Технические и тактические особенности звукозаписи в следственной и оперативной практике

В следственной практике звукозапись производится в основном на стадии предварительного следствия. При этом с тактической стороны мо­гут возникать такие ситуации:

- источник звука известен, и следователь может им управлять, на­пример запись следственных действий допроса, предъявления для опозна­ния, проверки показаний на месте и др.;

- источник звука известен, но им невозможно управлять, например запись явлений природы (гром, звук прибоя, шум улицы, скрип тормозов столкнувшихся транспортных средств);

- источник звука неизвестен и им нельзя управлять - таковыми яв­ляются запись события преступления, подготовительных действий пре­ступника либо деятельности по сокрытию следов преступления, например запись хулиганских действий на улице, дебошира в квартире, задержания распоясавшегося хулигана, производственных процессов, происходящих в экстремальных условиях, переговоров экипажей транспортных средств с диспетчерами и т. п.

Тактические приемы в каждом случае различны. В первом случае, когда источником звука можно управлять, место записи звука выбирает следователь, чаще всего по месту производства следственного действия.

Помещение должно быть относительно изолировано от посторонних шумов, предварительно следует выбрать место расположения источника звука и приемника, попробовать запись, затем разместить источник перед микрофоном и проводить запись. Если запись производится в процессе движения источника, то обычно используется галстучный микрофон либо радиомикрофон, когда расстояние до источника значительно или изменя­ется. Так, при получении экспериментальных образцов звуковой среды на месте происшествия в деревообрабатывающем цехе следует пройти с мик-

155рофоном по цеху, примерно повторив путь преступника. При этом следует убедиться, что в цехе работают все те же станки, что работали в момент события происшествия, звуковая среда которого записана на исследуемой фонограмме. При записи звука в условиях управления источником не ре­комендуется предлагать допрашиваемому читать протокольную запись пе­ред микрофоном.

Запись управляемого источника звука должна быть сплошной. Вме­сте с тем для представления в суд может быть изготовлена выборочная фонограмма. При этом сплошная фонограмма должна храниться в наблю­дательном производстве, и суд может истребовать ее в любое время.

Запись в ситуации, когда следователь не может управлять источни­ком звуковых следов, осуществляется в двух технических режимах: де­журном и пороговождущем.

Для записи в дежурном режиме приемник помещают в место вероят­ного появления источника (на рабочее место, в жилое помещение, в кото­ром собираются разрабатываемые лица, место, где предполагается престу­пление - кража, взлом преграды и т. п.). Магнитофон включают, и ведется сплошная запись до окончания ленты и снятия устройства. Возможен и другой способ: магнитофон включается дистанционно, например на время работы в офисе, а на ночь его выключают. При сплошной записи фикси­руются все звуковые следы в пределах чувствительного устройства. Имен­но так была случайно записана звуковая среда на месте убийства прези­дента Д. Кеннеди в Далласе. На одном мотоцикле полицейского эскорта случайно оказался включенным в дежурном режиме магнитофон, запись которого автоматически передавалась и записывалась в полицейском управ­лении города. Впоследствии фонограмма позволила установить количество произведенных выстрелов и расположение стрелявших на месте происше­ствия.

В ситуациях, не терпящих отлагательства, когда источник звука воз­никает внезапно, например при узнавании и задержании разыскиваемого преступника, пресечении хулиганства, доставлении задержанного хулига­на в дежурную часть или пункт охраны общественного порядка, запись ве­дется в дежурном режиме. Известно, какие противоправные действия со­вершают задержанные (сквернословят, оскорбляют, оказывают сопротив­ление). Сотрудник уголовного розыска, участковый инспектор обязательно должны записать подобные сцены на диктофон, включая его, как только

назревает подобная ситуация. Такая фонограмма является важным доказа­тельством, опровергающим ложные показания задержанного о том, что его избивали, применяли незаконные методы задержания, что он не скверно­словил и не оказывал сопротивления и неповиновения. Фонограмма при протокольной форме производства - важный источник доказательственной информации. В связи с этим патрульно-постовые наряды должны снаб­жаться звукозаписывающей техникой, что позволит избежать незаконных действий должностных лиц во время пресечения и профилактирования правонарушителей, избежать оговора работников дознания.

Современные технические средства позволяют производить запись звуковой информации с телефонного тракта, телевизионных и радиосистем как контактно - путем подключения, так и дистанционно - путем снятия звуковых колебаний с различных объектов (оконных стекол, тонких стен­ных перегородок, работающих агрегатов и т. д.). Подобные операции осу­ществляют органы дознания на основании постановления, санкциониро­ванного прокурором.

3. Судебная экспертиза звуковых следов

Использование звуковых следов в следственной и судебной практике стало возможным благодаря достижениям естественных и технических на­ук, главным образом физики, электроники.

Внедрение звуковых следов в качестве источников доказательствен­ной информации стало возможным благодаря работам украинской школы криминалистов, возглавляемой профессором М. В. Салтевским и его после­дователями: В. Л. Шаршунским, А. А. Ложкевичем, Г. Рамишвили, С. П. Мох-невой, Ю. Ф. Жариковым, Ящуринским, Л. И. Громовенко, П. Ю. Тимошен­ко и других исследователей, заложивших основы нового направления кри­миналистического исследования звуковых следов для целей расследования преступлений и отождествления человека по звуковой речи. Криминалисти­ческая акустика возникла на основе данных физической акустики.

Криминалистическая фоноскопия - раздел криминалистики, изу­чающий закономерности возникновения информации о преступлении и его участниках в следах звука и разрабатывающий на этой основе методы и средства собирания, исследования, оценки и использования звуковых сле­дов в уголовном судопроизводстве.

157г

Специфической особенностью криминалистической фоноскопии яв­ляется то, что она исследует звуковые следы как источники доказательств, поэтому исследуемые следы причинно связаны с событием преступления. Исследование производится в рамках экспертизы, называемой судебно-фоноскопической.

Современное состояние судебно-фоноскопической экспертизы по­зволяет решать следующие классификационные, идентификационные и диагностические задачи:

- устанавливать источник звука (человек, техническое устройство, вид, агрегат, музыкальный инструмент, оружие и т. п.);

- отождествлять звукозаписывающие устройства (магнитофоны, диктофоны), на которых производилась запись звуковых следов;

- дешифровать содержание неразборчивой речевой либо иной звуко­вой информации;

- устанавливать различные изменения, умышленно внесенные либо образованные вследствие эксплуатации фонограммы (монтаж, перезапись, уничтожение записи);

- устанавливать эмоциональное состояние человека по его звуковой речи и выражать эти данные количественными признаками спектральных изменений.

Отождествление источника звуковой информации по его звуковому следу, зафиксированному на магнитном носителе (фонограмме, дискете, диске), составляет предмет фоноскопической экспертизы.

Объектами исследования являются звуковые следы человека, живот­ных, птиц, насекомых, предметов материального мира неорганической природы, станков, машин, средств совершения преступления, явлений природы, а также звукозаписывающие, звуковоспроизводящие устройства и средства трансляции звуковых сигналов (телефон, усилители, радиоуст­ройства). Относительно каждого из них решаются различные задачи, глав­ным образом идентификационные.

Методика исследований в целях отождествления источников звуко­вых следов несколько отличается от методики исследования непосредст­венно звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Поэтому идентификационную экспертизу источников звуковых следов было пред­ложено относить к фоноскопической экспертизе, а исследования материа­лов звукозаписи считать электроакустической экспертизой (Л. И. Громо-

венко). Таким образом, исследование материалов звукозаписи реализуется в рамках двух видов экспертиз, относящихся к криминалистическим - фо­носкопической и электроакустической.

Объектами фоноскопической экспертизы являются фонограммы с записью акустической информации (речи человека, голосов животных, птиц, шума явлений природы, машин, станков, транспортных средств, предметов и вещей обстановки места происшествия).

Формы и характер изменений звуковых колебаний во времени отра­жают свойства источников, их производственно-бытовое назначение, что позволяет классифицировать и распознавать звуковые сигналы, а в ряде случаев идентифицировать источник. Фоноскопическая экспертиза позво­ляет:

- установить, сколько источников звука записано на данной фоно­грамме;

- определить вид источника звуковых следов (человек, животное, машина, искусственный синтезатор), записанных на фонограмме, обнару­женной на месте происшествия;

- отождествить источник звуковых следов, записанных на фоно­грамме (конкретного человека, машину, вещь);

- установить пол говорящего.

Таким образом, фоноскопическая экспертиза решает задачи, связан­ные с идентификацией источника звуковых следов, а также некоторые классификационные и диагностические задачи.

Важный момент в подготовке материалов на фоноскопическую экс­пертизу - получение образцов для сравнительного исследования. Образцы отбирают в соответствии с положениями ст. 202 УПК РФ. Последние представляют собой фонограммы, на которых должна быть записана в ана­логичных с исследуемой условиях акустическая информация (на том же либо на таком же звукозаписывающем устройстве). Если исследуемая фо­нограмма записана с телефонного тракта, то и образцы надо записать с те­лефона, причем с того же самого. Образцы должны содержать свободную речь (рассказ, диалог, полилог), в которую желательно включать фразы, слова, имеющиеся в исследуемой фонограмме. Запись может быть осуще­ствлена в виде телефонного разговора двух лиц, интервьюирования лица, образцы речи которого следует отобрать. Наконец, образцы звуковых сле­дов могут быть сняты техническими средствами с проводных средств свя-

159зи при соответствующем процессуальном оформлении. Разумеется, в об­разцах не должны присутствовать нецензурные выражения, а также их нельзя подвергать какой-либо технической обработке.

Подготовленные материалы, исследуемые и экспериментальные, не­обходимо упаковать отдельно в металлические коробки, экранирующие фонограммы от повреждения и размагничивания.

Электроакустическая экспертиза решает классификационные, иден­тификационные и диагностические задачи относительно средств и мате­риалов звукозаписи, в частности:

1. На данном ли магнитофоне произведена запись исследуемой фо­нограммы?

2. На одном или разных технических устройствах записаны иссле­дуемые фонограммы?

3. Каков класс, вид звукозаписывающего устройства, на котором за­писана звуковая среда на месте совершения преступления?

4. Подвергалась ли фонограмма механическим изменениям (механи­ческому монтажу либо монтажу с использованием электроакустического тракта)?

5. Какая магнитная пленка использовалась для записи: старая, на ко­торой имелась какая-то запись, или новая, сколько раз пленка использова­лась для записи?

6. Является ли запись на фонограмме первичной или это перезапись с другого носителя, звукозаписывающего устройства?

7. Каково содержание записанной акустической информации на фо­нограмме?

Научные основы электроакустической экспертизы составляют дан­ные акустики и теории звукозаписи.

Фонетическая экспертиза фонограммы речи человека устанавливает психическое состояние говорящего, определяет степень его эмоциональ­ной напряженности при ответе на эмоциогенный раздражитель либо при устном объяснении при непосредственном наблюдении.

На разрешение фонетической экспертизы могут быть поставлены та­кие вопросы:

1. Каково психическое состояние говорящего?

2. Каковы физические, демографические и социальные данные гово­рящего?

3. Является ли фонограмма результатом фиксации свободной речи или текст начитан перед микрофоном с листа?

4. Какие эмоциогенные раздражители (назвать) в речи гр. П. изме­няют спектральные характеристики речи и насколько?

5. Чем можно объяснить изменение спектральных характеристик ре­чи допрашиваемого при ответе на вопрос (назвать какой), предъявлении доказательства (назвать какого)?

Рассмотренные фоноскопическая, электроакустическая и фонетиче­ская экспертизы относятся к классу акустических. Фоноскопическая и электроакустическая экспертизы являются идентификационными и диаг­ностическими, а фонетическая экспертиза - диагностической, ее выводы имеют лишь вероятностную форму, то есть предоставляют следователю информацию для принятия собственного решения.

Методика производства судебной экспертизы звуковых следов сложна и требует специальной техники, углубленной разработки кримина­листического учения о звуковых следах на основе интеграции положений криминалистики, акустики, лингвистики, фонетики и других наук, а также соответствующей подготовки эксперта-фоноскописта.

Контрольные вопросы

1. Звук как источник информации о событии преступления.

2. Источники звука и приемники звука.

3. Особенности фиксации звукоследов.

4. Решение каких задач при расследовании преступлений обеспечивается сред­ствами криминалистической фоноскопии?

5. Процессуальные формы идентификации источника звука по его следам.

Наши рекомендации