Лабораторная работа № 5. АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ТЕХНИКИ, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ
АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ТЕХНИКИ, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: формирование деятельностного компонента компетентности в инновационной инженерной деятельности, а именно, формирование умения анализировать и выделять основное.
ЗАДАЧИ: научиться квалифицировать полученное техническое решение, правильно определять предмет поиска.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Точная формулировка предмета поиска позволит правильно определить поисковое поле.
В качестве изобретения можно патентовать продукт (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культуру клеток растений и животных) и способ воздействия на материальный объект с помощью материальных средств.
В качестве полезной модели можно патентовать конструкцию, устройство.
Если объектом исследований является устройство (машина, оборудование, прибор и т.д.), то предметом поиска могут быть: устройство в целом, способ его работы, функциональные элементы устройства, способ (технология) изготовления устройства и его функциональных компонентов, материалы (вещества), используемые для изготовления устройства и его функциональных элементов, внешний вид (дизайн) устройства, средства индивидуализации устройства.
Если объект техники относится к электронным устройствам, в состав которых входят полупроводниковые микросхемы, то предметом поиска может служить топология интегральных микросхем. Если устройство относится к вычислительным машинам, то предметом поиска может служить программный продукт.
Если объект исследований относится к категории «способ» (или «технологический процесс»), то предметами поиска могут быть: способ в целом, отдельные операции (этапы) способа, исходные продукты и способы их получения, конечный продукт (продукция), оборудование и приборы, используемые при осуществлении способа.
Если исследуемый объект относится к категории «вещество» (композиция, химическое соединение и т.п.), то предметами поиска могут быть само вещество (химическая формула ит.д.), способ получения вещества, исходные материалы вещества, области его возможного применения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Перед проведением патентного поиска нужно точно установить объект исследования, т.е. выбрать технологию, машину, механизм, отдельный узел машины, которые необходимо усовершенствовать. Попытка модернизировать всю машину может не дать положительного результата.
2. Перечислить возможные направления усовершенствования. Конкретизировать направление усовершенствования. В некоторых случаях требуется более тщательное знакомство с машиной, механизмом по технической литературе и учебникам.
Например, в задании записано: "Усовершенствовать подающий механизм роторного окорочного станка". Тогда возникает несколько направлений усовершенствования:
• полная замена существующего подающего механизма;
• частичная замена;
• использование устройств с другим принципом действия;
• изменение привала существующего подающего механизма;
• изменение конструкции подающих вальцов;
• изменение кинематической схемы привода вальцов;
• создание нового подающего механизма и т.д.
3. Имея несколько направлений поиска, необходимо выбрать одно из них, потому что поиск по всем направлениям потребует большого количества времени. Зафиксировать выбранное направление поиска.
Например, «изменение конструкции подающих вальцов» выбираем в качестве направления поиска.
4. Предметом поиска в данном случае может быть: устройство (конструкция подающих вальцов), способ (технология) изготовления устройства, материалы (вещества), используемые для изготовления устройства.
Записать все ключевые слова, связанные с возможным предметом поиска.
В реферативных базах данных официального сайта ФИПС провести поиск с использованием ключевых слов по нахождению существующих патентов в отношении перечисленных трех предметов поиска и остановиться на одном.
Например, устройство (конструкция подающих вальцов) выбрано предметом поиска.
Когда окончательно установлен предмет поиска, в сознании формируется информационная модель технического объекта, с помощью которой будет проводиться поиск для выявления схожих аналогичных технических решений при просмотре описаний изобретений.
Проводим подробный поиск по выбранному предмету поиска (см. ЛР 4).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какое понятие шире объект исследований или предмет поиска?
2. Каким может быть предмет поиска, если объект исследований устройство?
3. Каким может быть предмет поиска, если объект исследований вещество?
4. Каким может быть предмет поиска, если объект исследований способ?
Лабораторная работа № 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА КЛАССИФИКАЦИОННЫХ РУБРИК
ЭТАП
ЦЕЛЬ: Ознакомление со структурой международной патентной классификации (МПК).
ЗАДАЧИ: научиться работать с МПК; определить индексы МПК для выбранного предмета поиска (см. ЛР 5).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для поиска по источникам патентной информации используют международную (МПК) и национальные (НКИ) системы классификации. Для выявления классификационных индексов используют выпуски реферативных журналов ВИНИТИ, указатели классов изобретений (УКИ) стран поиска, а также алфавитно-предметные указатели (АПУ), указатели ключевых терминов и таблицы соответствия различных систем классификации.
Для правильного проведения поиска информации необходимо определить классификационные рубрики по каждому предмету поиска. Для поиска научно-технической информации используют универсальную десятичную классификацию (УДК). Для поиска описаний изобретений к авторским свидетельствам и патентам используют международную и национальные классификации изобретений (МПК, НКИ). В настоящее время осуществляется переход практически всех стран мира на МПК, поэтому целесообразно рассмотреть ее подробнее.
МПК была разработана в связи с договоренностью ряда стран об унификации систем классификации изобретений.Международная патентная классификация охватывает все области знаний, объекты которых могут подлежать защите охранными документами. МПК разделена на 8 разделов, 20 подразделов, 118 классов, 624 подкласса и содержит более 67 тыс. рубрик.
РАЗДЕЛ
Каждый из 8 разделов имеет свой индекс и заголовок
А – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
В – РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ; ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ.
С – ХИМИЯ; МЕТАЛЛУРГИЯ.
D – ТЕСТИЛЬ; БУМАГА.
Е – СТРОИТЕЛЬСТВО; ГОРНОЕ ДЕЛО.
F – МЕХАНИКА; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ; БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ.
G – ФИЗИКА.
Н – ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
КЛАСС
Каждый раздел делится на классы. Индекс класса состоит из индекса раздела и двузначного числа.
Например: В 60 - Транспортные средства
ПОДКЛАСС
Каждый класс содержит один или более подклассов. Индекс подкласса состоит из индекса класса и заглавной буквы латинского алфавита.
Например: В60D – Сцепные устройства для транспортных средств.
ГРУППА, ПОДГРУППА
Каждый подкласс разбит на дробные рубрики, среди которых различают основные группы и подгруппы.
Например:
В 60 D 1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства,
1/48 -отличающиеся креплением,
1/50 -упругим
ПОЛНЫЙ КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ИНДЕКС
В раздел | класс | D подкласс | 1/00 основная группа или 1/48 подгруппа дробные рубрики |
Например, «Вкусо-ароматическая добавка к пищевым продуктам» имеет индекс: A23L1/221.
ЭТАП
ЦЕЛЬ: Получение практических навыков использования МПК при проведении патентного поиска.
ЗАДАНИЕ 1