Пересеченной местности, под землей, под водой, в воздухе
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МАРШРУТА
План маршрута - это прекрасный способ определения по карте пути из одной точки до другой, но вам понадобятся карандаш или ручка и бумага. Этот метод состоит в предварительном нанесении на карту маршрутов, которыми вам предстоит двигаться, и расчете расстояний, которые придется преодолеть. Нанесенные на карту маршруты и расстояния приведут вас к пункту назначения и позволят определиться с местоположением в любой момент времени либо по вычислению сообразно с планом маршрута, либо по ориентирам на местности, отмеченным на карте.
Для навигации по данному методу вам прежде всего потребуются карта для выбора маршрута и его нанесения но мере вашего продвижения, компас для определения направлений сторон света, циркуль-измеритель, чтобы отмерять расстояния и наносить их на карту, а также маршрутный лист - перечень опорных точек
Последний необходим для внесения в него точек, через которые пролегает ваш маршрут, и занесения в него расстояний, которые вы преодолели в действительности
После определения стартовой точки маршрута и нанесения его на карту нужно составить маршрутный лист, куда заносится каждый участок маршрута с указанием направления и расстояния, которое необходимо пройти
Как только маршрутный лист составлен, вы готовы к походу По мере продвижения внимательно отслеживайте его направление и пройденное расстояние Заносите данные об этом в свой маршрутный лист памяти здесь недостаточно Если в пути вам необходимо обогнуть какое-либо незапланированное препятствие обязательно сделайте поправки на огибание и занесите их в маршрутный лист
Пользуясь при движении предварительно составленным планом, вы обязательно должны учитывать среднюю длину вашего шага. Вычисляя пройденное расстояние по количеству шагов, помните о следующих факторах, влияющих на среднюю длину шага
РЕЛЬЕФ. Шаг удлиняется при ходьбе под уклон и сокращается при подъеме. На пологих склонах этот фактор не принципиален.
ВЕТЕР. Встречный ветер сокращает длину шага, попутный - увеличивает
ХАРАКТЕР ПОЧВЫ Гравий, песок, грязь, высокая трава, глубокий снег и прочие вязкие или неудобные для ходьбы грунты уменьшают длину шага
ОСАДКИ. Дождь, снег и лед уменьшают длину шага
ОДЕЖДА. Перенося на себе лишний вес одежды, вы уменьшаете длину своего шага. Тяжелая обувь также несколько затрудняет ходьбу и уменьшает длину шага.
ПОДАЧА СИГНАЛОВ
В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолета или самолета считаются дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия
Специальные средства для подачи сигналов Если вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или даже несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов Если же вы турист, то вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов
ПРИЕМОПЕРЕДАТЧИК («УОКИ-ТОКИ»): может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.
РАДИОМАЯК: передает только тональный сигнал.
РАДИОСТАНЦИЯ: в экстремальных ситуациях, как правило, имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.
СИГНАЛЬНЫЕ ФАКЕЛЫ: факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного - дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.
СИГНАЛЬНЫЕ РАКЕТЫ: помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями.
ТРАССИРУЮЩИЕ ПУЛИ при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляйте оружие на спасательный вертолет.
МОРСКОЙ МАРКЕР: тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в нее в цветонасыщенный зеленый или оранжевый цвет.
«ПАВЛИНЬИ ПЕРЬЯ»: маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску, - с одной стороны синюю, с другой – желтую.
СРЕДСТВА ДЛЯ ПОДАЧИ СВЕТОВЫХ СИГНАЛОВ: свет от электрического фонарика или даже огонек зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.
СВИСТОК: весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.
СИГНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ: световой «зайчик» от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 км.
Дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костер свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым.
Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костер «хатка» (см главу о типах костров), который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенить даже сырую листву Материалы, выделяющие дым, разместите на костре сверху и подожгите костер, когда спасательный самолет или вертолет появится в непосредственной близости от вас Если вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костер следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнет таять.
Огонь. Световые сигналы очень эффективны в темное время суток Сложите костер, дающий максимум света (см главу о типах костров). Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами - они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займется крона дерева Помните, что для подачи сигнала огнем необходимо выбирать отдельно стоящие деревья - иначе вы рискуете устроить лесной пожар.
Отражатели. В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, можег быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до тою, как это вам может понадобиться в жизни. Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 км, а в пустыне даже за 160.
ВНИМАНИЕ!
Не направляйте световой «зайчик» от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более чем на две-три секунды. Иначе вы можете ослепить летчика.
Сигналы летательным аппаратам (рис.__). Подавая сигналы летательным аппаратам, вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, - они помогут летчикам вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как ваш сигнал выглядит с воздуха.
РАЗМЕРЫ: сигнал делайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха-
ПРОПОРЦИИ: сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.
Разведение сигнальных костров
Изучите опыт британской Специальной авиационной службы, касающийся наилучшего расположения и способов разведения сигнальных костров.
- Запомните все с первого раза - второго шанса вам может не представиться!
- Всегда держите под рукой кусок резины, зеленую листву или смазочное масло для сооружения костра-дымогенератора.
- Вокруг сигнального костра, окруженного растительностью, деревьями, соорудите валик земли.
- Сигнальный костер следует разводить на открытой местности - в густом лесу кроны могут полностью скрыть дым от костра.
- Если вы находитесь у берега реки, озера или другого водоема, костер лучше всего развести на плотике и поставить его на привязи на поверхности воды.
Рис.__ Сигналы летательным аппаратам.
УГЛЫ И ПРЯМЫЕ ЛИНИИ: все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов - ни того ни другого в природе не встречается.
КОНТРАСТНОСТЬ: сигнал должен контрастно выделяться на местности.
НА СНЕГУ лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета.
НА ТРАВЕ можно выжечь участок, уже потом выложить на нем сигнал.
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ. Как ни странно, на зеленом или коричневом фоне оранжевый цвет (не насыщенный) не выделяется, а, наоборот, может вписаться в ландшафт.
ОБВОДКА СИГНАЛА. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ СИГНАЛА. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.
ЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛА. Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии.
На рис __ приведены некоторые международные визуальные сигналы бедствия. Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по меньшей мере 10 м в длину и 3 м в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в нее бензин и подожгите. Такой сигнал будет хорошо заметен не только ночью, но и днем, по обгорелой земле.
После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы - иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.
Азбука Морзе (рис __) Вы можете передавать сообщения, включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе Для этой же цели подойдет флажок-палка с яркой тряпицей на конце Точка в этом случае обозначается отмашкой с «восьмеркой» на конце вправо, а тире - отмашкой с «восьмеркой» на конце влево Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.
Рис.__ Азбука Морзе.
Сообщения жестами. На рис __ представлены некоторые жесты, используя которые можно передавать сообщения пилоту, который вас заметил. Для положительных и отрицательных ответов рекомендуется делать отмашку флажком или куском материи. Особо обратите внимание, в каких случаях используется фронтальная, а в каких - боковая стойка, а также на положение ног. Подавая сигналы жестами, делайте их четко и аффектированно (помните, что с летательного аппарата вас наблюдают на большом расстоянии).
Если на самолете поняли ваше послание, он покачает крыльями в дневное время или мигнет зеленым аэронавигационным огнем в темноте. Если же летчик вас не понял, он сделает над вами круг в дневное время или мигнет красным аэронавигационным огнем ночью. Когда летчик увидит и поймет ваше послание, можете передавать следующее. Будьте терпеливы, и пилот спасательного самолета вас поймет.
Сигналы тенью могут быть весьма эффективны, вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройтеих на от крытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами.
Рис. ___ Сообщения жестами.
В ПОЛЯРНУЮ ЗИМУ стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой эти блоки были извлечены
В АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕТО стену сооружайте из камней, •земли, валунов и леса
ЗИМОЙ В ТЕПЛОМ ПОЯСЕ разместите зеленые листья или лапник на снегу, вокруг разместите частоколом ветви
ЛЕТОМ В ТЕПЛОМ КЛИМАТИЧЕСКОМ ПОЯСЕ используйте для строительства теневого сигнала бревна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.
При бедствии в горах используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов.
Подача сигналов с использованием природных материалов
Если вы потерпели бедствие вдали от цивилизации, воспользуйтесь советами американских военных, как соорудить сигнальные объекты из подручных материалов.
• Соорудите из нарубленной растительности или снега валы, которые бы отбрасывали тень.
• В заснеженной местности изобразите канавками в снегу буквы или символы и заполните канавки контрастным материалом - например, красителем, прутьями, ветками.
• На песке буквы и символы можно выложить валиками песка, растительностью или водорослями.
• В местности, заросшей кустарником, можно изобразить символ просекой.
• В тундре подрежьте верхний слой почвы и переверните его дерном вверх.
• В любой местности пользуйтесь для визуализации сигналов материалом, по цвету контрастирующим с окружающей местностью, чтобы он хорошо был заметен с самолета.
Сигнал бедствия (SOS). Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:
- Красная ракета
- Звуковой сигнал - три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалом в одну минуту
- Световой сигнал - как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие) Повторять с интервалом в одну минуту.
Требуется помощь. Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:
- Красная ракета.
- Звуковой сигнал - шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту.
- Световой сигнал - шесть быстро переданных коротких вспышек Повторять с интервалом в одну минуту.
Вас понял. Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы:
- Белая ракета.
- Звуковой сигнал - три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту.
- Световой сигнал - три быстро переданные короткие вспышки Повторять с интервалом в одну минуту.
Возвращайтесь на базу. Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:
- Зеленая ракета.
- Звуковой сигнал - длинная серия точек.
- Световой сигнал - длинная серия коротких вспышек.
Информационные сигналы (рис __). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором вы двинулись, а также помечайте свои следы.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Как только спасательная служба установила ваше местоположение, начинается спасательная операция. В наземной спасательной операции, как правило, используются вертолеты и самолеты, в морской - корабли и катера. Если вы в состоянии, постарайтесь подготовить площадку для спасательной операции. Учитывайте при этом погодные условия и особенности местности. Старайтесь избегать высоких скал и утесов, нависающих карнизов и крутых склонов холмов.
Рис ___. Как помечать следы.
Вертолетная спасательная операция. Вертолеты могут производить спасательные операции как с воздуха, так и приземлившись.
Обычно приземление требуется на возвышенностях, когда у вертолета недостаточно мощности для зависания Подъем потерпевших в воздух с помощью лебедки является самым распространенным при проведении спасательных операций на море. Если вертолет приземлился, не подходите к нему сзади - во-первых, это мертвая зона для обзора экипажа вертолета, а во-вторых, вы можете попасть под рулевой винт. Остерегайтесь также лопастей несущего винта, особенно если вы приближаетесь к вертолету, спускаясь вниз по склону. Обращайте внимание на все посторонние предметы на земле и те, что при вас, - они могут быть засосаны винтами вертолета.
Особенно это относится к парашютам и палаткам. Удалите все эти предметы, а также листву и сучья из зоны предполагаемой посадки вертолета заранее.
Лучше всего будет отметить место посадки для вертолета большой буквой Н, в высоту по меньшей мере три метра, но помните, что материал, которым вы помечаете место посадки, должен быть надежно закреплен.
Если вы находитесь в песчаной местности, то по возможности полейте место посадки водой, чтобы прибить пыль. В заснеженной местности утопчите посадочную площадку как можно плотнее - мокрый тяжелый снег может налипнуть на шасси вертолета, а сухой и мелкий будет поднят в воздух и ограничит летчикам видимость.
Если же вас решили поднять на борт вертолета с помощью спасательной лебедки, при спуске ее беседки или лонжи дайте ей сначала коснуться земли - все летательные аппараты в полете накапливают много статического электричества, и оно должно разрядиться в землю перед тем, как вы возьметесь за трос. Сядьте в беседку или оседлайте лонжу, а затем подайте команду оператору лебедки, подняв вверх большие пальцы. Больше не подавайте никаких сигналов и вообще не шевелите руками - иначе вы рискуете выскользнуть из спасательного снаряда.
Как только вас втянули в дверь вертолета, дайте оператору лебедки отсоединить ее и слушайтесь его беспрекословно. Когда вас освободят от спасательного снаряда, вам скажут, куда сесть. Тогда вы немедленно сядьте и пристегнитесь. Выполняйте все приказания экипажа в течение всего полета.
После посадки покинуть вертолет можно только после того, когда остановятся винты. Выполняйте все распоряжения экипажа и в этом случае.
Самолетная спасательная операция. Если самолет сможет приземлиться и забрать вас, не приближайтесь к нему до тех пор, пока он не закончит пробег и полностью не остановится. Дождитесь сигнала от летчика или кого-нибудь из членов экипажа, прежде чем подходить к самолету.
Как только вас спасут, вы обязаны по возможности быстро проинформировать спасательную службу обо всех людях, терпящих бедствие, которые откололись по тем или иным причинам от вашей группы.