Патентно-информационный поиск при проведении патентных исследований (тематический, именной, нумерационный и др.)
Особенности проведения патентных исследований на стадиях и этапах жизненного цикла продукции.
Патентные исследования включают статистические, содержательные, конъюнктурные.
Наука России в цифрах: 2005. Cтат. сб. - М.: ЦИСН, 2005.
Предлагаемый сборник продолжает серию статистических публикаций Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) и адресован широкому кругу читателей. В нем приведены основные показатели состояния и уровня развития научного потенциала России за 1998-2004 гг. и ряд прогнозных показателей на 2005 г., результаты инновационной деятельности в промышленности и сфере услуг и сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий в экономике России за 2002-2004 гг. В сборник включены данные по международным сопоставлениям. Представленная информация базируется на современных методологических подходах к статистике науки и полностью отвечает требованиям международных статистических стандартов. При подготовке сборника использованы материалы Росстата, Минобрнауки России, Роснауки, Роспатента, ВАК России, Статкомитета СНГ, ОЭСР и собственные методические разработки ЦИСН. Приведенные данные в ряде случаев уточняют ранее опубликованные.
Термином жизненный цикл (ЖЦ) принято отражать совокупность процессов и этапов развития организмов живой природы, технических систем, продуктов производства от моментов зарождения или появления потребности их создания и использования до прекращения функционирования или применения. Это соответствует всеобщему закону развития любых изделий, событий или процессов между их началом и концом, которые определяют цикл их создания, существования и применения.
Все виды продукции, технологии и услуг имеют определенный жизненный цикл. Различают жизненный цикл продукции, отдельной компании и даже в целом целой отрасли, который, по сути, является суммарной величиной жизненных циклов соответствующей группы продукции-аналогов по физическим характеристикам или потребительскому назначению.
Жизненный цикл продукции (ЖЦП) —все этапы «жизни» продукции:
§ дизайнерская задумка,
§ конструкторская и технологическая подготовка производства,
§ изготовление,
§ обслуживание,
§ утилизация и т. п.
Типовая модель процессов жизненного цикла сложной системы начинается с концепции идеи системы или потребности в ней, охватывает проектирование, разработку, применение и сопровождение системы, и заканчивается снятием системы с эксплуатации. В основном, применяется по отношению к сложной наукоемкой продукции высокотехнологичных предприятий.
Модель жизненного цикла системы обычно разделяют на последовательные периоды реализации — стадии или этапы. Каждый подобный период включает основные реализуемые в нем процессы, работы и задачи, при завершении которых может потребоваться переход к следующему периоду реализации.
Общую модель жизненного цикла сложной системы обычно разделяют на следующие основные этапы с последующей адаптацией каждого из них в модели жизненного цикла конкретной системы:
§ определение потребностей;
§ исследование и описание основных концепций;
§ проектирование и разработка;
§ испытания системы;
§ создание и производство;
§ распространение и продажа;
§ эксплуатация;
§ сопровождение и мониторинг;
§ снятие с эксплуатации (утилизация).
Жизненный цикл продукции.
Гипотетический жизненный цикл продукции приведен на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Жизненный цикл продукции.
Особенности проведения патентных исследований на стадиях и этапах жизненного цикла продукции.
Характеристики стадий и соответствующие действия предприятия приведены под каждой из стадий в табл. 5.1, 5.2.
Задачи службы маркетинга на каждой стадии жизненного цикла продукции должны быть направлены на максимальное приспособление своей деятельности к изменениям рыночной ситуации.
На начальной стадии жизненного цикла новой продукции потенциальным Потребителям “первопроходцам” необходимо объяснять, какую пользу им может принести новая идея, воплощенная в продукции и какую его потребность она может удовлетворить наилучшим способом.
На промежуточной и заключительных стадиях жизненного цикла вся деятельность службы должна быть направлена на “подавление” конкурирующих марок продукции. Главный упор должен делаться на преимуществах продукции предприятия относительно конкурирующей. Необходимо сделать всё, чтобы как можно дольше удерживать существующий объём продаж и завоеванную долю рынка.
Табл. 5.1
Табл. 5.2
На заключительных этапах жизненного цикла продукции внимание Потребителей “аутсайдеров” надо сконцентрировать на тех потерях, которые они смогут понести, если они не изменят свою точку зрения и не приобретут данную продукцию.