Выступление перед враждебно настроенной аудиторией
Менеджер, а также различные должностные лица нередко оказываются перед необходимостью выступать перед аудиторией, которая не приемлет идеи и факты, выдвигаемые или защищаемые ими. Реакции слушателей такой аудитории варьируют от молчаливого неприятия точки зрения оратора до прямых словесных выкриков, грубых выпадов и даже физических действий. Оказавшись в таких условиях, руководитель стоит перед необходимостью устоять. Перед ним четко обозначаются три тактики поведения:
а) отстоять свою точку зрения, убедить аудиторию в ее целесообразности;
б) согласиться с альтернативной точкой зрения, т. е. продемонстрировать тактику умиротворения;
в) осуществить тактику ухода от проблемы, оставив ситуацию так, как она есть.
Как показывает опыт, тактика ухода не приносит успеха, более того, она порождает у отдельных слушателей экстремистские тенденции поведения. Не приносит успеха делу и тактика умиротворения. Остается одно — убеждать аудиторию в необходимости принятия предлагаемой точки зрения.
Как это делать?
Здесь нет царских путей оказания влияния, которые бы как по мановению волшебной палочки, помогли оратору разрешить проблему. Вместе с тем имеется возможность предложить вполне конкретную методику «укрощения» враждебно настроенных слушателей и создания условий для овладения их сознанием. В этой методике все логично и просто. Ключевыми факторами в ней выступают мероприятия подготовительного плана.
Перед тем, как предстать перед бушующей публикой, следует уточнить ряд объективных данных:
а) наличие в аудитории точек зрения по обсуждаемой проблеме, а также их реальных носителей (отдельные лица, социальные группы);
б) причины порождения этих точек зрения (обстоятельства, влияние отдельных людей и т. д.);
в) присутствие в аудитории «возмутителей спокойствия», а также лиц, разделяющих мнение оратора.
Такая предварительная работа нацелена, прежде всего, на выявление в аудитории «горячих точек», откуда может посыпаться град провокационных вопросов, нелицеприятных и даже оскорбительных возгласов. С другой стороны эта работа позволяет отыскивать среди присутствующих своих возможных сторонников, на которых можно будет хоть как-то опереться или, по крайней мере, апеллировать к ним. Такая потребность возникает, когда оратора озадачивают непредвиденным вопросом или сбивают с толку. Для нейтрализации эффекта «озадачивания» оратор должен сделать заготовки ответов на прогнозируемые вопросы и искусно вплести ответы на них в свою речь. Резерв подобных заготовок должен всегда быть в «портфеле» оратора. В дополнении к таким ответам оратору стоит подыскать умные мысли древних философов, полюбившихся людям писателей, признанных государственных деятелей, имеющих отношение к поставленным вопросам. Вот примеры этих умных мнений:[13]
«Никогда не доверяйте тем людям, которые не находят у начальства никаких изъянов». (У.Коллинз, английский писатель)
«Есть моменты, когда все удается, не ужасайтесь — это пройдет». (Ж.Ренар, французский писатель)
«Компетентный человек — это человек, ошибающийся по правилам». (П.Валери, французский писатель)
«Самое трудное — не защищать свое мнение, а знать его». (А.Моруа, французский писатель)
«Не ненавидьте ваших врагов, возможно, вам придется работать вместе». (Р.Эссар, американский юрист)
«Глупец прежде всего является свободным от сомнений...» (А.Ф.Кони, русский юрист).
Можно сказать, что тщательная подготовка к выступлению перед враждебно настроенной аудиторией — ключ к успеху. Пренебрежительное отношение к этой сложнейшей деятельности или фатальное отношение к своей миссии заранее обрекают оратора на неудачу.
Большую роль в успехе выступления играет доверие к оратору слушающих, которое складывается в трех плоскостях:
Профессионализм.Люди преклоняются перед профессионалами. Дилетанты или какие-то там представители от науки и практики их мало интересуют. Люди принимают в расчет только мнения профессионалов.
Правдивость.Аудитория обычно не доверяет тем ораторам, которые, анализируя события, избегают конкретных фактов, стараются при этом всячески выкручиваться, уходить от реальностей. Примерами могут служить поведение наших активистов из общества «Знание», когда они отвечали на вопросы из аудитории о численности наших войск, которые вели боевые действия в Афганистане. Все лекторы в таких случаях употребляли предписанный им штамп — «ограниченный контингент советских войск». Аудитория на такой ответ реагировала всегда отрицательно.
Уважение.Даже самые ярые противники оратора смягчаются, если видят, что он ведет себя по отношению к ним дружелюбно, если он искренне верит в то, что говорит, если проявляет свое уважение к их точкам зрения и выражает готовность пойти с ними на открытый и честный диалог. Ложь и неискренность здесь не проходит.
Доверие необходимо оратору для того, чтобы установить с аудиторией раппорт, т. е. согласие, хотя бы по вопросу о том, что надо друг друга выслушать. Без установления раппорта очень трудно продвигаться навстречу друг другу, а, следовательно, и приходить к соглашению. В связи с этим, оратор должен уяснить детали установления раппорта.
Здесь, хотя это может показаться довольно странным, главную роль играет процедура появления оратора перед аудиторией.
Господствующее мнение, опирающееся на факты из истории и практики утверждает, что оратор — умиротворитель должен появляться перед аудиторией внезапно и также внезапно исчезать. Опросы[14], проведенные в рамках данной темы, дают основания считать такое мнение ошибочным. Информация, полученная от свидетелей экологических катастроф, железнодорожных аварий и социальных потрясений говорит об обратном: оратор, который должен выступить перед эмоционально возбужденной аудиторией, обязан появиться в районе выступления до начала своей речи и покинуть это место не сразу. Преимущества «растяжки» времени нахождения в районе выступления очевидны:
· оратор, прибывший на место выступления заранее, имеет возможность найти себе сторонников на неформальном уровне;
· неформальные беседы способствуют созданию у людей благоприятного отношения к оратору. Кроме того, сам оратор, общаясь с людьми лицом к лицу, минимизирует свое напряжение состояние, обретает уверенность в своих действиях;
· общение с людьми перед началом официального выступления дает оратору возможность ближе познакомиться с оппозиционерами. Оратор имеет возможность детально ознакомиться с мнением этих людей, узнать их имена, особенности поведения и т. д. Все это поможет оратору предметнее организовать свое выступление;
· продолжение неформального общения оратора со слушателями после официального выступления нередко производит куда большей эффект, чем произнесенная речь. Замечено, что ораторы, продолжающие неформальный разговор по затронутым темам после выступления получают более высокий рейтинг, чем те, кто сразу же скрывается от публики.
Все сказанное — это организационная часть деятельности оратора. Установление раппорта с бушующей публикой и обретение с ней так необходимого доверия — это только прелюдия к решению той главной задачи, которая предписывается оратору. А задача эта такова, что оратор должен убедить аудиторию в правильности своей точки зрения. Для достижения этой цели ему нужно использовать арсенал доступных методов оказания влияния, а также некоторые приемы презентации, годные для экстремальных условий. Оратору здесь следует, кроме того, придерживаться вполне конкретных правил:
1. Перед враждебно настроенной аудиторией нужно выступать без записей. Поскольку аудитория заранее настроена отрицательно, то чтение с каких-то бумажек еще более усугубляет положение: слушающие воспринимают оратора как ставленника злых сил. Чтение пагубно сказывается на феномене доверия. Кроме того, оно снижает эффект контакта «глаза в глаза» между оратором и аудиторией. А без такого контакта довольно трудно рассчитывать на успех.
2. Нельзя стоять за кафедрой, столом или за каким-то любым барьером. Физическая перегородка в отношении общения с враждебно настроенной аудиторией превращается в социальную перегородку. У слушающих, когда они видят, что оратор стоит за барьером, порождается установка — «умиротворитель отгородился». А это, естественно, не приносит успеха. Оратор должен выйти вперед, встать перед кафедрой, столом, перегородкой и тем самым продемонстрировать свое доверие к аудитории.
3. Оратор должен вести дело таким образом, чтобы слушающие не «потеряли свое лицо». Задача оратора — переубедить их. Но ведь никто не хочет признать себя не правым. Оратор обязан дать людям возможность по-новому взглянуть на свое поведение. Для этого он сообщает им факты, которые ранее им были неизвестны, нейтрализует витающие в атмосфере слухи, проливает иной свет на проблему. Он делает все, чтобы не унизить чувство собственного достоинства людей.
Нельзя заставить человека думать по-новому. Нужно представить ему серию фактов, которые бы породили у него мысль — «А ведь и я так думаю!» Для того, чтобы достигнуть успеха, оратор должен умело пользоваться словом, мимикой и жестами. Он должен на всем протяжении своей речи удерживать контакт «глаза в глаза».
Издревле говорят, что глаза — это окна души человека. По глазам видно состояние как аудитории, так и самого оратора. Если, скажем, оратор, выходя на сцену перед аудиторией, тревожно озирается по сторонам, или его глаза полны страха, как у загнанного зверя, то пользы от его выступления не будет. Аудитория сразу раскусит кто есть кто, ее не обманешь. Оратору нужно научиться сигнализировать глазами чувство собственного достоинства и уверенности в свои силы. Помимо этого ему нужно уметь передавать глазами данное чувство в аудиторию. Для этого необходимо осуществлять контакт «глаза в глаза», т. е. смотреть в глаза слушающего. Многим, к сожалению, это не под силу.
Чтобы осуществить такого рода контакт, можно смотреть и не в глаза. Оратору, затрудняющемуся осуществить «глазную» коммуникацию, достаточно устремить свой взор в какую-нибудь точку на лбу объекта, и продолжать фиксацию взгляда примерно с полминуты. У объекта общения за это время создастся впечатление того, что оратор сверлит его своими глазами и он опустит свой взор вниз. Это сигнал победы. Можно переходить к другому объекту. Увлекаться не стоит. Оратор может встретиться глазами с такими натурами, которые повергнут его самого в смятение. Если это случится, миссия умиротворения будет проиграна.
Речь перед враждебно настроенной аудиторией нередко выходит из своих привычным рамок и превращается в дискуссию. Всегда следует помнить, что дискуссия оживляет аудиторию, очень располагают аудиторию вопросы, обращенные к ней. В нее легко втягивается большинство присутствующих, которые нередко разделяются на противостоящие группы. Оратор в этом случае превращается в модератора, побуждая самих присутствующих принимать решения по улаживанию возникшей проблемы. Нужно знать, что если в аудитории зарождаются тенденции к дискуссии, то это является сигналом того, что аудитория заряжена желанием вести конструктивный диалог и ей, конечно, в этом нужно помочь. В этих случаях оратору помогают ответы на вопросы, которые, как правило, в изобилии сыплются из «горячих точек» аудитории.
Оратор, отвечая на вопросы, должен знать, что своим ответом он не сможет удовлетворить всех присутствующих. Однако этому могут помочь сами слушатели. Для этого нужно на базе поставленных оратору вопросов построить базу для дискуссии или даже для проведения игрового диспута.
Следует подчеркнуть тот факт, что если слушатели проявят хоть самую незначительную склонность к участию в обсуждении проблем, это будет означать, что они готовы к сдвигам во мнении. Отсюда вытекает вполне очевидный вывод: оратор, начиная свою миротворческую речь, должен искать повод или создавать условия для вовлечения слушающих в дискуссию.
Но выступающий всегда должен быть готов к тому, что его могут перебивать. В любом случае не следует, однако, позволять выводить себя из равновесия.
Не следует отвечать агрессивно, например: "Ваше замечание неуместно" или "Сначала подумайте, потом кричите". Иногда лучше сделать вид, что ничего не слышал. Не следует отвечать на каждое замечание из зала. Однако, если их много, нужно реагировать, используя один из приводимых ниже приемов.
Ответить так, чтобы поставить спрашивающего в тупик, особенно, если замечание злобно. Известно, что Уинстон Черчилль к своим выступлениям сознательно готовил формулировки, которые использовал, когда его прерывали. Можно, например, удивить противника, сказав "Большое спасибо", после чего продолжить выступление. Противник почти наверняка задумается.
Повторить вопрос или отрицательное замечание, как бы преподнося его слушателям для оценки. Этот прием хорош, когда есть уверенность в благосклонном отношении других слушателей. Следует выбрать для ответа того из присутствующих, с которым есть зрительный контакт и замечено, что он одобрительно кивает головой. Весьма вероятно, что он встанет на вашу сторону.
Следует попросить повторить замечание. Неплохой прием, если позволяет время. Заставить противника повторить не все, а отдельные формулировки. Результат будет поразительным, поскольку трудно повторить замечание быстро и точно или его обосновать.
Можно задать вопрос для уточнения данных. Это - хороший прием для того, чтобы выиграть время для ответа. Можно попросить, чтобы человек, который бросил ядовитое замечание, встал и назвал себя, место работы и т.п. Этот прием зачастую заставляет противника успокоиться. Если замечание конструктивно, нужно поблагодарить и выразить одобрение деловитости. Это помогает выиграть время для реплики.
Использовать метод "да, но..." Избегайте длинных выводов и диалогов. Отвечайте кратко, используя тактику "Да! Но...". Однако не следует произносить слово "да", лучше прибегать к близким формулировкам, например, к таким: "Согласен с вами, но вместе с тем нужно учесть, что...". В равной мере "но" можно заменять на "только", а "вместе с тем" - на "однако".
Нейтрализовать провокационные замечания можно, говоря: "Я предвидел такой вопрос. Однако уверен, что будет лучше и интереснее для всех присутствующих, если я продолжу свое выступление". Следует четко отметить, что в интересах других слушателей нельзя вести частные беседы. Если возможно, предложите тому, кто вас прервал, поговорить после один на один. Это формирует благоприятную атмосферу.
Применять дидактические приемы. Если, конечно, возможно, то нужно обратить внимание на важность ситуации или более значимые ценности, сказать, что сейчас не время размениваться на мелочи.
Обратиться к благородству присутствующих. Если брошенное замечание неэтично, следует спросить, как бы человек сам вел себя в такой ситуации? Этот прием воздействует не столько на противника, сколько на других присутствующих.
Можно попросить спрашивающего подождать, спокойно ответить, что именно эта тема будет затронута в дальнейшем и потом не забывать об этом. Если замечание совпадает с общей идеей выступления, к нему можно отнестись серьезно, нужно прервать выступление и записать его.
Следует избегать высказываний типа "Не мешайте", "Я вас предупреждаю". Лучше всего сказать: "Благодарю за вопрос". Ответив, не нужно продолжать смотреть прервавшему в глаза. Сразу после ответа нужно обратить внимание на прочих слушателей. В противном случае этот же человек вновь начнет перебивать. При ответе не нужно переходить границы ни вежливости, ни времени.
Насколько рекомендаций в заключение:
1. Чтобы добиться успеха при выступлении перед враждебно настроенной аудиторией, необходимо прежде всего изучить психологию этой аудитории.
2. Ключ к успеху здесь лежит в скрупулезной предварительной подготовке к выступлению.
3. Нельзя рассчитывать на успех, если между оратором и аудиторией нет доверия.
4. Схема выступления здесь очень проста: а) установление раппорта между оратором и аудиторией; б) вступление, в котором излагаются цели встречи; в) основная часть; г) заключение (очерчивание путей поведения).
5. Оратор должен быть искренним, ему нужно подчеркнуть свое уважение к альтернативным точкам зрения.
6. Оратору нужно показать свою уверенность в достижении согласия.
7. Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы монолог превратить в диалог.
Литература
1. Аграшенков А. психология на каждый день. Советы. Рекомендации, тесты. – М.: Вече-Аст, 1997.
2. Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2006.
3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с анг. – Минск: «Беларусь», 1990.
4. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. Пер. с анг. – Минск: «Беларусь», 1990.
5. Ладанов И.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). – М.: «Элник», 1995.
6. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1979.
8. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. – М.: 1997.
9. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М.: Рассвет, 1994.
10. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. – М.: Экономика, 1990.
11. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – М.: «Ай кью», 1999.
12. Психология и эхтика делового общения. Под ред. Проф. В.П. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. 1997.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н-Д.: Феникс, 1997.
14. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и упраления. Учебник. – Ростов-н-Д.: Феникс, 2006.
15. Чекалев М.И. Экономика и управление на предприятиях АПК: деловые коммуникации. – Новгород: «Типография «Новгород», 1999.
16. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Мн.: Амалфея, 1996.
17. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. (Искусство менеджера). – Мн.: Амалфея, 1996.
18. Шепель В.П. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984.
19. Яккока Л. Карьера менеджера. (Пер.с англ.). – М.: Прогресс, 1990.
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ АУДИТОРИЯМИ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТА