Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)
В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).
Графически ситуацию общения можно представить так:
|
Теория речевой деятельности учитывает прежде всего, что коммуникация - это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент), высказываясь об общем предмете разговора. Акт речевого взаимодействия, с этой точки зрения, выглядит следующим образом:
|
| |||||
Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов:
1)Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие.
2)Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.
3)Вероятностное прогнозирование (интенция). Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.
4)Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения.
5)Языковое структурирование - это три операции подготовки средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.
В психолингвистике существует три гипотезы выбора слов: а) по теории Н. И. Жинкина, сначала выбираются слова, обозначающие логические субъекты, затем - предикаты (то, что утверждается или отрицается), затем - предметные признаки; б) по теории словесных ассоциаций, уже употребленное слово вызывает из памяти другое, связанное с первым по прежним сочетаниям; в) по гипотезе проб и ошибок, действующий механизм как бы перелистывает в памяти все слова нужного тематического блока, выбирая подходящее по смыслу.
Порядок слов и сочетаний объясняет теория актуального членения предложения. Подавляющее большинство русских предложений интонационно делится на две части - тему (данное, известное) и рему (новое, неизвестное). Мысль обычно движется от темы (Т) к реме (Р). Например:
Жизнь (Т) - не холмик пологий (Р).
Иван Иванович (Т) давно ушел (Р).
Новый директор завода (Т) сразу приступил к переезду (Р).
Связи между словами обеспечиваются с помощью окончаний, предлогов, союзов.
6)Переход к внешней речи происходит по законам фонетики или по правилам графики.
На второй ступени выделяются собственные «шаги»:
1)Прием звукового сигнала.
2)Анализ акустического потока с точки зрения фонетики того или иного языка.
На данном этапе перципиент начинает понимать слова.
3)Узнавание значения каждого фонетического слова - единицы, имеющей одно словесное ударение (например, лес, шумит, на - столе, из - лесу, сделал - бы).
4)Расшифровка грамматических связей между словами.
5)Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.
6)Понимание второго, дополнительного, переносного смысла. На этом уровне воспринимаются тропы (метафора, метонимия, ирония и др.), аллюзия (намек).
7)Оценка языкового мастерства говорящего.
Полный цикл речевого акта завершается новым действием - свидетельством результативности высказывания. Третья ступень - обратная связь - понимается широко: это вопросы; реплики; письма на телестудию после интересной передачи; голосование на выборах депутатов Думы после долгой предвыборной агитации за того или иного кандидата; ответы учащихся на уроке или экзамене; толпа покупателей у дверей магазина после вчерашней телерекламы...
Такова единая модель перекодировки замысла в речь и декодирования информации, реакции на нее.
Культура речевой деятельности - это культура владения словом, обмен сообщениями с наивысшей эффективностью; это система знаний, умений и навыков по осмыслению ситуаций, порождению и восприятию высказывания. Отличительными показателями культуры речевой деятельности являются правильное четкое произношение (или написание), коммуникативная целесообразность речи (ее точность, выразительность и т. д.), структурно - логическое построение текстов, применение невербальных средств, объективное понимание со стороны слушающего, читающего).