Зачем нужно внедрять РБП?
Существует множество факторов, определяющих инициирование внедрения РБП в организации. Но самый главный и значимый фактор — это успехи, уже достигнутые конкурентами с помощью РБП, и, соответственно, стимул или страх, порожденный этими успехами. Вторым по важности из этих инициирующих факторов является генеральный директор или главный менеджер, который видит перспективу, порождаемую радикальными изменениями и развитием.
Реинжиниринг бизнес-процессов — это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше. РБП использует большое количество инструментов и методов внутри обычной структуры, но его фокус прежде всего направлен на объединение функций на макроорганизационном уровне. Это означает, что субпроцессы могут содержаться в рамках одной функции или подразделения, и к ним тоже можно применить РБП.
Министерство информатизации и связи
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГБОУ СПО «Казанский электротехникум связи»
«УТВЕРЖДАЮ» «РАССМОТРЕНО»
Председатель
метод. совета КЭТС на заседании ЦК ПЭД
____________ Михайлова С. Н. Председатель комиссии
«__ »_______ 2013г. Баязитова Т.М.
« »_________2013 г.
Методические указания к выполнению практической работы №3
по МДК 04.02. «Современные технологии управления структурным подразделением организации»
Наименование работы: «Регламентация документированных и недокументированных знаний работников структурного подразделения предприятия связи»
Для специальностей: 210709 «Многоканальные телевизионные системы»
210705 «Средства связи с подвижными объектами»
210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
210723 «Сети связи и системы коммутации»
Работа рассчитана на 2 часа
Казань
Цель работы.
1.1. Проведение регламентации документированных и недокументированых данных среди сотрудников СП.
Литература.
2.1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник (гриф). - 2-е изд. - М.: Магистр, 2009.
2.2. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие (гриф). - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
2.3. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебник, Юнити; ГРИФ, 2006.
2.4. Интернет-ресурсы
2.5. Конспект лекции.
Подготовка к работе.
3.1.Повторить лекционный материал по теме
3.2.Прочитать с.12-18 [1].
3.3.Изучить основы менеджмента знаний
Задание и порядок выполнения работы.
4.1. Разработать алгоритм ввода документированных и недокументированных знаний для сотрудников СП.
4.2. Оформить отчет в соответствии с требованиями.
4.3. Подготовиться к защите работы
Содержание отчета.
5.1.Титульный лист.
5.2. Цель работы.
5.3.Выполненное задание.
6.Контрольные вопросы для защиты работы.
6.1.Что такое «документированные знания»?;
6.2. Что такое «недокументированные знания?
6.3. Перечислите виды информации
6.4.Дайте определение понятию «Менеджмент знаний»
6.5. Что такое СМЗ?
6.6. На каких ключевых направлениях деятельности организации основывается МЗ?
7.Приложения.
7.1. Теоретический материал к работе.
Приложение 1.
Теоретический материал.
…..Менеджмент знаний (knowledge management) стал бурно развиваться в 90-х годах прошлого века. Это было связано со сменой приоритетов в бизнесе и жизни общества, а также продолжающейся научно-технической революцией, в основе которой лежит использование новейших информационных технологий во всех областях человеческой деятельности.
Наиболее прибыльным и привлекательным направлением для вложения инвестиций стали разработки высоких технологий и сервиса, которые определяют быструю окупаемость вложенных средств, снижают зависимость от обеспечения сырьем, дают возможность захватить новые ниши использования товаров или услуг.
В условиях постиндустриального общества, принадлежность к которому декларируют страны Запада, стратегически важно занять нишу на рынке высоких технологий, избавиться от создания материалоемкой и рискованной с экологической точки зрения продукции. Те страны, которые не смогут этого сделать, навсегда останутся аутсайдерами в будущей мировой экономике.
Все это привело к четкому осознанию того, что ценностями организации являются не только ее активы, выпускаемая продукция и имущество, но и ее опыт, квалификация сотрудников и их лояльность, ноу-хау, культура, т. е. все то, что входит в понятие "интеллектуальный капитал".
На современном этапе развития рынка и общества интеллектуальный капитал - основная ценность организации и решающий фактор в конкурентной борьбе. Оценка, накопление и развитие интеллектуального капитала и, главное, управление им для достижения целей организации стали настоятельной задачей для ведущих мировых компаний.
Менеджмент знаний (МЗ) - управление интеллектуальным капиталом. Его задачи:
• достижение поставленных целей организации за счет роста интеллектуального капитала и эффективного его использования;
• повышение эффективности принимаемых решений;
• создание предпосылок для появления инноваций;
• использование бенчмаркинга во всех сферах деятельности;
• обучение и мотивация сотрудников;
• повышение эффективности процессов проектирования, изготовления, закупок и маркетинга.
Система менеджмента знаний (СМЗ) - совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей.
Какую же немедленную отдачу для решения сегодняшних проблем и повышения прибыльности организации хотят получить от СМЗ менеджеры-прагматики?
Во-первых, для них важно, чтобы выгоды от затрат, вкладываемых в создание и развитие СМЗ, были количественно определены и спрогнозированы, т. е. они требуют создать количественные характеристики эффективности СМЗ.
Во-вторых, они хотят получить инструмент, позволяющий уменьшить риски при принятии решений.
Можно принять следующие разграничения в понятиях информации, данных и знаний:
Данные - сырые факты.
Информация - организованный набор данных.
Знания - поддающаяся интерпретации (meaningful information), имеющая ясную цель информация.
Знания - это смысл, доставленный разумом. Без смысла, знания - это информация или данные. Что является информацией, а что - знаниями, зависит от пользователя.
Конечно, идеал прагматика - это получение знаний, дающих однозначный ответ на вопрос, как решить проблему, а не набор данных и информации, которые он сам должен обрабатывать и превращать в знания. К сожалению, такой идеал недостижим, так как система может давать только вероятностные подсказки.
На самом деле МЗ в большей степени носит стратегический характер. Его развитие и внедрение определяет будущее организации, создание ее уникальной культуры и использование новых способов завоевания рынка и конкурентной борьбы.
СМЗ предполагает не только сбор и целенаправленное использование информации на благо предприятия, но и предоставление его работникам широких возможностей в самосовершенствовании, получении признания и самореализации, что, по Маслоу, является вершиной мотивации.
Структура менеджмента знаний
Первая декомпозиция - СМЗ порождает решения, подсказки, информацию к размышлениям, т. е. знания сотрудников, которые в конечном счете возвращаются в систему, дополняя и обогащая ее.
Рассматривая структуру МЗ, мы коснемся только вопросов, связанных со структурированием информации, данных и знаний, откладывая вопросы администрирования системы.
Весь набор данных, информации и знаний может быть разбит на внешнюю, внутреннюю и корпоративную информацию
Внешней информацией и данными могут, к примеру, быть:
• информация из Интернета;
• печатные издания, библиотечная информация;
• отчеты о посещении выставок, конференций и семинаров;
• отчеты о переговорах с заказчиками;
• результаты внешних аудитов;
• внешние стандарты, правовые и нормативные акты, касающиеся деятельности организации и практика их применения;
• собеседование с нанимаемыми сотрудниками;
• результаты бенчмаркинга;
• патентная информация;
• оценки поставщиков;
• оценки заказчиков;
• маркетинговая информация;
• документация заказчиков.
Внутренней информацией и данными могут быть любые сведения, получаемые в результате внутренней деятельности предприятия и представляющие ценность для последующего использования. Например, результаты экспериментов, проводимых при разработке и запуске продукции в производство, статистика и анализ выявленных несоответствий, результаты внутреннего аудита, отчеты отдела маркетинга, рейтинги поставщиков, процедуры и методики, циркуляры, директивы и т. д.
Если организация входит в корпорацию, то обычно существует общая корпоративная информация, используемая внутри корпорации и закрытая для сторонних организаций. Обычно такая информация распространяется по закрытой корпоративной системе Интранет и может включать:
• корпоративные инструкции и директивы;
• отчеты и переписку с вышестоящими организациями;
• информацию о корпоративных программах, стратегии, результатах корпоративной деятельности;
• опыт организаций, рекомендованный для распространения;
• информацию о заказчиках и партнерах;
• информацию о публикациях;
• информацию о дискуссиях и семинарах и т. д.
Вторая декомпозиция представляет собой структурирование информации, данных и знаний по ключевым процессам организации
При этом под бизнес-процессом понимается процесс, непосредственно связанный с изготовлением продукта или оказанием услуги, обычно состоящий из ряда последовательных подпроцессов, где выход из одного из них является входом для последующего.
Под процессами управления понимаются процессы линейного административного управления или функционального управления, приложенные к объекту регулирования.
В качестве поддерживающих процессов должны рассматриваться процессы закупки, обеспечения людскими ресурсами, финансирования.
Улучшающими процессами могут быть, например, самооценка предприятия, бенчмаркинг, анализ эффективности системы качества, планирование развития и др.
Третья декомпозиция - всю внутреннюю информацию, данные и знания можно разделить на документированную, т. е. полученную из официальных документов, и скрытую (tacit), которая находится в голове сотрудника организации или в его личных архивах (схема 5).
Четвертая декомпозиция - документированная информация, т. е. технологическая документация, документация контроллинга, правила (например, проектирования, документооборота, процедуры, инструкции), экспериментальные данные, рекламации и данные о сбоях (схема 6).
Пятая декомпозиция. Например, в блок "Правила" для литейного производства могут быть включены специальные правила для отдельных этапов процесса литья с рекомендованными типовыми или проверенными экспериментально характеристиками .
Выделяются следующие юридические свойства информации.
1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.
2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.
3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.
4. Распространяемость – тиражирование.
5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.
1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.
В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.
В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
2. По источнику создания:
а) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:
•нормативная правовая информация;
•ненормативная правовая информация;
в) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.
3. По степени доступа :
открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).
4.По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).