Различные подходы к разбиению массива правовой информации на отдельные базы
ЛЕКЦИЯ 2.
Тема:
Основные свойства и возможности юридических информационных систем.
Учебные вопросы:
1. Основные свойства юридических информационных систем.
2.Основные возможности юридических информационных систем.
3.Технологии передачи информации. Достоинства и недостатки различных подходов. Перспективы использования Интернет.
4.Профессиональные прикладные программы.
Главное, что хочет получить потребитель от СПС(Справочно-правовые системы), — это уверенность в том, что в любой момент ему будет доступна вся необходимая в работе информация, как непосредственно правовая, так и вспомогательная справочная.
Возможность выполнения данных требований определяется такими характеристиками СПС, как полнота и достоверность правовой информации, качество ее обработки и оперативность поставки. Ниже мы рассмотрим все эти характеристики по отдельности.
Основные свойства юридических информационных систем.
Полнота и структура информационного банка.
Полнота информационного банка отдельной СПС и полнота общих информационных ресурсов компании-разработчика.
Полноту той или иной информационной базы следует оценивать прежде всего с точки зрения задач, решаемых разработчиком, и целей стоящих перед ним. Вместе с тем полнота информационного банка СПС — понятие относительное. (Далее под информационным банком СПС будем понимать множество всех документов, входящих в эту систему.) Например, полнота ИБ системы нормативных правовых актов РФ будет измеряться отношением числа включенных в нее нормативных актов к числу реально существующих нормативных актов на момент создания базы, и тематическая подборка нормативных актов может превратиться из полной в неполную за считанные месяцы или даже недели вследствие изменения законодательства.
Важно отметить, что достаточно часто потребителей интересует не только полнота отдельных баз, но и информационные ресурсы компании - разработчика СПС в целом. Дело в том, что если пользователь приобретает только одну или несколько баз, предлагаемых тем или иным разработчиком, иногда ему могут потребоваться документы самой разной направленности, не вошедшие в купленный им комплект. Также многие специалисты хотят быть уверенными в том, что по мере развития их компании и расширения круга интересов они смогут получить у компании - разработчика СПС всю необходимую дополнительную информацию.
Оценка общих информационных ресурсов и возможностей разработчика важна не только для того, чтобы проанализировать предлагаемый им информационный массив, но также и для того, чтобы попытаться спрогнозировать объем будущих поступлений в ИБ. Естественно, такой прогноз может быть только приблизительным.
Оценивать полноту информационных ресурсов компании-разработчика в целом можно двумя способами.
Первый способ.Оценка возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Для этого достаточно запросить список договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие представительного пакета таких договоров является верным признаком стабильной и аккуратной работы с информацией. Так, например, компания «Консультант Плюс» на 1 января 1999 г. имела более 60 договоров с федеральными органами власти и управления, а также более 500 договоров с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Это реальная гарантия того, что все документы, содержащие открытую информацию, будут доступны пользователю и введены в СПС с копии подлинника.
Второй способ.Формальная оценка общего числа документов различных типов во всех базах разработчика. Практически у любого разработчика СПС существует вариант бесплатной установки полных каталогов на компьютер пользователя. Под каталогом в этом случае понимают специальную демонстрационную версию СПС, содержащую все названия документов без текстов. Однако при таком способе оценки полноты информационных ресурсов необходимо иметь в виду, что формально большое количество документов в СПС не гарантирует аутентичности этих документов. Это связано с тем, что разработчики далеко не всех СПС получают документы из первоисточника, так как не имеют представительного пакета договоров об информационном обмене. Как следствие, разработчики таких СПС не могут вводить документы с копии подлинника, а значит, не могут обеспечить аутентичность документов.
Таким образом, наиболее предпочтительным способом оценки полноты информационных ресурсов компании-разработчика является первый способ, так как он позволяет одновременно оценить не только полноту, но и достоверность информационных ресурсов.
Различные подходы к разбиению массива правовой информации на отдельные базы.
При изучении проблемы полноты информационного банка СПС необходимо учесть следующее. Число единиц правовой информации настолько велико, что задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает лишь часть всего массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой. Отметим возможные подходы к решению этой проблемы.
1. Формирование ИБ в соответствии с различными видами классификации правовой информации.
• Как уже говорилось в § 1, правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, неофициальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера. В СПС включаются только правовые акты, относящиеся к первым двум типам, поскольку акты, относящиеся к последнему типу, имеют сугубо частное значение и касаются только участвующих в урегулированном этими актами правоотношении субъектов. В дальнейшем этот тип правовой информации будет исключен из рассмотрения.
Обычно официальные и неофициальные правовые акты включаются в разные базы, поскольку они рассчитаны на разных пользователей, а также различаются по юридической силе актов и по источникам. Для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.
Тем не менее, как правило, официальная и неофициальная правовая информация находится в разных базах.
• Возможно подразделение правовой информации но территориальному признаку. При этом выделяют федеральные, региональные и местные правовые акты. Такое разделение органически присуще официальной правовой информации, но в принципе применимо и к неофициальной. Существование большого числа правотворческих субъектов во всех регионах России влечет огромное преобладание числа региональных правовых актов над федеральными, что до последнего времени технически усложняло объединение этих актов в одну СПС. С развитием компьютерной техники в настоящее время стали технически возможны объединенные «федерально-региональные» базы, но их создание далеко не всегда оправдано.
• На заре создания первых СПС привлекательной представлялась идея разбиения СПС по тематическому признаку. Она была обусловлена исторически сложившимся делением законодательства на отрасли. Достаточно быстро проявились недостатки такого подхода: современные реалии предопределили заинтересованность пользователей СПС в документах сразу нескольких отраслей законодательства. Покупка нескольких тематических баз влекла за собой значительные неудобства: дополнительные расходы, затруднения при одновременном поиске по всем базам, сильное пересечение баз. Таким образом, и тематический подход оказался не слишком удачным.
2. Оптимальное разделение баз, на наш взгляд, вытекает из основополагающего принципа рыночной экономики: стоит делать только ту продукцию, которая будет востребована. Исследования показали наличие вполне определенных разделов правовой информации, представляющих интерес для самых широких слоев специалистов. Поэтому компании - разработчики СПС стали производить системы, ориентированные на определенного потребителя. При таком подходе не отвергаются и классические способы тематического разбиения. Так, например, у компании «Консультант Плюс» существует база Консультант- Медицина Фармацевтика.
Рассмотрим теперь более подробно проблему полноты и структуры информационных банков СПС на примере систем по федеральному законодательству.