Время простой реакции рук
Сенсомоторное реагирование является одной из наиболее распространенных экспериментальных моделей в психологии. Установление закономерностей обычно осуществляется через анализ изменений времени простой реакции, отсчитываемого от момента подачи стимула к органам чувств до момента ответной моторной реакции.
Время реакции включает в себя два компонента: время переработки информации в нервной системе и время ответа. Первая стадия является скрытой, она не имеет внешних проявлений, поэтому ее называют латентным периодом. В эту стадию входит время протекания фотохимических процессов в рецепторных отделах анализаторов (если речь идет о зрительной системе), прохождение нервного импульса по афферентным путям, обработка информации в корковых отделах, прохождения обратного импульса от головного мозга по эфферентным путям к мышцам. Вторая стадия имеет внешнее проявление, и включает в себя мышечное движение, т.е. моторный ответ на сенсорный раздражитель.
Различают такие виды сенсомоторной реакции:
● Простая реакция – быстрый ответ простым движением на внезапный единичный стимул;
● Реакция различения – реакция на стимул определенного типа и игнорирование иных;
● Реакция выбора – ответ на несколько типов стимулов определенной моторной реакцией.
Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс и является физиологическим порогом. Время реакции существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании раздражителя. Например, оно увеличивается при реакции различения, т.к. нужно реагировать и на альтернативные стимулы. Время простой реакции на зрительный сигнал колеблется в пределах 150 – 220 мс, минимальное время простой реакции было получено при использовании звуковых и тактильных сигналов, 90 – 220 мс и 120 – 180, соответственно.
Следует отметить, что время простой реакции может колебаться от ряда факторов: вид сигнала, установки, направленность внимания, мотивация, психическое состояния, время суток, внешняя обстановка.
Индивидуальный латеральный профиль
Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную и сенсорную. Впервые это понятие было введено в работах Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой.
Как говорилось в предыдущей главе, люди с функциональной межполушарной асимметрии делятся на правополушарных, левополушарных и, в меньшей степени, равнополушарных.
Большинство людей связывают понятия рукости «левша/правша» с функциональной асимметрией мозга, т.е. считают, что предпочтение той или иной руки пропорционально в работе одного из полушарий. Но в реальности все иначе. У большинства людей функциональная асимметрия совершенно не совпадает с моторной или сенсорной. Почти вся человеческая популяция имеет несовпадение в различных асимметриях, посему в этом случае некорректно пользоваться дихотомическим принципом разделения людей на право- и левополушарных.
Известно, что центр речи у правшей расположен в левом полушарии, у 70% левшей расположен там же, остальные левши делятся на две группы, у одной возможна локализация в правом полушарии, а у второй центр речи представлен в обоих полушариях.
Положение руки при письме, как утверждают Джерре Леви и Мэри-Лу Рид, может говорить о контроле одним из полушарий речевых и языковых функций. Они выделили два типа положений рук: неинвентированное, характеризуется держанием руки при письме под строчкой, инвентированное – рука, изогнутая в виде крючка, расположена над строчкой.
Рис. 2.1. Положение руки при письме.
Утверждается, что инвертированное положение руки означает, что речевое полушарие является ипсилатеральным (односторонним) по отношению к ведущей руке. Например, у левши, пишущим в инвертированном положении, речь контролируется левым полушарием. У тех, кто пишет в неинвертированном положении, центр речи будет локализирован в контралатеральном полушарии по отношению к ведущей руке. [22] Основанием для подобных утверждений были данные, полученные теми же авторами при помощи тахистоскопических тестов, состоявших из предъявления буквенных стимулов, помещенных в левом и правом поле зрении испытуемых. Результаты показали, что у правшей, имеющих неинвертированное положение руки, отмечается превосходство правого поля зрения для оперирования буквами и левого поля зрения для решения пространственных задач. Леворукие, пишущие при инвертированном положении, имеют такие же результаты. Но как тогда соотнести данные о том, что у человека правые поля зрения связаны с левым полушарием, а левые – с правым. И что корковая регуляция движений осуществляется преимущественно контралатеральной моторной корой, поэтому двигательные ответы на зрительные стимулы, предъявляемые в поле зрения ипсилатеральны относительно руки, выполняющей движения, интегрируются в одноименном полушарии.
До сих пор остается открытым вопрос о соотношении показателей зрительной и моторной асимметрии. Одни сводят все к доминированию какого-то из полушарий во всех сферах жизни человека, другие говорят об обособленности ведущих руки и глаза и отсутствием связи с доминантным полушарием.