Б. в родительном падеже множественного числа

Отметьте наличие вариантов и определите различия в их значении и/или употреблении.

А. Директор, отпуск, инженер, приговор, снег, профессор, торт, шофер, ветер, пропуск, тон.

Б. Яблоки, валенки, гектары, плечи, поместья, чулки, мечты, брелоки, дяди, армяне, узбеки.

ЗАДАНИЕ 7.

Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных;

Б. местоимений.

А. 1. Поступок, совершенный тобой, бессмысленен и жесток.2. Один брат шумный, другой – тих. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Б. 1. Вокруг ее (вокруг дачи) был выстроен высокий каменный забор. 2. Иван встретился с Петром, и он передал ему документы. 3. Листва была повсюду: они лежали на крышах, на земле, на скамейках.

ЗАДАНИЕ 8.

Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна (540; метр) (74; сантиметр). 2. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить (83,3%) подведомственной территории к январю (2007; год). 3. У нас в запасе оставалось ещё (4; сутки). 4. Можно было вполне обойтись (1,5; тысяча) рублей. 5. В смене работает (56; швея), (7) из них выполняют две нормы. 6. В (432; номер) газеты была опубликована статья о нашем однокурснике. 7. Из (21; студент) экзамен сдали (19).

ЗАДАНИЕ 9

А. От данных глаголов образуйте:

А) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).

Победить, ощутить.

Б) личные формы будущего времени.

Опостылеть.

в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.

Махать, двигать.

Г) форму повелительного наклонения.

Уведомить, лечь.

Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.

Уполномочивать – уполномачивать; езжу – ездию.

ЗАДАНИЕ 10.

Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Три заявления о приеме на работу (лежали/лежало) на столе. 2. Тридцать два человека (работали/работало) на новом участке. 3. Несколько сотрудников (отказались/отказалось) от сверхурочной работы. 4. На строительство нового объекта (получен/получено) миллион долларов. 5. (Прошло/прошли) полтора часа.

ЗАДАНИЕ 11.

Исправьте синтаксические ошибки в предложениях с причастными оборотами.

1. Батальон быстро двигался по лугу, освещенному яркими лучами прожекторов и который хорошо просматривался со всех сторон. 2. Приказ был подписан ректором, устанавливающий обязательное посещение дополнительных занятий. 3. Он был спортсменом, одержавший победу над соперниками разного уровня. 4. Предметом обсуждения на семинаре был не изученный вопрос специалистами. 5. Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

ЗАДАНИЕ 12.

Проанализируйте употребление деепричастных оборотов. Исправьте синтаксические ошибки в следующих предложениях.

1.Приспособившись к местным условиям, у меня не было желания никуда уезжать. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается. 4. Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко. 5. Читая журнал, мое внимание привлекло одно интервью.

ЗАДАНИЕ 13.

Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже. Используйте, где это необходимо, предлог.

Заплатить (проезд), заведующий (кафедра), уверенность (победа), отзыв (книга), рецензия (работа).

ЗАДАНИЕ 14.

Напишите информационный реферат на основе следующего текста.

Выбор наиболее уместного этикетного выражения и составляет основу вступления в коммуникацию. Ср. пример ситуации, в которой герой повествования, интеллигент, должен установить деловой (а следовательно, речевой) контакт с человеком иной социальной среды:

Я подождал в стороне — пока он освободится, пока отъезжающие скроются в вагоне, а провожающие рассредоточатся вдоль состава по окнам купе. И тут он вышел из тамбура, запыхавшись, суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый детина, этакий хитрый кот с бегающими глазами. Я чуть было не допустил оплошность — едва не обратился к нему на “вы” да еще чуть не извинился за беспокойство.

— Привет, Утюг, как дела? — сказал я ему насколько возможно бесцеремонней.

— Дела как в Польше: у кого телега, тот и пан — бойко ответил он, точно мы с ним сто лет были знакомы. (Ч. Айтматов).

Если бы герой, следуя собственным привычкам, обратился к собеседнику на «вы», да еще с извинением за беспокойство, адресат сразу понял бы, что перед ним чужак, а значит, и говорить с ним не о чем! Можно сделать вывод, что в языковых знаках речевого этикета заложены, а в речи реализуются социальные сигналы типа свой — чужой, знакомый — незнакомый, далекий — близкий и т.д., с одной стороны, и равный — старший — младший по возрасту и/или положению — с другой. Ясно, что любое общество в любой момент своего существования неоднородно, многолико и что для каждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения.

ЗАДАНИЕ 15.

Наши рекомендации