Пересеченной местности, под землей, под водой, в воздухе

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МАРШРУТА

План маршрута - это прекрасный способ определения по карте пути из одной точки до другой, но вам понадобятся ка­рандаш или ручка и бумага. Этот метод состоит в предвари­тельном нанесении на карту маршрутов, которыми вам пред­стоит двигаться, и расчете расстояний, которые придется преодолеть. Нанесенные на карту маршруты и расстояния приве­дут вас к пункту назначения и позволят определиться с местоположением в любой момент времени либо по вычислению сообразно с планом маршрута, либо по ориентирам на мест­ности, отмеченным на карте.

Для навигации по данному методу вам прежде всего по­требуются карта для выбора маршрута и его нанесения но ме­ре вашего продвижения, компас для определения направле­ний сторон света, циркуль-измеритель, чтобы отмерять рас­стояния и наносить их на карту, а также маршрутный лист - перечень опорных точек

Последний необходим для внесения в него точек, через ко­торые пролегает ваш маршрут, и занесения в него рассто­яний, которые вы преодолели в действительности

После определения стартовой точки маршрута и нанесе­ния его на карту нужно составить маршрутный лист, куда за­носится каждый участок маршрута с указанием направления и расстояния, которое необходимо пройти

Как только маршрутный лист составлен, вы готовы к по­ходу По мере продвижения внимательно отслеживайте его направление и пройденное расстояние Заносите данные об этом в свой маршрутный лист памяти здесь недостаточно Если в пути вам необходимо обогнуть какое-либо незаплани­рованное препятствие обязательно сделайте поправки на огибание и занесите их в маршрутный лист

Пользуясь при движении предварительно составленным планом, вы обязательно должны учитывать среднюю длину вашего шага. Вычисляя пройденное расстояние по количест­ву шагов, помните о следующих факторах, влияющих на среднюю длину шага

РЕЛЬЕФ. Шаг удлиняется при ходьбе под уклон и сокра­щается при подъеме. На пологих склонах этот фактор не принципиален.

ВЕТЕР. Встречный ветер сокращает длину шага, попут­ный - увеличивает

ХАРАКТЕР ПОЧВЫ Гравий, песок, грязь, высокая трава, глубокий снег и прочие вязкие или неудобные для ходьбы грунты уменьшают длину шага

ОСАДКИ. Дождь, снег и лед уменьшают длину шага

ОДЕЖДА. Перенося на себе лишний вес одежды, вы уменьшаете длину своего шага. Тяжелая обувь также не­сколько затрудняет ходьбу и уменьшает длину шага.

ПОДАЧА СИГНАЛОВ

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасатель­ным командам, а также летательным аппаратам, занимаю­щимся спасательными операциями Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хоро­шо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в крат­чайший промежуток времени Даже при наличии радиопере­датчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим спосо­бом привлечь внимание спасательного вертолета или самоле­та считаются дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия

Специальные средства для подачи сигналов Если вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спаса­тельном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или даже несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов Если же вы турист, то вам настоятельно ре­комендуется заблаговременно запастись некоторыми из сле­дующих предметов

ПРИЕМОПЕРЕДАТЧИК («УОКИ-ТОКИ»): может пере­давать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

РАДИОМАЯК: передает только тональный сигнал.

РАДИОСТАНЦИЯ: в экстремальных ситуациях, как пра­вило, имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий.

СИГНАЛЬНЫЕ ФАКЕЛЫ: факелы для дневного приме­нения выделяют дым яркого цвета, для ночного - дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии.

СИГНАЛЬНЫЕ РАКЕТЫ: помогают преодолеть пробле­мы подачи сигналов, связанные с обилием естественных пре­пятствий, а также с погодными условиями.

ТРАССИРУЮЩИЕ ПУЛИ при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассиру­ющими пулями. После выстрела ими образуется яркая крас­но-оранжевая вспышка. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не направляй­те оружие на спасательный вертолет.

МОРСКОЙ МАРКЕР: тюбик с мелкодисперсным порош­ком, окрашивающим воду при попадании в нее в цветонасыщенный зеленый или оранжевый цвет.

«ПАВЛИНЬИ ПЕРЬЯ»: маркеры из прорезиненного ней­лона, имеющие насыщенную окраску, - с одной стороны си­нюю, с другой – желтую.

СРЕДСТВА ДЛЯ ПОДАЧИ СВЕТОВЫХ СИГНАЛОВ: свет от электрического фонарика или даже огонек зажигалки могут быть видны на большом расстоянии.

СВИСТОК: весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов.

СИГНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ: световой «зайчик» от зер­кальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 км.

Дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымо­вых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содер­жать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету от­личался от цвета окружающей местности. Если положите в костер свежую листву, мох или сырое дерево, то получите бе­лый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым.

Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой кос­тер «хатка» (см главу о типах костров), который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенить даже сырую листву Материалы, выделяющие дым, разместите на костре сверху и подожгите костер, когда спасательный самолет или вертолет появится в непосредст­венной близости от вас Если вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костер следует раскладывать на ров­ном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под кост­ром начнет таять.

Огонь. Световые сигналы очень эффективны в темное вре­мя суток Сложите костер, дающий максимум света (см гла­ву о типах костров). Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами - они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, по­местите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займется крона дерева Помните, что для подачи сигнала огнем необходимо выбирать отдельно стоящие деревья - ина­че вы рискуете устроить лесной пожар.

Отражатели. В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, можег быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до тою, как это вам может пона­добиться в жизни. Световой «зайчик» при прозрачной ат­мосфере можно заметить с ог­ромного расстояния - на обычной местности за 60 км, а в пустыне даже за 160.

ВНИМАНИЕ!

Не направляйте световой «зайчик» от вашего рефлектора на кабину поискового лета­тельного аппарата более чем на две-три секунды. Иначе вы можете ослепить летчика.

Сигналы летательным аппаратам (рис.__). Подавая сигналы летательным аппаратам, вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, - они помогут летчикам вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как ваш сигнал выглядит с воздуха.

РАЗМЕРЫ: сигнал делайте как можно больше по разме­рам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха-

ПРОПОРЦИИ: сигнал должен иметь правильные пропор­ции, особенно если вы выкладываете на земле буквы. Поза­ботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Разведение сигнальных костров

Изучите опыт британской Специальной авиационной службы, касающийся наилучшего расположения и способов разведения сигнальных костров.

- Запомните все с первого раза - второго шанса вам может не представиться!

- Всегда держите под рукой кусок резины, зеленую листву или смазочное масло для сооружения костра-дымогенератора.

- Вокруг сигнального костра, окруженного растительностью, деревьями, соорудите валик земли.

- Сигнальный костер следует разводить на открытой местно­сти - в густом лесу кроны могут полностью скрыть дым от костра.

- Если вы находитесь у берега реки, озера или другого водо­ема, костер лучше всего развести на плотике и поставить его на привязи на поверхности воды.

Пересеченной местности, под землей, под водой, в воздухе - student2.ru

Рис.__ Сигналы летательным аппаратам.

УГЛЫ И ПРЯМЫЕ ЛИНИИ: все сигналы, выкладывае­мые на земле, должны иметь максимальное количество пря­мых линий и прямых углов - ни того ни другого в природе не встречается.

КОНТРАСТНОСТЬ: сигнал должен контрастно выделять­ся на местности.

НА СНЕГУ лучше выполнять сигнал с помощью красите­ля яркого цвета.

НА ТРАВЕ можно выжечь участок, уже потом выложить на нем сигнал.

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ. Как ни странно, на зеленом или ко­ричневом фоне оранжевый цвет (не насыщенный) не выделя­ется, а, наоборот, может вписаться в ландшафт.

ОБВОДКА СИГНАЛА. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ СИГНАЛА. Ваш сигнал дол­жен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

ЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛА. Подаваемый сигнал должен не­сти обнаружившим вас людям какую-то информацию о ва­шем бедствии.

На рис __ приведены некоторые международные визуаль­ные сигналы бедствия. Выучите их или всегда имейте при се­бе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значе­ние. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по меньшей мере 10 м в длину и 3 м в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в нее бензин и подожгите. Такой сиг­нал будет хорошо заметен не только ночью, но и днем, по об­горелой земле.

После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигна­лы - иначе они могут ввести в заблуждение другой поиско­вый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Азбука Морзе (рис __) Вы можете передавать сообще­ния, включая и выключая сигнальную лампу, с использовани­ем азбуки Морзе Для этой же цели подойдет флажок-палка с яркой тряпицей на конце Точка в этом случае обозначается от­машкой с «восьмеркой» на конце вправо, а тире - отмашкой с «восьмеркой» на конце влево Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.

Пересеченной местности, под землей, под водой, в воздухе - student2.ru

Рис.__ Азбука Морзе.

Сообщения жестами. На рис __ представлены некоторые жесты, используя которые можно передавать сообщения пи­лоту, который вас заметил. Для положительных и отрицатель­ных ответов рекомендуется делать отмашку флажком или ку­ском материи. Особо обратите внимание, в каких случаях ис­пользуется фронтальная, а в каких - боковая стойка, а также на положение ног. Подавая сигналы жестами, делайте их чет­ко и аффектированно (помните, что с летательного аппарата вас наблюдают на большом расстоянии).

Если на самолете поняли ваше послание, он покачает кры­льями в дневное время или мигнет зеленым аэронавигацион­ным огнем в темноте. Если же летчик вас не понял, он сдела­ет над вами круг в дневное время или мигнет красным аэро­навигационным огнем ночью. Когда летчик увидит и поймет ваше послание, можете передавать следующее. Будьте терпе­ливы, и пилот спасательного самолета вас поймет.

Сигналы тенью могут быть весьма эффективны, вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройтеих на от крытом месте, достаточно большого размера, чтобы они кон­трастировали с окружающим ландшафтом. Для строительст­ва теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами.

Пересеченной местности, под землей, под водой, в воздухе - student2.ru

Рис. ___ Сообщения жестами.

В ПОЛЯРНУЮ ЗИМУ стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой эти блоки были извлечены

В АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕТО стену сооружайте из камней, •земли, валунов и леса

ЗИМОЙ В ТЕПЛОМ ПОЯСЕ разместите зеленые листья или лапник на снегу, вокруг разместите частоколом ветви

ЛЕТОМ В ТЕПЛОМ КЛИМАТИЧЕСКОМ ПОЯСЕ ис­пользуйте для строительства теневого сигнала бревна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли.

При бедствии в горах используйте международные ус­ловные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сиг­налов.

Подача сигналов с использованием природных материалов

Если вы потерпели бедствие вдали от цивилизации, вос­пользуйтесь советами американских военных, как соорудить сигнальные объекты из подручных материалов.

• Соорудите из нарубленной растительности или снега валы, которые бы отбрасывали тень.

• В заснеженной местности изобразите канавками в снегу бук­вы или символы и заполните канавки контрастным материа­лом - например, красителем, прутьями, ветками.

• На песке буквы и символы можно выложить валиками песка, растительностью или водорослями.

• В местности, заросшей кустарником, можно изобразить сим­вол просекой.

• В тундре подрежьте верхний слой почвы и переверните его дерном вверх.

• В любой местности пользуйтесь для визуализации сигналов материалом, по цвету контрастирующим с окружающей мест­ностью, чтобы он хорошо был заметен с самолета.

Сигнал бедствия (SOS). Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

- Красная ракета

- Звуковой сигнал - три точки, три тире, три точки. По­вторять с интервалом в одну минуту

- Световой сигнал - как и звуковой (три короткие вспыш­ки, три длинные, три короткие) Повторять с интервалом в од­ну минуту.

Требуется помощь. Чтобы подать этот сигнал, пользуй­тесь следующими звуковыми и световыми способами:

- Красная ракета.

- Звуковой сигнал - шесть быстро переданных точек. По­вторять с интервалом в одну минуту.

- Световой сигнал - шесть быстро переданных коротких вспышек Повторять с интервалом в одну минуту.

Вас понял. Для подачи этого сигнала используйте следу­ющие звуковые и световые способы:

- Белая ракета.

- Звуковой сигнал - три быстро переданные точки. По­вторять с интервалом в одну минуту.

- Световой сигнал - три быстро переданные короткие вспышки Повторять с интервалом в одну минуту.

Возвращайтесь на базу. Для подачи этого сигнала поль­зуйтесь следующими звуковыми и световыми способами:

- Зеленая ракета.

- Звуковой сигнал - длинная серия точек.

- Световой сигнал - длинная серия коротких вспышек.

Информационные сигналы (рис __). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо замет­ный знак - стрелу, указывающую направление, в котором вы двинулись, а также помечайте свои следы.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Как только спасательная служба установила ваше местопо­ложение, начинается спасательная операция. В наземной спа­сательной операции, как правило, используются вертолеты и самолеты, в морской - корабли и катера. Если вы в состоянии, постарайтесь подготовить площадку для спасательной операции. Учитывайте при этом погодные условия и особенности местности. Старайтесь избегать высоких скал и утесов, нави­сающих карнизов и крутых склонов холмов.

Пересеченной местности, под землей, под водой, в воздухе - student2.ru

Рис ___. Как помечать следы.

Вертолетная спасательная операция. Вертолеты могут производить спасательные операции как с воздуха, так и при­землившись.

Обычно приземление требуется на возвышенностях, когда у вертолета недостаточно мощности для зависания Подъем потерпевших в воздух с помощью лебедки является самым распространенным при проведении спасательных операций на море. Если вертолет приземлился, не подходите к нему сзади - во-первых, это мертвая зона для обзора экипажа вертолета, а во-вторых, вы можете попасть под рулевой винт. Остере­гайтесь также лопастей несущего винта, особенно если вы приближаетесь к вертолету, спускаясь вниз по склону. Обращайте внимание на все посторонние предметы на земле и те, что при вас, - они могут быть засосаны винтами вертолета.

Особенно это относится к парашютам и палаткам. Удали­те все эти предметы, а также листву и сучья из зоны предпо­лагаемой посадки вертолета заранее.

Лучше всего будет отметить место посадки для вертолета большой буквой Н, в высоту по меньшей мере три метра, но помните, что материал, которым вы помечаете место посад­ки, должен быть надежно закреплен.

Если вы находитесь в песчаной местности, то по возмож­ности полейте место посадки водой, чтобы прибить пыль. В заснеженной местности утопчите посадочную площадку как можно плотнее - мокрый тяжелый снег может налипнуть на шасси вертолета, а сухой и мелкий будет поднят в воздух и ограничит летчикам видимость.

Если же вас решили поднять на борт вертолета с помощью спасательной лебедки, при спуске ее беседки или лонжи дайте ей сначала коснуться земли - все летательные аппараты в поле­те накапливают много статического электричества, и оно долж­но разрядиться в землю перед тем, как вы возьметесь за трос. Сядьте в беседку или оседлайте лонжу, а затем подайте коман­ду оператору лебедки, подняв вверх большие пальцы. Больше не подавайте никаких сигналов и вообще не шевелите руками - иначе вы рискуете выскользнуть из спасательного снаряда.

Как только вас втянули в дверь вертолета, дайте оператору лебедки отсоединить ее и слушайтесь его беспрекословно. Когда вас освободят от спасательного снаряда, вам скажут, ку­да сесть. Тогда вы немедленно сядьте и пристегнитесь. Выпол­няйте все приказания экипажа в течение всего полета.

После посадки покинуть вертолет можно только после то­го, когда остановятся винты. Выполняйте все распоряжения экипажа и в этом случае.

Самолетная спасательная операция. Если самолет смо­жет приземлиться и забрать вас, не приближайтесь к нему до тех пор, пока он не закончит пробег и полностью не остано­вится. Дождитесь сигнала от летчика или кого-нибудь из чле­нов экипажа, прежде чем подходить к самолету.

Как только вас спасут, вы обязаны по возможности быст­ро проинформировать спасательную службу обо всех людях, терпящих бедствие, которые откололись по тем или иным причинам от вашей группы.

Наши рекомендации