классификация жанров как стилистико-речевая проблема.
Самый главный способ проявления типового начала в речевой структуре текста – это жанр. Жанр представляет собой отражение в структуре текста типовой коммуникативной ситуации.
Жанр- типовая речевая структура, состоящая из набора жанрообразующих (обязательных) и факультативных (необязательных) речевых форм, порождаемая типовой коммуникативной ситуацией и предназначенная для передачи типового содержания в соответствии с типовой коммуникативной целью.
Границы между жанрами не являются строго очерченными. Но эта размытость жанровых границ свидетельствует не о исчерпанности теории жанров, а, как раз наоборот, о её специфике. Авторы не озабочены тем, чтобы создать текст, обязательно подходящий под тот или иной жанр. Но чаще всего у пишущего всё равно будет в итоге формироваться текст, имеющий черты того или иного жанра.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР – исторически складывающийся и развивающийся типп литературного произведения (художественного, публицистического, научного и др), например, роман, монография, репортаж и тд. Традиционно под литературными жанрами понимаются типы художественных произведений. О необходимости выработки единой методологии исследования разнородных типов высказывания (текстов) писал Бахтин, эксплицировавший понятие речевого жанра. Наиболее аргументированной представляется точка зрения, согласно которой понятие речевого жанра является родовым по отношению к понятию литературного жанра.
РЕЧЕВОЙ ЖАНР – относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов).
Свойства речевых жанров:
1. Объективны по отношению к индивиду и нормативны
2. Историчны, вырабатываются людьми в определённую эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни
3. Характеризуются особым оценочным отношением к действительности
4. Выполняют функкцию интеграции индивидов в социум
5. Многообразны и разнородны, дифференцированы по по сферам человеческой деятельности и общения
6. Являются опорой для творчества
ЖАНРЫ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – исторически сложившиеся устойчивые типы произведеений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.
КРУПНЫЕ ЖНЛ: монография, диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие
МАЛЫЕ ЖНЛ: статья, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия, хроника и др
ЖАНРЫ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ – представлены РЕЧЕВЫМИ ЖАНРАМИ, являющимися основным средством организации обиходно-разговорной речи. (оскорбление, колкость, беседа, флирт, вопрос, сообщение, высказывание, и тд)
ЖАНРЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ – определённые относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы произведений. Жанровые стилистические различия текстов деловой речи выражены явно и определённо.
ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ – определённые относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы произведений, функционирующие в средствах массовой информации.
3 группы жанров:
1. Информационные: заметка, репортаж, интервью, отчёт
2. Аналитические: беседа, статья, корреспонденция, обзор, рецензия, обозрение
3. Художественно-публицистические: эссе, очерк, фельетон, памфлет
5. Общая характеристика публицистических жанров, их диалогическая природа. Жанровая специфика PR-текстов.