Какой же выход находят пишущие и говорящие?

Как отмечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, деловой переписке все чаще и чаще используется синтаксическое указание на пол называемого лица, когда при существительном мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Напри­мер: врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конст­рукции в настоящее время считаются допустимыми, не нарушающими норму литературного языка.

Употребление существительных мужского рода, не имеющих словообразовательной параллели женского рода как наименования женщин, привело к тому, что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева — молодая физик Яковлева.

В частотно-стилистическом словаре вариантов «Грам­матическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письмен­ной строго официальной или нейтрально-деловой речи принята норма согласования по внешней форме опреде­ляемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер-министр Индии Индира Ганди».

Таким образом, наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением имен существительных:

1. Можно ус­лышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказ­ной бандероль. Но ведь существительные рельс, шам­пунь - мужского рода, а мозоль, бандероль – женского рода, поэтому следует говорить: железнодорожный рельс, французский шампунь, большая мозоль, заказная бан­дероль.

2. Иноязычные несклоняемые слова, обозначающие неодушев­ленные предметы, относятся, как правило, к среднему роду: шоссе, кафе, пальто.

3. В родительном падеже множественного числа употребляются формы:

› слова мужского рода: пара ботинок, сапог, чулок (носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, помидоров, мандари­нов), армян, грузин, башкир, татар, туркмен (калмыков, монголов, киргизов, узбеков, якутов), ампер, ватт, вольт (граммов, килограммов);

› слова женского рода: барж, вафель, басен, туфель, сва­деб, простынь;

› слова среднего рода: блюдец, полотенец, одеялец, зеркалец;

› слова, не имеющие единственного числа: яслей, будней, сумерек.

4. Предложный падеж форм типа в отпуске, в отпуску предпоч­тительней на -е (на -у — разговорные формы).

5. В литературном языке употребляются формы с окончанием на -а, -я: директора, инспектора, доктора, профессора, отпус­ка, паспорта и др.; с окончанием -и, -ы: инженеры, шоферы, бухгалтеры, редакторы, договоры, торты, цехи и др.

6. Собирательные числительные двое, трое и др. употребляются в следующих случаях:

{ с существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей);

{ с существительными дети, люди, ребята, лица (в значе­нии человек);

{ с существительными, употребляющимися только во мно­жественном числе (трое суток).

В системе глагольного словоизменения существует мно­жество вариантов.

v В соответствии с современной нормой инфинитив глаголов с основой на с, з имеет окончание -ти: брести, плести, цвести. В XIX в. широко использова­лись и усеченные формы: Вот вас бы с тетушкоюсвесть;Не смею моего сужденъяпроизнесть(Тр.). Мы воспринима­ем их как устаревшие.

v В глагольных парах видеть — видать, слышать — слы­хать вторые имеют разговорную окраску: Если нынче ночью Бэла не будет здесь, то невидать тебе коня (Л.).

v Из двух вариантов свистеть – свистать второй может в контексте получать стилистическую окраску (Свистать всех наверх!) и тогда употребляется в профессиональной речи; в иных случаях эта же форма употребляется в переносном зна­чении — «бить с силой»: так и свищет кровь (Л.Т.).

v Из вариантов поднимать — подымать второй имеет раз­говорную окраску: Цыганы... подымали им (лошадям) ноги и хвосты, кричали, бранились (Т.). Из вариантов мучиться — мучатъся (мучаюсь, мучаешься, мучается и т.д.) второй — просторечный.Противопоставлены вариантные формы при­ставочных глаголов с суффиксом -ну- и без него: иссохнул — иссох, исчезнул — исчез, вымокнул — вымок, возникнул — возник, стихнул — стих. Первые вышли из употребления.

v От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление «недостаточного спря­жения» в просторечии преодолевается, и необычные для слу­ха личные формы глагола иногда употребляются; ср. в шут­ливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю.

v Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, те­чёт, печёт — просторечные: жгёт, текёт, пекёт.

v Стилистически выделяются как специальные усеченные формы повелительного наклонения возвратных глаголов в при­казах (среди военных, туристов): Равняйсь! По порядку номе­ров рассчитайсь! Такие варианты используются лишь в уст­ной речи.

v Отдельные глаголы не имеют форм повелительного накло­нения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX веке старославянские формы виждь, внемли архаизовались; просторечные вариан­ты не моги, ехай остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературная фор­ма поезжай, а также формы, образованные от глаголов слу­шать, смотреть — слушай (-те), смотри (-те).

Вызывает сложности образование сравнительной и превос­ходной степеней: нельзя сказать – самый ближайший.

Часто неправильно используют местоимения: правильно - я думаю о вас, скучаю по вас, скучают по нас, иду к вам, их выбор (а не ихний).

Большое количество ошибок связано с употреблением состав­ных форм имен числительных.

1. Правила склонения этой час­ти речи просты — при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадца­ти) — 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двад­цать шестое) июня шел дождь».

2. При образовании словосочетаний «числительное + суще­ствительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собира­тельные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток» — «пять (шесть, семь и т.д.) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначен­ных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двад­цать двое (трое, четверо) ножниц», но можно «двадцать нож­ниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».

3. Часто встречается в речи неверное употребление собира­тельного числительного «оба (обе)». Если оно определяет ко­личество существительных мужского и среднего рода, то вы­ступает в следующих падежных формах: «оба брата (дерева)» — именительный; «обоих братьев (деревьев)» — родительный; «к обоим братьям (деревьям)» — дательный; «обоих братьев (оба дерева)» — винительный; «обоими братьями (деревья­ми)» — творительный; «об обоих братьях (деревьях)» — пред­ложный. Определяя количественно существительные женс­кого рода, собирательное числительное принимает такие фор­мы: «обе сестры (руки)»— именительный; «обеих сестер (рук)» — родительный; «к обеим сестрам (рукам)» — датель­ный; «обеих сестер (обе руки)» — винительный; «обеими сес­трами (руками)» — творительный; «об обеих сестрах (руках)» — предложный.

4. От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род в именительном и винительном падежах принимают форму «полтора», в остальных падежах — «полутора». Женский род в именительном и винительном падежах — «полторы». В ос­тальных — «полутора». При этом существительные изменя­ются в соответствии с правилами.

Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитыва­ется различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-заи благодаря.Предлог благодарясохраняет свое пер­воначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благода­ря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря с указанием отрицатель­ной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном слу­чае правильно сказать – из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляются только с дательным падежом.

Какой же выход находят пишущие и говорящие? - student2.ru

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 41 – 44).

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 64 – 66).

3. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с. (стр. 27-49).

Синтаксические нормы

Русского языка

Какой же выход находят пишущие и говорящие? - student2.ru

Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений.Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов пред­почтительным является прямой порядок слов, а не обратный (ин­версия).При прямом порядке подлежащее предшествует сказуе­мому, исходная информация – новой информации. Если не со­блюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу Хозяин дома спал? То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В пред­ложении В древних документах подобного рода термин отсутствует сочетание подобного рода может относить­ся к сочетанию древних документах или к слову термин.

Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении.Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.

Предлоги благодаря, согласно, вопрекитребуют употребления дательного падежа – согласно расписанию.

Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др.

Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой.

Часто неоправданно включение слова такой: Усло­вия автоматизации, они такие...

При подлежащем, выраженном именем существительным со­бирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочета­нии с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о пред­метах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неоду­шевленных (большинство студентов сдали экзамены).

При словах много, мало, немного, немало, сколькосказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано?.

Строя деепричастный оборот, надо помнить, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное дее­причастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи.

Используя однородные члены предложения, необходимо по­мнить:

| невозможно соединение в качестве однородных членов не­однородных понятий – изучать математику и сорта чая; а так­же нельзя включать видовые и родовые понятия – я люблю ма­тематику, физику, учебные предметы;

| двойные союзы должны связывать именно однородные чле­ны: он не только получил техническое задание, но и выпол­нил его;

| при двух однородных членах ставится общее управляемое сло­во в том случае, если управляющие слова требуют одинаково­го падежа и предлога: читать и конспектировать лекции; не­прав, любить и думать о стране.

Нередко встречаются ошибки, связанные с употребле­нием предлогов. Как сказать: я скучаю по тебе или я ску­чаю о тебе?

Более давней нормой было употребление предлога пои местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данной конструк­ции имели форму дательного падежа: по отцу, по мате­ри, по другу. Поскольку существительные с предлогом поимели форму дательного падежа, то и местоимения ста­ли приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в на­стоящее время устарели, встречаются редко.

Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Упот­ребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.

Особого внимания требуют предлоги наи в.Они ука­зывают на пребывание в каком-то месте или передвиже­ние в какое-то место. Предлог впоказывает, что движе­ние направлено внутрь чего-либо (в сад, в дом, в город) или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в го­роде). Предлог науказывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяет традицией.

Какой же выход находят пишущие и говорящие? - student2.ru С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Краснодарском крае, в станице Вешенской, в деревне Молитовка.

С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.

Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог в – с названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на пло­щади Победы, на улице Суворова, в Банном переулке, в проезде Серова.

Если названия горных областей имеют форму един­ственного числа, то используется предлог на, если фор­му множественного числа — предлог в. Ср.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях.

Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам изи с: поехал в Ставрополь — вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ — приехал с Кав­каза.

Необходимо избегать нагромождения придаточных пред­ложений, например: Инженеры-конструкторы собрались на со­вещание, которое состоялось в актовом зале, который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались испра­вить недоделки в срок, который был установлен планом, кото­рый месяц назад утвердили в этом же зале.

Какой же выход находят пишущие и говорящие? - student2.ru В романе М. Булгакова «Собачье сердце» пример неправильно­го построения предложения: «Мы, управление дома, — с нена­вистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего со­брания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уп­лотнении квартир дома... — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович».

Какой же выход находят пишущие и говорящие? - student2.ru

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 45 – 46).

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 65 – 66).

Какой же выход находят пишущие и говорящие? - student2.ru

Вопросы для самопроверки.

? С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы?

? Какие ошибки связаны с образованием падежных форм существительных?

? Какие ошибки связаны с неправильным определением рода существительных?

? Какие ошибки допускаются при употреблении прилагательных?

? Чем вызваны ошибки при употреблении числительных?

? С чем связаны ошибки в употреблении глагольных форм?

? В чем особенность синтаксических ошибок?

? Может ли нарушение порядка слов быть причиной синтаксических ошибок?

? Почему нужно быть осторожным при употреблении однородных членов предложения?

? Нарушение правил согласования сказуемого с подлежащим – это синтаксическая ошибка?

? На что следует обращать внимание при употреблении предлогов?

Какой же выход находят пишущие и говорящие? - student2.ru

Наши рекомендации