Тема 4. Интеллектуальные технологии в бизнес-приложениях

Одинцов Б.Е.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Лекции

для студентов бакалавриата заочной формы обучения по направлению

080100.62 «Экономика»

Разработал: д.э.н., профессор Одинцов Б.Е.

Москва 2015

Тема 1. Основные понятия информатики, их определения и содержание

1. Объективность процесса информатизации и основные понятия

дисциплины.

2. Информационные ресурсы, определение, значение, влияние на

развитие общества.

3. Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним.

4. Структура и характеристика общедоступных информационных ресурсов.

5. Поисковые машины, их функционирование и оценка релевантности

работы.

6. Структура корпоративных информационных ресурсов

7. Структура и содержание внутримашинных информационных ресурсов.

Тема 2. Архитектура профессиональных компьютерных программ

1. Типовые задачи, решаемые с помощью компьютеров в экономике.

2. Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения

задач.

3. Пример постановки расчетной задачи.

4. Пример постановки аналитической задачи.

5. Информационные системы, их место в системе управления, их

характеристика, структура, функции и схема функционирования.

6. Информационные технологии (IT-технологии), их определение, состав

и содержание основных технологических операций.

5. Инфокоммуникационные технологии систем управления, их

определение и функции. Состав сетей, обеспечивающих

инфокоммуникационные технологии.

Тема 3. Программно-аналитические средства профессионально ориентированных информационных технологий

1. Аналитический инструментарий для оценки финансового состояния.

OLAP-технология и многомерные модели данных.

2. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент

реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и

технология анализа информации.

Тема 4. Интеллектуальные технологии в бизнес-приложениях

1. Определение и характеристики современных интеллектуальных

информационных технологий.

2. Базы знаний. Модели представления знаний.

3. Основные возможности, особенности и технология управления

эффективностью бизнеса в среде Business Studio.

4. Основные возможности, особенности и технология интеллектуального

анализа данных в среде Fuzzy Logic Toolbox.

5. Архитектура и основные возможности применения нейронных сетей в

экономике.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практических занятий:

а) основная литература

1. Информационные ресурсы и технологии в экономике: уч. пособие /под ре. Б.Е. Одинцова, и А.Н. Романова.-М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.

2. Одинцов Б.Е. Системы управления эффективностью бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. -М.: Издательство Юрайт, 2015.

3. Королева Е.М. Технология работы с системой «КОНТУР СТАНДАРТ», версия 4.2.0.04. Методическое пособие для ВУЗа, Intersoft Lab. 2005.

б) дополнительная литература

4. Одинцов Б.Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений: Учеб. Пособие для вузов.-М.: Финансы статистика, 2002.

5. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzy TECH.-СПб.: БХВ-Петербург, 2003».

в) электронные ресурсы и программное обеспечение

1. Аналитическая система MatLab.

2. Информационно-аналитическая система КОНТУР СТАНДАРТ версия 4.2.0.04.

3. MicroSoft Office 2010 (Excel).

Структура комплексной оценки работы студента

Выполнение практического занятия № 1в компьютерном классе  
Уровень внеаудиторной подготовленности к занятию, участие в интерактивной форме обучения степень овладения технологией табличных процессоров своевременность, полнота и качество выполнения практического занятия Итого 1 (в баллах)  
0-2 0-6 0-2 0-10  
Выполнение практического занятия № 2в компьютерном классе  
уровень внеаудиторной подготовленности к занятию, участие в интерактивной форме обучения степень овладения технологией системы «Контур Стандарт» своевременность, полнота и качество выполнения практического занятия Итого 2 (в баллах)  
0-2 0-6 0-2 0-10  
Всего за выполнение практических занятий 0-20  
Выполнение внеаудиторной контрольной Часть 1    
уровень знаний, продемонстрированный во время защиты связь контрольной работы с трудовой деятельностью своевременность, полнота и качество выполнения к/р Итого 4  
0-6 0-2 0-2 0-10  
Выполнение внеаудиторной контрольной работы Часть 2    
уровень знаний, продемонстрированный во время защиты связь контрольной работы с трудовой деятельностью своевременность, полнота и качество выполнения к/р Итого 5  
0-6 0-2 0-10  
Всего за выполнение внеаудиторных контрольных работ  
Итого за работу в семестре 0-40  
Итоговый контроль (ответы на экзамене)  
Вопрос 1 Вопрос 2   Задача   Итого 6 (в баллах)  
0-60  
Общая оценка в баллах Итого 1+ Итого 2+ Итого 3+ Итого 4 + Итого 5+Итого 6 0-100  
Таблица пересчета 100 - бальной системы в результирующую оценку  
86-100 отлично  
70-85 хорошо  
50-69 удовлетворительно  
менее 50 не удовлетворительно  
                 

Тема 1. Основные понятия информатики, их определения и содержание

1. Объективность процесса информатизации и основные понятия

дисциплины.

2. Информационные ресурсы, определение, значение, влияние на

развитие общества.

3. Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним.

4. Структура и характеристика общедоступных информационных ресурсов.

5. Поисковые машины, их функционирование и оценка релевантности

работы.

6. Структура корпоративных информационных ресурсов

7. Структура и содержание внутримашинных информационных ресурсов.

Базы данных.

1. Объективность процесса информатизации и основные понятия

дисциплины

Информационное общество – это объективно возникающая в ходе исторического процесса стадия общественного развития, на которой устраняются ограничения в производстве и применении новых информационных ресурсов. В результате изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний, накопленных человечеством в процессе управления в различных сферах его деятельности, что, в конечном счете, ведет к ускоренному развитию социальных процессов. Под информатизацией понимают процесс производства и использования территориально распределенных информационных ресурсов во всех сферах человеческой деятельности за счет максимальной компьютеризации и развития телекоммуникационной инфраструктуры. Цель информатизации заключается в удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.

Информатизация общества является стратегическим направлением развития цивилизации, которое позволяет человечеству решать глобальные и локальные проблемы, обеспечивая его устойчивое и безопасное развитие. Она касается подавляющего большинства сторон деятельности общества: банки, промышленность, транспорт и связь, топливно–энергетический комплекс, строительство, здравоохранение и медицина, экология, системы социального обеспечения, налоговая и страховые службы, биржевая деятельность, правительственные и муниципальные услуги, сельское хозяйство, образование, военное дело и др.

Объективность информатизации (то, что не зависит от субъекта, его сознания) следует из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби [89]. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем необходимо обеспечить большую мощность (сложность) предназначенных для этого средств, в сравнении с имеющейся сложностью решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью средств, которые не превосходят по сложности управляемые системы. Известно, что сложность управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять.

Применительно к любым системам управления, закон ²необходимого разнообразия² формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше сложности (разнообразия) управляемого объекта.

Желаемое увеличение мощности системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет применения средств автоматизации умственного труда - компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как остальные остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества.

В настоящее время быстрыми темпами развиваются следующие формы информационного общества: электронная демократия; электронное государство (электронное правительство); социальные сети; информационная экономика. Подробно данные формы рассматриваются в [1].

Основные понятия дисциплины

Прежде чем перейти к рассмотрению базовых понятий информатики необходимо принять одну из сторон во взглядах на саму природу информации. Требуется дать положительный или отрицательный ответ на следующий вопрос: существует ли информация как объективная реальность или же она является результатом деятельности человеческого сознания? [44]. В зависимости от ответа исследования в области информатики и ее изучение ориентируются на определенные принципы и методы, которые разные по своему содержанию. Далее везде процесс изложения учебного материала будет базироваться на позиции соглашения в том, что информация – это неотъемлемое свойство материи и поэтому она является объективной реальностью, существующей как в живой, так и неживой природе [23].

Исходя из специфики понятия «информатика» актуальными являются следующие базовые понятия:

- информационный процесс;

- данные;

- информация;

- знания;

- задача.

Наши рекомендации