Тема 4. Интеллектуальные технологии в бизнес-приложениях
Одинцов Б.Е.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
Лекции
для студентов бакалавриата заочной формы обучения по направлению
080100.62 «Экономика»
Разработал: д.э.н., профессор Одинцов Б.Е.
Москва 2015
Тема 1. Основные понятия информатики, их определения и содержание
1. Объективность процесса информатизации и основные понятия
дисциплины.
2. Информационные ресурсы, определение, значение, влияние на
развитие общества.
3. Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним.
4. Структура и характеристика общедоступных информационных ресурсов.
5. Поисковые машины, их функционирование и оценка релевантности
работы.
6. Структура корпоративных информационных ресурсов
7. Структура и содержание внутримашинных информационных ресурсов.
Тема 2. Архитектура профессиональных компьютерных программ
1. Типовые задачи, решаемые с помощью компьютеров в экономике.
2. Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения
задач.
3. Пример постановки расчетной задачи.
4. Пример постановки аналитической задачи.
5. Информационные системы, их место в системе управления, их
характеристика, структура, функции и схема функционирования.
6. Информационные технологии (IT-технологии), их определение, состав
и содержание основных технологических операций.
5. Инфокоммуникационные технологии систем управления, их
определение и функции. Состав сетей, обеспечивающих
инфокоммуникационные технологии.
Тема 3. Программно-аналитические средства профессионально ориентированных информационных технологий
1. Аналитический инструментарий для оценки финансового состояния.
OLAP-технология и многомерные модели данных.
2. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент
реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и
технология анализа информации.
Тема 4. Интеллектуальные технологии в бизнес-приложениях
1. Определение и характеристики современных интеллектуальных
информационных технологий.
2. Базы знаний. Модели представления знаний.
3. Основные возможности, особенности и технология управления
эффективностью бизнеса в среде Business Studio.
4. Основные возможности, особенности и технология интеллектуального
анализа данных в среде Fuzzy Logic Toolbox.
5. Архитектура и основные возможности применения нейронных сетей в
экономике.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практических занятий:
а) основная литература
1. Информационные ресурсы и технологии в экономике: уч. пособие /под ре. Б.Е. Одинцова, и А.Н. Романова.-М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.
2. Одинцов Б.Е. Системы управления эффективностью бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. -М.: Издательство Юрайт, 2015.
3. Королева Е.М. Технология работы с системой «КОНТУР СТАНДАРТ», версия 4.2.0.04. Методическое пособие для ВУЗа, Intersoft Lab. 2005.
б) дополнительная литература
4. Одинцов Б.Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений: Учеб. Пособие для вузов.-М.: Финансы статистика, 2002.
5. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzy TECH.-СПб.: БХВ-Петербург, 2003».
в) электронные ресурсы и программное обеспечение
1. Аналитическая система MatLab.
2. Информационно-аналитическая система КОНТУР СТАНДАРТ версия 4.2.0.04.
3. MicroSoft Office 2010 (Excel).
Структура комплексной оценки работы студента
Выполнение практического занятия № 1в компьютерном классе | ||||||||
Уровень внеаудиторной подготовленности к занятию, участие в интерактивной форме обучения | степень овладения технологией табличных процессоров | своевременность, полнота и качество выполнения практического занятия | Итого 1 (в баллах) | |||||
0-2 | 0-6 | 0-2 | 0-10 | |||||
Выполнение практического занятия № 2в компьютерном классе | ||||||||
уровень внеаудиторной подготовленности к занятию, участие в интерактивной форме обучения | степень овладения технологией системы «Контур Стандарт» | своевременность, полнота и качество выполнения практического занятия | Итого 2 (в баллах) | |||||
0-2 | 0-6 | 0-2 | 0-10 | |||||
Всего за выполнение практических занятий | 0-20 | |||||||
Выполнение внеаудиторной контрольной Часть 1 | ||||||||
уровень знаний, продемонстрированный во время защиты | связь контрольной работы с трудовой деятельностью | своевременность, полнота и качество выполнения к/р | Итого 4 | |||||
0-6 | 0-2 | 0-2 | 0-10 | |||||
Выполнение внеаудиторной контрольной работы Часть 2 | ||||||||
уровень знаний, продемонстрированный во время защиты | связь контрольной работы с трудовой деятельностью | своевременность, полнота и качество выполнения к/р | Итого 5 | |||||
0-6 | 0-2 | 0-10 | ||||||
Всего за выполнение внеаудиторных контрольных работ | ||||||||
Итого за работу в семестре | 0-40 | |||||||
Итоговый контроль (ответы на экзамене) | ||||||||
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Задача | Итого 6 (в баллах) | |||||
0-60 | ||||||||
Общая оценка в баллах | Итого 1+ Итого 2+ Итого 3+ Итого 4 + Итого 5+Итого 6 | 0-100 | ||||||
Таблица пересчета 100 - бальной системы в результирующую оценку | ||||||||
86-100 | отлично | |||||||
70-85 | хорошо | |||||||
50-69 | удовлетворительно | |||||||
менее 50 | не удовлетворительно | |||||||
Тема 1. Основные понятия информатики, их определения и содержание
1. Объективность процесса информатизации и основные понятия
дисциплины.
2. Информационные ресурсы, определение, значение, влияние на
развитие общества.
3. Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним.
4. Структура и характеристика общедоступных информационных ресурсов.
5. Поисковые машины, их функционирование и оценка релевантности
работы.
6. Структура корпоративных информационных ресурсов
7. Структура и содержание внутримашинных информационных ресурсов.
Базы данных.
1. Объективность процесса информатизации и основные понятия
дисциплины
Информационное общество – это объективно возникающая в ходе исторического процесса стадия общественного развития, на которой устраняются ограничения в производстве и применении новых информационных ресурсов. В результате изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний, накопленных человечеством в процессе управления в различных сферах его деятельности, что, в конечном счете, ведет к ускоренному развитию социальных процессов. Под информатизацией понимают процесс производства и использования территориально распределенных информационных ресурсов во всех сферах человеческой деятельности за счет максимальной компьютеризации и развития телекоммуникационной инфраструктуры. Цель информатизации заключается в удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.
Информатизация общества является стратегическим направлением развития цивилизации, которое позволяет человечеству решать глобальные и локальные проблемы, обеспечивая его устойчивое и безопасное развитие. Она касается подавляющего большинства сторон деятельности общества: банки, промышленность, транспорт и связь, топливно–энергетический комплекс, строительство, здравоохранение и медицина, экология, системы социального обеспечения, налоговая и страховые службы, биржевая деятельность, правительственные и муниципальные услуги, сельское хозяйство, образование, военное дело и др.
Объективность информатизации (то, что не зависит от субъекта, его сознания) следует из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби [89]. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем необходимо обеспечить бо’льшую мощность (сложность) предназначенных для этого средств, в сравнении с имеющейся сложностью решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью средств, которые не превосходят по сложности управляемые системы. Известно, что сложность управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять.
Применительно к любым системам управления, закон ²необходимого разнообразия² формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше сложности (разнообразия) управляемого объекта.
Желаемое увеличение мощности системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет применения средств автоматизации умственного труда - компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как остальные остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества.
В настоящее время быстрыми темпами развиваются следующие формы информационного общества: электронная демократия; электронное государство (электронное правительство); социальные сети; информационная экономика. Подробно данные формы рассматриваются в [1].
Основные понятия дисциплины
Прежде чем перейти к рассмотрению базовых понятий информатики необходимо принять одну из сторон во взглядах на саму природу информации. Требуется дать положительный или отрицательный ответ на следующий вопрос: существует ли информация как объективная реальность или же она является результатом деятельности человеческого сознания? [44]. В зависимости от ответа исследования в области информатики и ее изучение ориентируются на определенные принципы и методы, которые разные по своему содержанию. Далее везде процесс изложения учебного материала будет базироваться на позиции соглашения в том, что информация – это неотъемлемое свойство материи и поэтому она является объективной реальностью, существующей как в живой, так и неживой природе [23].
Исходя из специфики понятия «информатика» актуальными являются следующие базовые понятия:
- информационный процесс;
- данные;
- информация;
- знания;
- задача.