Обязанности машиниста при работе на линии
11.1. Смена машиниста на промежуточной станции:
11.1.1. Заступающий на смену машинист к моменту прибытия поезда должен находиться на платформе у сигнального знака «ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА»;
11.1.2. Машинист, заканчивающий смену, после остановки поезда у сигнального знака «ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА» и открытия дверей, оставляет главную рукоятку КВ в положении «ТОРМОЗ-2», встает со своего рабочего места и ведет наблюдение за высадкой и посадкой пассажиров по станционному зеркалу заднего вида;
11.1.3. Машинист, заступающий на смену, обязан визуально контролировать открытие дверей в поезде, зайти в кабину, назвать показание выходного светофора (сигнальное показание АЛС), маршрутный указатель (при наличии), правой рукой убедиться во включенном положении тумблера МК, по лампе ЛКВП убедиться во включении БПСН. При разрешающем показании занять рабочее место и вести наблюдение за высадкой и посадкой пассажиров по станционному зеркалу, поездному зеркалу заднего вида (монитору видеообзора);
11.1.4. Машинист, сдающий смену, обязан назвать время отправления поезда со станции, информировать машиниста, принявшего смену, о техническом состоянии подвижного состава и укомплектованности поездным снаряжением, правой рукой убедиться во включенном положении тумблера МК, выйти из кабины на платформу и контролировать действия машиниста, принявшего смену;
11.1.5. В случаях, когда время стоянки на станции не позволяет передать информацию о техническом состоянии подвижного состава, то разрешается сменяемому машинисту проследовать один перегон. При этом он несёт ответственность за безопасность движения наравне с основным машинистом;
11.1.6. В дальнейшем машинист, принявший смену, выполняет обязанности согласно п.11.3.1. и 11.3.2. данной инструкции;
11.1.7. Машинист, сдавший смену, обязан находиться на платформе и прослушать поезд (состав) в движении при проходе его вдоль платформы, проверить исправность красных сигнальных огней на хвостовом вагоне;
11.1.8. В случаях, требующих проверки вагонов в движении, эту проверку осуществляет заступающий на смену машинист, а сменяемый машинист продолжает управлять поездом до окончания проверки.
11.2. Обязанности машиниста при въезде поезда на станцию:
11.2.1. При подъезде к станции, у сигнального знака «Т-сбор» машинист обязан перевести главную рукоятку КВ в тормозное положение. В начале платформы скорость поезда должна быть не более 60 км/ч, а к середине платформы не более 40 км/ч. Остановку поезда на станции машинист обязан произвести у сигнального знака «Остановка первого вагона», не допуская его проезда. Если машинист производит торможение за знаком «Т-сбор», то он для самоконтроля обязан произнести: «Торможу за Т», при этом сбор схемы на положение «тормоз» произвести исходя из фактической скорости.
Сигнальные знаки «Т-сбор» установлены при подъезде ко всем станциям ЛДЛ по 1-му и 2-му главным путям;
11.2.2. При въезде на станцию, машинист должен внимательно следить за беспрепятственным проследованием поезда до полной его остановки. В случае нахождения пассажиров у края платформы, за ограничительной линией, машинист подает оповестительный сигнал и, если требуется, применить экстренное торможение 7-м положением краном машиниста.
11.2.3. При подъезде к сигнальному знаку «Остановка первого вагона» машинист обязан включить радиоинформатор и после остановки отключить выключатель «Закрытие дверей», на 2-3 секунды включить кнопку «Открытие левых дверей».
Машинист обязан плавно остановить поезд у сигнального знака «ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА», не допуская его проезда.
11.2.4. Если выходной светофор (сигнальное показание АЛС) имеет запрещающее показание, машинист обязан называть это показание вслух. После смены показания на разрешающее - повторить это показание, маршрутный указатель (при наличии).
11.2.5. При появлении на пульте АЛС сигнального показания «0» в пределах пассажирской платформы, машинист обязан остановить поезд (состав) у сигнального знака «ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА» и после истечения времени стоянки на станции, если показание на пульте АЛС «0» сохранится, доложить об этом поездному диспетчеру, после чего продолжать движение со скоростью не более 20 км/час при нажатой ПБ до появления разрешающего сигнального показания на ЛУДС.
11.2.6. При проезде сигнального знака «ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА», при котором головной вагон оказался в тоннеле одним, двумя или тремя дверными проемами - машинист должен произвести высадку и посадку пассажиров из головного вагона и всего поезда, доложив об этом поездному диспетчеру. Высадку пассажиров из головного вагона в этом случае рекомендуется производить следующим образом:
- отключить автомат защиты открытия левых дверей головного вагона (А-31);
- открыть двери в остальных вагонах путем включения кнопки открытия левых дверей в головной кабине;
- разблокировать кран отключения левых дверей в салоне головного вагона предупредить пассажиров об осторожности и самому раздвинуть створки дверного проема, находящегося в пределах пассажирской платформы, обеспечив высадку и, при необходимости, посадку пассажиров.
Далее, после производства высадки и посадки пассажиров и закрытия дверей всего поезда, восстановить нормальную работу дверей, включив автоматический выключатель А-31 в кабине головного вагона и доложить поездному диспетчеру причину задержки отправления поезда со станции;
11.2.7. При проезде сигнального знака «Остановка первого вагона» при котором головной вагон или несколько вагонов оказались в тоннеле, машинист докладывает об этом поездному диспетчеру, приносит извинения пассажирам по поездному радиооповещению и предупреждает их, что высадка из поезда будет произведена на следующей станции. Перед отправлением машинист должен по громкоговорящему поездному радиооповещению предупредить пассажиров об этом и проконтролировать закрытие дверей в поезде по сигнальному показанию светодиодов ЛСД.
11.3. Обязанности машиниста при стоянке поезда на станции и отправлении его на перегон:
11.3.1. Во время стоянки поезда на станции машинист должен находиться за пультом управления, главная рукоятка КВ должна находится в положении «ТОРМОЗ-2». Машинист наблюдает за высадкой и посадкой пассажиров через станционное зеркало заднего вида и контролирует время отправления поезда со станции. Если показание было запрещающим, то после смены показания на разрешающее, машинист так же называет это показание вслух. Перед окончанием посадки пассажиров или по истечении времени стоянки, указанного в расписании, убеждается в разрешающем сигнальном показании светофора и разрешающем показании, повторяет его вслух, правой рукой включает радиоинформатор, определяет возможность закрытия дверей, включает выключатель закрытия дверей, убеждается в закрытии дверей по сигнальным показаниям на пульте.
Для ускорения высадки и посадки при большом пассажиропотоке или опоздании поезда, машинист передает по радиооповещению следующее объявление: «Уважаемые пассажиры! Побыстрее выходите из вагонов. (Побыстрее проходите в вагоны)»;
11.3.2. При отсутствии препятствий для отправления поезда со станции, машинист убеждается в разрешающем сигнальном показании на ЛУДС и выходного светофора, а также закрытии дверей (по показанию сигнальных светодиодов ЛСД). Вслух повторяет разрешающее сигнальное показание выходного светофора, показание его маршрутного указателя и разрешающее сигнальное показание на ЛУДС и приводит поезд в движение. При отправлении поезда со станции машинист производит наблюдение через станционное, а затем поездное зеркало заднего вида за беспрепятственным проследованием поезда вдоль платформы станции до ухода кабины головного вагона в тоннель. При следовании поездов по графику не рекомендуется отправляться со станции с запасом времени более 10 сек.;
11.3.3. Рекомендуется, при отсутствии отклонения от графика движения поездов (опоздания), во внепиковое время отправляться с начальных станций на 30 секунд раньше установленного графического времени, указанного в книжке-расписании и равномерно расходовать это время при следовании по линии на перегонах, предназначенных для следования в режиме экономии электроэнергии (следование на положении главной рукоятки КВ «ХОД-2»).
Рекомендуется, для экономии электроэнергии, отправляться на положении главной рукоятки КВ «ХОД-2» по 1-му главному пути: со станций «Марьина роща», «Достоевская», «Сретенский бульвар», «Чкаловская», «Печатники», «Люблино», «Братиславская», «Марьино», «Шипиловская». По 2-му главному пути: со станций «Зябликово», «Шипиловская», «Борисово», «Волжская», «Кожуховская», «Чкаловская», «Сретенский бульвар», «Трубная», «Достоевская».
При возникновении угрозы безопасности движения или поступлении информации по связи «пассажир - машинист» или отключении тягового режива, связанного с потерей контроля дверей в поезде во время отправления поезда со станции, машинист применяет экстренное торможение 7-м положением крана машиниста, докладывает о происшедшем поездному диспетчеру и призывает пассажиров к соблюдению спокойствия и порядка по громкоговорящему поездному оповещению. До устранения причины, вызвавшей экстренную остановку, машинисту запрещается приводить поезд в движение. После устранения причины, вызвавшей экстренную остановку поезда, машинист должен доложить об этом поездному диспетчеру и предупредить пассажиров об отправлении поезда по громкоговорящему поездному оповещению, через поездного диспетчера вызвать на состав дежурного машиниста-инструктора или резервного машиниста, для прослушивания состава в движении;
11.3.4. На станциях, где установлено отправление поезда по сигналу дежурного по станции, готовностью для его отправления является разрешающее показание выходного светофора, разрешающее показание на пульте АЛС и поданный сигнал «Поезд готов к отправлению»;
11.3.5. Категорически запрещается включать радиоинформатор и закрывать двери поезда при запрещающем показании выходного светофора или при запрещающем показании на ЛУДС без уведомления поездного диспетчера и получения от него разрешения на отправление поезда;
11.3.6. В случае если после закрытия дверей поезда на станции сигнальные светодиоды ЛСД указывают на открытое положение дверей, машинист должен открыть и вновь закрыть двери.
Если после этого сигнальные светодиоды ЛСД указывают на открытое положение дверей, машинист производит объявление по поездному радиооповещению «Уважаемые пассажиры! Не мешайте закрытию дверей, при не закрытии дверей поезд будет снят с линии с высадкой пассажиров». Если объявление не дало желаемого результата, машинист вновь полностью открывает двери с выдержкой в открытом положении 2-3 сек, после чего закрывает их. При условии, что сигнальные лампы «ЛСД» продолжают указывать на открытое положение дверей, машинист докладывает поездному диспетчеру об отсутствии контроля за положением дверей, открывает двери и далее действует по его указанию;
11.3.7. До отправления поезда с начальной станции машинист должен открыть соответствующую страницу книжки расписаний, сверив ее соответствие данному маршруту. Проверить время отправления поезда, интервал между поездами, время следования поезда до конечной станции, а также наличие увеличенного времени стоянок поезда на станциях (выдержек);
11.3.8. В необходимых случаях (следование в электродепо, зонное движение и т.п.) машинист должен информировать пассажиров о маршруте следования поезда на каждой станции.
11.4. Обязанности машиниста при ведении поезда по перегону:
11.4.1. Ведение поезда по перегону должно осуществляться под контролем устройств АЛС-АРС с обеспечением безопасности движения, в соответствии с поездным расписанием и максимальным использованием рациональных режимов вождения поездов в целях сокращения расхода электроэнергии. Точность следования поезда по участкам линии и соблюдение времени стоянок на станциях должны обеспечивать заданную частоту движения, без вынужденных подтормаживаний и остановок перед светофорами с запрещающим показанием или перед запрещающей частотой;
11.4.2. При ведении поезда по перегону машинист обязан следить за:
- показанием светофоров и приборов, сигналами, сигнальными указателями, знаками;
- свободностью пути;
- положением стрелок;
Повторять вслух:
- показания сигнальных огней светофоров (сигнальных показаний АЛС), требующих остановки или уменьшения скорости движения;
- сигнальные показания светофоров, указанных в приказе Начальника метрополитена, независимо от их показания;
- положение стрелок, входящих в маршрут следования;
- величину допустимой скорости движения при подъезде к переносному сигнальному знаку уменьшения скорости;
- сигналы остановки или уменьшения скорости, подаваемые с пути или с поезда;
- показание выходного светофора при проследовании платформы станции без остановки;
- показания маршрутных указателей.
Остановить поезд во всех случаях, когда считает дальнейшее движение опасным.
Проявлять особое внимание и бдительность с готовностью немедленно остановить поезд, если встретится препятствие для дальнейшего следования при:
- проследовании запрещающего сигнального показания светофоров;
- снижении видимости светофоров и пути при сильных туманах, ливнях, метелях, задымлении;
- затоплении участков пути;
- наличии письменных и устных предупреждений;
- следовании по участкам с включенным освещением в тоннеле;
- следовании в неправильном направлении.
Отвлечение машиниста от наблюдения за сигналами и состоянием пути не допускается;
11.4.3. При появлении на пульте АЛС сигнального показания «0» или «ОЧ» во время движения поезда (состава) по перегону:
- при сигнальном показании АЛС «0» машинист обязан остановить поезд (состав), доложить об этом поездному диспетчеру, сообщить номер сигнального знака «Граница рельсовой цепи», после чего продолжать движение с нажатой ПБ со скоростью не более 20 км/ч, до появления разрешающего сигнального показания на пульте АЛС;
- при сигнальном показании АЛС «ОЧ» машинист обязан остановить поезд (состав), доложить об этом поездному диспетчеру, после чего продолжить движение с нажатой ПБ со скоростью не более 20 км/ч, до появления разрешающего показания АЛС и сообщить поездному диспетчеру номер сигнального знака «Граница рельсовой цепи», на которой указатель на пульте АЛС показывал «ОЧ»;
11.4.4. При неисправности основного устройства АРС машинист должен остановить состав, установленным порядком отключить основные устройства АРС и включить резервные устройства АРС-Р. О включении резервных устройств АРС-Р доложить поездному диспетчеру и следовать с пассажирами и установленной скоростью во внеплановый отстой в электродепо. При неисправности основных и резервных поездных устройств АЛС-АРС на основном пуске машинист обязан доложить о неисправности поездному диспетчеру, установленным порядком перейти на управление от контроллера резервного пуска с включенной системой АРС-Р, а после отключить основные и резервные устройства АЛС-АРС, включить УОС и дать заявку на включение сигнальных огней автоблокировки. Доложить поездному диспетчеру о готовности следовать с отключенной системой АЛС-АРС. Продолжить движение, управляя от КРУ. После разрешения на отправление от поездного диспетчера, следовать с нажатой педалью бдительности до первого попутного светофора включенной автоблокировки со скоростью не более 20 км/ч (при наличии приказа поездного диспетчера, со скоростью не более 35 км/ч). От первого попутного светофора доложить поездному диспетчеру о фактическом включении светофоров автоблокировки и, при разрешающем его показании, продолжить движение со скоростью не более 20 км/ч (при наличии приказа поездного диспетчера, со скоростью не более 35 км/ч).
Если передача приказа поездным диспетчером не возможна (нет контроля за свободностью впереди расположенного участка пути), машинист обязан получить у поездного дичпетчера разрешение на отправление и продолжить движение с нажатой педалью бдительности до первого попутного светофора включенной автоблокировки со скоростью не более 20 км/ч. От первого попутного светофора доложить поездному диспетчеру о фактическом включении светофоров автоблокировки и, при разрешающем его показании, продолжить движение со скоростью не более 20 км/ч.
В пути следования машинист обязан докладывать поездному диспетчеру о фактическом включении каждого попутного светофора автоблокировки.
При запрещающем сигнальном показании светофора автоблокировки (красный огонь, погасшие огни, непонятное показание, синий огонь) машинист останавливает состав перед светофором, докладывает об этом поездному диспетчеру, проследует светофор с запрещающим показанием согласно ПТЭ и следует со скоростью не более 20 км/час с нажатой ПБ до следующего светофора. Пассажиры из поезда должны быть высажены на ближайшей станции. Состав следует до станции с путевым развитием, где имеется возможность убрать его с главных путей. Перегонка состава в электродепо, с неисправностью, при которой невозможно следовать с включённой системой АЛС-АРС, происходит под управлением локомотивной бригадой, со скоростью не более 35 км/ч;
11.4.5. Если при ведении поезда на ЛУДС кратковременно появится показание «ОЧ» или «0», и устройства АРС выдадут команду на торможение, машинист кратковременно нажимает основную и резервную кнопки «БДИТЕЛЬНОСТЬ», производя отмену команды на торможение от устройств АЛС-АРС, и докладывает поездному диспетчеру, указывая перегон и сигнальный знак «Граница рельсовой цепи». По окончании смены машинист пишет о данном факте донесение установленной формы, а при постановке состава в электродепо, кроме донесения, производит запись в «Секционную книгу ремонта» (форма ТУ-152М).
Если при ведении поезда, на пульте ЛУДС кратковременно появится показание «ОЧ», а устройства АРС команду на торможение не выдадут, машинист продолжает движение и докладывает о случившемся поездному диспетчеру, указывая перегон и сигнальный знак «Граница рельсовой цепи». По данному факту донесение не пишется.
На линейном пункте заступления локомотивных бригад станции «Братиславская» находится «Книга учета неисправной работы устройств СЦБ и АЛС-АРС на Люблинско-Дмитровской линии», предназначенная для оперативного устранения дежурными работниками дистанции СЦБ замечаний, выявленных на линии и отраженных в данной Книге работниками электродепо «Печатники».
При окончании смены на линейном пункте заступления локомотивных бригад станции «Братиславская» машинист лично производит запись о нарушении норамальной работы устройств СЦБ и АЛС-АРС в «Книгу учета неисправной работы устройств СЦБ и АЛС-АРС на Люблинско-Дмитровской линии». При окончании смены на линейном пункте заступления локомотивных бригад станции «Достоевская», электродепо «Печатники» или на маневрах станций «Зябликово» или «Марьина роща» машинист докладывает о нарушении нормальной работы устройств СЦБ и АЛС-АРС, выявленных им при работе на линии, дежурному машинисту-инструктору, который обеспечивает своевременное производство записи в данную Книгу;
11.4.6. В случаях, угрожающих безопасности движения поездов (наезд на препятствие, несоответствие положения стрелок заданному маршруту и т.п.), машинист обязан применить экстренное торможение, а при угрозе жизни людей - подать оповестительный сигнал и применить экстренное торможение;
11.4.7. При работе на линии машинист не должен допускать отклонения давления воздуха в напорной и тормозной магистралях от установленных норм;
11.4.8. Тормозные средства поезда должны находиться в постоянной готовности. В случаях неисправности подвижного состава, при котором использование электрического тормоза невозможно, машинист должен использовать пневматические тормоза и поставить об этом в известность поездного диспетчера;
11.4.9. В целях повышения практических навыков допускается использование пневматического тормоза, в качестве рабочего. Машинист обязан предварительно получить разрешение машиниста-инструктора и поставить в известность поездного диспетчера;
11.4.10. Неперекрываемые токоприемниками вагонов токоразделы контактного рельса должны проходиться, как правило, поездом с отключенными тяговыми двигателями;
11.4.11. Во время движения поезда запрещается переводить реверсивную ручку КВ из положения, соответствующего направлению движения, переводить главную рукоятку КВ из положения «ХОД» в положение «ТОРМОЗ» и обратно, без выдержки ее в нулевом положении в течение 2-3 сек, выключать устройства АЛС-АРС;
11.4.12. При неблагоприятных метеорологических условиях, на открытых участках линии и прилегающих к ним станциях, а так же при следовании за вагоном-дефектоскопом, необходимо применять ручной пуск и ручное электрическое реостатное торможение (байпас), при этом торможение начинать заблаговременно, имея запас тормозного пути. В особо сложных метеорологических условиях (сильный снегопад, вьюга и т.п.) необходимо при движении на выбеге производить предварительный подогрев колес и колодок разрядкой тормозной магистрали на 0,8-0,9 Ат краном машиниста. Ручное электрическое реостатное торможение (байпас) и ручной пуск необходимо использовать при следовании первыми поездами и во всех случаях плохого сцепления колес с рельсами. При пневматическом торможении в этих случаях первую ступень торможения производить разрядкой тормозной магистрали в пределах 1,0 Ат;
11.4.13. Машинист должен подавать оповестительные сигналы перед стрелками и кривыми участками пути, при следовании поезда по главным путям до 6.30 утра, а по соединительным ветвям круглосуточно, при проследовании станции без остановки. Оповестительные сигналы подаются также при движении в условиях плохой видимости и при следовании по участкам с включенным освещением в тоннеле. Если машинисту неизвестна причина включения освещения, необходимо выяснить ее у поездного диспетчера;
11.4.14. Если в процессе торможения произошел отказ электрического реостатного тормоза, машинист обязан применить экстренный тормоз, обеспечив остановку поезда в установленном месте. О применении экстренного тормоза машинист должен доложить поездному диспетчеру и вызвать на состав дежурного машиниста-инструктора или резервного машиниста для прослушивания состава в движении. При отправлении, после применения экстренного торможения, машинист обязан проверить накат установленным порядком;
11.4.15. При нарушении нормальной работы на линии, машинист обязан передавать пассажирам по громкоговорящему поездному радиооповещению информацию, согласно перечня информации, находящегося в каждой кабине;
11.4.16. В случаях неисправности светофоров, автоблокировки и устройств АЛС-АРС машинист при докладе поездному диспетчеру должен сообщить какие показания имеют неисправные светофоры или сигнальное показание АЛС-АРС.
11.4.17. При наличии длительного предупреждения, введенного приказом начальника метрополитена, а также при получении письменного предупреждения, машинист должен ознакомиться с его содержанием и вести поезд с повышенной бдительностью. При подъезде к сигналу уменьшения скорости машинист должен плавно снизить скорость поезда электрическим тормозом с таким расчетом, чтобы у этого сигнала поезд имел скорость не более указанной в предупреждении;
11.4.18. Допуск должностных лиц, имеющих право проезда в кабине управления, разрешается только в присутствии дежурного машиниста-инструктора или дежурной по станции. Разрешается допуск в кабину управления без присутствия машиниста-инструктора или дежурной по станции при предъявлении служебного удостоверения следующих должностных лиц:
- начальника метрополитена и его заместителей;
- ревизоров по безопасности движения;
- главного диспетчера и его заместителя;
- начальника Службы подвижного состава и его заместителей по эксплуатации и безопасности движения;
- начальника отдела эксплуатации Службы подвижного состава, его заместителя и инженеров;
- машинистов-инструкторов по производственно-техническим вопросам Службы подвижного состава;
- начальника инспекции при начальнике метрополитена;
- заместителя начальника инспекции при начальнике метрополитена;
- старших инспекторов и инспекторов инспекции при начальнике метрополитена;
- начальника электродепо и его заместителей;
- машиниста-инструктора.
При проезде в кабине управления поезда (состава), начальник электродепо, его заместители, машинисты-инструктора, штамп в удостоверении не показывают. Форма информации: «00 маршрут, поезд №00, состав исправен (вагон 0000 не работает на ход-тормоз), следую по графику (опоздание 1 минута). Машинист Иванов». Информация о выполнении графика и состояния состава передается после отправления со станции при следовании поезда (состава) на выбеге на прямом участке пути при разрешающем показании впереди расположенного светофора (разрешающей основной и предупредительной частоте).