Какой же выход находят пишущие и говорящие?
Как отмечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, деловой переписке все чаще и чаще используется синтаксическое указание на пол называемого лица, когда при существительном мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считаются допустимыми, не нарушающими норму литературного языка.
Употребление существительных мужского рода, не имеющих словообразовательной параллели женского рода как наименования женщин, привело к тому, что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева — молодая физик Яковлева.
В частотно-стилистическом словаре вариантов «Грамматическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письменной строго официальной или нейтрально-деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер-министр Индии Индира Ганди».
Таким образом, наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением имен существительных:
1. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль. Но ведь существительные рельс, шампунь - мужского рода, а мозоль, бандероль – женского рода, поэтому следует говорить: железнодорожный рельс, французский шампунь, большая мозоль, заказная бандероль.
2. Иноязычные несклоняемые слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся, как правило, к среднему роду: шоссе, кафе, пальто.
3. В родительном падеже множественного числа употребляются формы:
слова мужского рода: пара ботинок, сапог, чулок (носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, помидоров, мандаринов), армян, грузин, башкир, татар, туркмен (калмыков, монголов, киргизов, узбеков, якутов), ампер, ватт, вольт (граммов, килограммов);
слова женского рода: барж, вафель, басен, туфель, свадеб, простынь;
слова среднего рода: блюдец, полотенец, одеялец, зеркалец;
слова, не имеющие единственного числа: яслей, будней, сумерек.
4. Предложный падеж форм типа в отпуске, в отпуску предпочтительней на -е (на -у — разговорные формы).
5. В литературном языке употребляются формы с окончанием на -а, -я: директора, инспектора, доктора, профессора, отпуска, паспорта и др.; с окончанием -и, -ы: инженеры, шоферы, бухгалтеры, редакторы, договоры, торты, цехи и др.
6. Собирательные числительные двое, трое и др. употребляются в следующих случаях:
{ с существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей);
{ с существительными дети, люди, ребята, лица (в значении человек);
{ с существительными, употребляющимися только во множественном числе (трое суток).
В системе глагольного словоизменения существует множество вариантов.
v В соответствии с современной нормой инфинитив глаголов с основой на с, з имеет окончание -ти: брести, плести, цвести. В XIX в. широко использовались и усеченные формы: Вот вас бы с тетушкоюсвесть;Не смею моего сужденъяпроизнесть(Тр.). Мы воспринимаем их как устаревшие.
v В глагольных парах видеть — видать, слышать — слыхать вторые имеют разговорную окраску: Если нынче ночью Бэла не будет здесь, то невидать тебе коня (Л.).
v Из двух вариантов свистеть – свистать второй может в контексте получать стилистическую окраску (Свистать всех наверх!) и тогда употребляется в профессиональной речи; в иных случаях эта же форма употребляется в переносном значении — «бить с силой»: так и свищет кровь (Л.Т.).
v Из вариантов поднимать — подымать второй имеет разговорную окраску: Цыганы... подымали им (лошадям) ноги и хвосты, кричали, бранились (Т.). Из вариантов мучиться — мучатъся (мучаюсь, мучаешься, мучается и т.д.) второй — просторечный.Противопоставлены вариантные формы приставочных глаголов с суффиксом -ну- и без него: иссохнул — иссох, исчезнул — исчез, вымокнул — вымок, возникнул — возник, стихнул — стих. Первые вышли из употребления.
v От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление «недостаточного спряжения» в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются; ср. в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю.
v Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт — просторечные: жгёт, текёт, пекёт.
v Стилистически выделяются как специальные усеченные формы повелительного наклонения возвратных глаголов в приказах (среди военных, туристов): Равняйсь! По порядку номеров рассчитайсь! Такие варианты используются лишь в устной речи.
v Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX веке старославянские формы виждь, внемли архаизовались; просторечные варианты не моги, ехай остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературная форма поезжай, а также формы, образованные от глаголов слушать, смотреть — слушай (-те), смотри (-те).
Вызывает сложности образование сравнительной и превосходной степеней: нельзя сказать – самый ближайший.
Часто неправильно используют местоимения: правильно - я думаю о вас, скучаю по вас, скучают по нас, иду к вам, их выбор (а не ихний).
Большое количество ошибок связано с употреблением составных форм имен числительных.
1. Правила склонения этой части речи просты — при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадцати) — 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двадцать шестое) июня шел дождь».
2. При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток» — «пять (шесть, семь и т.д.) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначенных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двадцать двое (трое, четверо) ножниц», но можно «двадцать ножниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».
3. Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного «оба (обе)». Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то выступает в следующих падежных формах: «оба брата (дерева)» — именительный; «обоих братьев (деревьев)» — родительный; «к обоим братьям (деревьям)» — дательный; «обоих братьев (оба дерева)» — винительный; «обоими братьями (деревьями)» — творительный; «об обоих братьях (деревьях)» — предложный. Определяя количественно существительные женского рода, собирательное числительное принимает такие формы: «обе сестры (руки)»— именительный; «обеих сестер (рук)» — родительный; «к обеим сестрам (рукам)» — дательный; «обеих сестер (обе руки)» — винительный; «обеими сестрами (руками)» — творительный; «об обеих сестрах (руках)» — предложный.
4. От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род в именительном и винительном падежах принимают форму «полтора», в остальных падежах — «полутора». Женский род в именительном и винительном падежах — «полторы». В остальных — «полутора». При этом существительные изменяются в соответствии с правилами.
Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-заи благодаря.Предлог благодарясохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря с указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать – из-за болезни.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляются только с дательным падежом.
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 41 – 44).
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 64 – 66).
3. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с. (стр. 27-49).
Синтаксические нормы
Русского языка
Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений.Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок слов, а не обратный (инверсия).При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Если не соблюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу Хозяин дома спал? То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении В древних документах подобного рода термин отсутствует сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.
Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении.Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.
Предлоги благодаря, согласно, вопрекитребуют употребления дательного падежа – согласно расписанию.
Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др.
Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой.
Часто неоправданно включение слова такой: Условия автоматизации, они такие...
При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдали экзамены).
При словах много, мало, немного, немало, сколькосказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано?.
Строя деепричастный оборот, надо помнить, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи.
Используя однородные члены предложения, необходимо помнить:
| невозможно соединение в качестве однородных членов неоднородных понятий – изучать математику и сорта чая; а также нельзя включать видовые и родовые понятия – я люблю математику, физику, учебные предметы;
| двойные союзы должны связывать именно однородные члены: он не только получил техническое задание, но и выполнил его;
| при двух однородных членах ставится общее управляемое слово в том случае, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать лекции; неправ, любить и думать о стране.
Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов. Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе?
Более давней нормой было употребление предлога пои местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом поимели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.
Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.
Особого внимания требуют предлоги наи в.Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место. Предлог впоказывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в сад, в дом, в город) или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог науказывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяет традицией.
С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Краснодарском крае, в станице Вешенской, в деревне Молитовка.
С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.
Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог в – с названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова, в Банном переулке, в проезде Серова.
Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа — предлог в. Ср.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях.
Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам изи с: поехал в Ставрополь — вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений, например: Инженеры-конструкторы собрались на совещание, которое состоялось в актовом зале, который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались исправить недоделки в срок, который был установлен планом, который месяц назад утвердили в этом же зале.
В романе М. Булгакова «Собачье сердце» пример неправильного построения предложения: «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома... — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович».
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 45 – 46).
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 65 – 66).
Вопросы для самопроверки.
? С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы?
? Какие ошибки связаны с образованием падежных форм существительных?
? Какие ошибки связаны с неправильным определением рода существительных?
? Какие ошибки допускаются при употреблении прилагательных?
? Чем вызваны ошибки при употреблении числительных?
? С чем связаны ошибки в употреблении глагольных форм?
? В чем особенность синтаксических ошибок?
? Может ли нарушение порядка слов быть причиной синтаксических ошибок?
? Почему нужно быть осторожным при употреблении однородных членов предложения?
? Нарушение правил согласования сказуемого с подлежащим – это синтаксическая ошибка?
? На что следует обращать внимание при употреблении предлогов?