Тема 3.2. принципы создания корпоративных систем

В теории проектирования АСУ, созданной в 60-е годы, были сформулированы шесть

основополагающих принципов, на которые необходимо было опираться в процессе создания

автоматизированной системы:

• Принцип новых задач.

• Принцип системного подхода.

• Принцип первого руководителя.

• Принцип максимальной разумной типизации проектных решений.

• Принцип непрерывного развития системы.

• Принцип минимизации ввода-вывода информации.

Развитие технической основы создания компьютеров и информационных технологий привело

к другому определению этих принципов, и в ГОСТ РД 50-680-88 к ним отнесены следующие:

• Системность.

• Развитие (открытость).

• Совместимость.

• Стандартизация (унификация).

• Эффективность.

Принцип системности.Автоматизация управления осуществляется для большой и сложной

системы, которой является фирма. Последняя организационно состоит из отдельных подразделений,

управленческая деятельность которых должна быть автоматизирована.

Главная особенность корпоративной системы – тесная взаимосвязь всех ее элементов и

частей.

Системный подход предполагает учет всех этих взаимосвязей, анализ отдельных частей

системы как ее самостоятельных структурных составляющих и параллельно – выявление роли

каждой из них в функционировании всей системы в целом.

Таким образом реализуются процессы анализа и синтеза, фундаментальный смысл которых –

разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены

такие связи между структурными компонентами системы, которые обеспечивают целостность

корпоративной системы и ее взаимодействие с другими системами.

Нельзя разрабатывать какую-либо задачу автономно от других и реализовывать только

отдельные ее аспекты. Задача должна рассматриваться комплексно со всеми возможными

информационными связями.

Принцип развития (открытости)заключается в том, что внесение в систему изменений,

обусловленных самыми различными причинами (внедрением новых информационных технологий,

изменением законодательства, организационной перестройкой внутри фирмы и т.п.), должно

осуществляться только путем дополнения системы без переделки уже созданного, т.е. не нарушая ее

функционирования.

Реализовать данный принцип на практике достаточно сложно, так как он требует очень

глубокой аналитической предпроектной работы.

Необходимо разделить решаемые задачи на определенные группы и для каждой из них

предусмотреть возможные направления развития. Например, выход в глобальные сети, применение

средств сканирования документов, шифрование информации.

В любой фирме на протяжении ряда лет применяются традиционно сложившиеся методы и

приемы управления. Но ситуация в компьютерном мире и в сфере экономики изменяется постоянно:

• модифицируется элементная база компьютеров, что делает их более мощными;

• появляются новые средства передачи и хранения данных;

• расширяются границы доступа к данным;

• вступают в силу новые законы и т.д.

Все это необходимо учитывать как при решении традиционных задач (корректирование

технологии решения, методов ввода-вывода и передачи информации), так и при постановке новых

задач, принципиальное решение которых оказывается возможным только в условиях новых

технологий.

Если не отслеживать эти изменения и, тем более, не успевать за ними, можно отстать от

остальных пользователей и тем самым перекрыть себе доступ к общению с ними, а это абсолютно

недопустимо, поскольку информационная изоляция имеет только негативные последствия.

Принцип совместимостизаключается в том, что при создании системы должны быть

реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с

другими системами по установленным правилам.

В современных условиях это особенно касается сетевых связей локального и глобального

уровней.

Если локальные сети относительно несложно установить и соблюдать в них стандарты

«общения» отдельных бизнес-процессов между собой и со смежными системами, то выход в

глобальные сети требует:

1) дополнительных ужесточенных мер по защите информации;

2) знания и соблюдения различного рода протоколов, регламентирующих все виды

информационных обменов;

3) знания сетевого этикета (сетикета), предусматривающего такие правила, как:

• регулярная проверка своей электронной почты;

• периодическая чистка своего почтового ящика;

• корректность в составлении сообщений;

• указание координат для обратной связи и т.п.

Принцип стандартизации (унификации).При создании системы должны быть рационально

использованы типовые, унифицированные и стандартизированные элементы, проектные решения,

пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.

Задачи необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более

широкому кругу объектов.

Игнорирование именно этого принципа привело в свое время к тому, что подсистема

управления персоналом, несмотря на традиционный перечень задач и алгоритмов их решения,

разрабатывалась на каждом предприятии самостоятельно, что привело к совершенно неоправданному

расходу трудовых, материальных, финансовых и временных ресурсов.

В современных разработках пакетов прикладных программ (ППП) рассматриваемый принцип

задействован. Однако при знакомстве с конкретным ППП необходимо обращать внимание на

сущность реализации типовых решений, поскольку каждый разработчик по-своему «видит» такие

решения.

Принцип эффективностипредусматривает достижение рационального соотношения между

затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты,

отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации в

управленческие процессы.

Перечень рассмотренных принципов создания корпоративных систем взят из ГОСТ. Однако к

их числу с полным правом можно отнести еще один из тех, которые были сформулированы в 60-е

годы и по сей день не потеряли своей актуальности.

Это – принцип первого руководителя.

Чрезвычайно важный принцип, распространяющийся на все сферы управленческой

деятельности.

Уровень компетентности руководителя любого уровня в производственных,

административных, психологических и других вопросах определяет общие тенденции развития

фирмы или ее подразделений и социально-психологический климат в коллективе.

Известно, что устойчивое бесконфликтное взаимопонимание среди персонала способствует

росту творческих начал и эффективности повседневной деятельности. И именно руководитель в

первую очередь должен обеспечивать все элементы стабильности. Сформировать такой коллектив

достаточно сложно, и далеко не каждый руководитель способен это сделать.

Напротив, негативное отношение руководителя к каким-либо нововведениям является

тормозом в развитии творческой и профессиональной инициативы работников всех категорий.

Рассмотренные принципы справедливы как для создания корпоративных систем, так и для

автоматизации отдельных бизнес-процессов.

Наши рекомендации