Особенности функциональной специализации полушарий у детей с отклонениями в развитии
План. Функциональная специализация полушарий головного мозга у детей с задержкой психического развития, у олигофренов, у детей с общим недоразвитием речи, при раннем грубом нарушении слуха.
Задержка психического развития. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза установлено задержанное по сравнению с нормальными сверстниками развитие функций левого полушария, выявляется преимущественно его незрелость (а не повреждение). Анализ ВП и ЭЭГ в процессе внимания, сенсорной и интеллектуальной деятельности детей с ЗПР позволил выявить изменения функционального состояния ряда структур левого полушария, отражающие известную ступень его незрелости, свойственную более раннему возрасту. Уровень развития электрической активности коры головного мозга у детей с ЗПР, как и у детей с трудностями в обучении, — неуспевающих учащихся массовой школы — соответствует возрасту 5—6 лет, отражая незрелость механизмов коркового ритмогенеза.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наряду с замедленным созреванием коры головного мозга примерно в половине случаев с помощью ЭЭГ выявляются признаки локального поражения структур преимущественно левого полушария, полученного в пре- или в постна-тальный период. Можно предположить, что локальные повреждения левого полушария в период раннего онтогенеза приводят не к грубому нарушению, а к замедлению развития интеллектуальных функций по сравнению с нормой. Это согласуется как с нейропсихологическими, педагогическими, клиническими, так и с нейрофизиологическими исследованиями детей с ЗПР.
Задержанное на более ранних стадиях онтогенеза развитие левого полушария обусловливает нарушения различных видов формальнологического мышления, речевой деятельности, чтения и письма, способности к формированию обобщающих понятий. Вследствие этого в процессе коррекционной работы особенно в начале обучения следует делать упор на наглядно-образную деятельность, обеспечиваемую правым полушарием. Нарушение способности к выделению обобщающих понятий, наблюдаемое при недостаточности функций левого полуша-
рия, проявляется в опоре только на конкретные образы и свойства предметов, в неумении краткого пересказа событий, историй, прочитанного или услышанного.
Недостаточность функций преимущественно левого полушария, выявленная при электрофизиологическом исследовании функциональной организации мозга детей с ЗПР, находит подтверждение в ряде психологических исследований. Многие педагоги указывают, что при сохранности возможностей развития интеллекта у этого контингента детей наблюдается недостаточная сформированность умственных операций, отставание в развитии словесно-логического мышления. Трудности школьного обучения детей с минимальной мозговой дисфункцией, по мнению некоторых авторов, обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный характер, а дефицитарность функций левого полушария создает затруднения в их адекватной переработке.
Олигофрения. У детей с олигофренией в степени легкой или средней де-бильности характеристики электрической активности коры головного мозга свидетельствуют о нарушении механизмов коркового ритмогенеза. Локальные изменения электрической активности коры головного мозга у детей этой категории выявляются в структурах правого полушария и являются следствием органического поражения мозга на ранних стадиях постнатального онтогенеза. Поскольку многие функции левого полушария в норме осуществляются правым вплоть до 7—8 лет, то при ранних локальных поражениях правого полушария существенно страдает как вербальное, так и перцептивное интеллектуальное развитие.
При умственной отсталости нарушение межполушарного взаимодействия проявляется выраженным изменением передачи сенсорной информации из левого полушария в правое. Судя по данным анализа ВП, афферентные сигналы из структур левого полушария поступают в правое более дисперсно, асинхронно вследствие замедления переработки информации в левом полушарии или измененной системной организации сенсорной обработки в левом полушарии. Поскольку из полушария в полушарие по межполушарным связям передается сложная, переработанная в "своем" полушарии информация, сообщающая другому полушарию о событиях в этом полушарии, подготавливающая его к приему и переработке адресованной непосредственно ему информации, то нарушение такой передачи несомненно приводит как к нарушению деятельности правого полушария, так и к изменению интеграции полушарий мозга в процессе перцептивной деятельности. Удлинение времени развития ВП на сложные стимулы, замедление времени межполушар-ной передачи информации отражают специфику олигофренического дефекта восприятия. Замедленность зрительного восприятия у олигофренов, требующая большего, чем в норме, времени для узнавания предметов, отмечают и психологи.
Дефицит функций правого полушария у умственно отсталых детей по данным психологов и педагогов проявляется в нарушении целостного характера восприятия, в нарушениях зрительно-пространственного восприятия. Наряду с этим характерным для умственно отсталых детей является трудность установления вербальных связей и вербального опосредования собственной деятельности, что отражает нарушение левопо-лутарных функций.
По-видимому, изменение межполушарного взаимодействия в процессе обработки сенсорной информации отражает в определенной степени нейрофи-зиологические механизмы нарушения мозговой интеграции в процессе деятельности. Учитывая функциональную специализацию полушарий, а также роль совместной деятельности обоих полушарий в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи Информации искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности. Отмечено, что знания, приобретенные в словесной форме, не оказывают существенного влияния на развитие умственно отсталого ребенка вследствие того, что чувственное познание и практическая деятельность недостаточно осмысляются и оформляются в слове.
При регистрации ответов мозга на визуальную стимуляцию, т.е. зрительных ВП, у детей этой категории наблюдается большое сходство амплитудно-временных параметров ВП, развивающихся в проекционной, теменной и височно-теменно-затылочной областях левого полушария. Это отражает однотипность, недифференцированность их реагирования на зрительные стимулы. Такой "гештальтный" тип реагирования в норме более характерен для правого полушария. Это коррелирует с данными многих исследователей, отмечающих недифференцированность, глобальность зрительного восприятия у олигофренов, затруднение в выделении отдельных признаков предметов. Глобальное, недифференцированное реагирование левого полушария одно время считали причиной умственной отсталости. Некоторые исследователи говорили о "наличии у олигофренов двух правых полушарий", подразумевая преобладание правополушарных характеристик в левом полушарии как причину умственной отсталости. Предполагалось, что, поскольку левое полушарие занято невербальной деятельностью, присущей правому полушарию, оно не может заниматься присущей ему абстрактно-логической деятельностью. Однако позднее было показано, что у олигофренов имеется не только значительная дефицитарность функций левого полушария, но и наблюдаются нарушения функций правого полушария, а также часто встречающиеся локальные поражения структур правого полушария.
Нарушения как механизмов функциональной специализации полушарий, так и межполушарного взаимодействия, лежащего в основе ин-
теграции мозговых функций, обусловливают сложные нарушения познавательной деятельности, наблюдаемые у детей с отклонениями в умственном развитии. Различия в характере отклонений от нормы функционирования систем левого и правого полушарий и особенности межполушарного взаимодействия в процессе обработки информации у детей с задержанным развитием и с умственной отсталостью отражают специфику интегративной деятельности мозга детей этих категорий. Учитывая межполушарную дихотомию когнитивных функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности.
Общее недоразвитие речи. История развития исследований в области функциональной асимметрии полушарий характеризуется особенно пристальным вниманием к проблеме мозговой организации речевой функции. Функциональная асимметрия полушарий первоначально рассматривалась как противопоставление вербального и невербального компонентов психической деятельности, как функциональная возможность левого и правого полушарий опосредовать речевые и неречевые функции. Наиболее ярко межполушарные различия проявляются при повреждениях левой и правой височных областей. При поражениях левой височной области у правшей отмечено нарушение фонематического слуха, экспрессивной речи и слухоречевой памяти. Поражение правой височной области вызывает трудности восприятия сложных ритмических сочетаний звуков и звуковысотных отношений, наблюдается слуховая агнозия в виде трудностей узнавания знакомых средовых шумов и мелодий. Электрическое раздражение (во время операций на мозге) правой и левой височных областей мозга вызывает разные реакции в зависимости от стороны раздражения. При раздражении речевых зон левого полушария происходят остановка, смазанность и искажение речи, нарушения называния, затруднения в чтении и письме.
Одним из наиболее распространенных методов исследования функционального состояния полушарий является метод дихотического прослушивания, когда на оба уха одновременно предъявляется набор различных слов, которые по инструкции следует затем воспроизвести. В связи с перекрестом слуховых путей информация, поступающая в правое ухо, воспринимается левым полушарием, в левое ухо — соответственно правым. При последующем воспроизведении слов испытуемым экспериментатор оценивает количественное преобладание стимулов, предъявлявшихся на то или другое ухо, что свидетельствует о ведущей роли (доминантности) противоположного данному уху полушария в переработке информации. У большинства здоровых взрослых и детей при воспроизведении речевого материала обнаружено преобладание стимулов, предъявляемых на правое ухо, что является показателем доминантности левого полушария по речи.
Продуктивность воспроизведения полученной информации может служить показателем функционального состояния полушарий. При локальном поражении левого полушария снижается продуктивность воспроизведения стимулов, предъявляемых в правое ухо. Очаговые, обычно опухолевые, поражения мозга в детском возрасте независимо от локализации поражения не сопровождаются двусторонним снижением продуктивности воспроизведения дихотически предъявляемых стимулов. В детском возрасте локализация очага поражения в левом полушарии проявляется в более низкой по сравнению с нормой продуктивности воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом. Функциональные возможности правого полушария в этом случае, по данным ди-хотического прослушивания, остаются в пределах нормы. Напротив, при нарушении речевого развития во всех случаях отмечается именно двустороннее снижение продуктивности воспроизведения стимулов. Степень снижения функциональных возможностей левого полушария у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) еще больше, чем при локальном поражении левого полушария в детском возрасте (обычно вследствие травматического или опухолевого процесса). Продуктивность воспроизведения дихотических стимулов с правого уха при локальном поражении левого полушария на 28% ниже, чем в норме. При ОНР продуктивность ниже, чем в норме, на 32%. Однако в отличие от случаев с локальным органическим поражением левого полушария при ОНР, кроме снижения функциональных возможностей левого (доминантного по речи) полушария, отмечается значительное снижение функциональных возможностей и правого полушария. Более того, степень снижения функциональных возможностей правого (недоминантного по речи) полушария у детей с ОНР существенно (почти в 2 раза) больше, чем при локальном органическом поражении правого полушария. Таким образом, при грубой локальной патологии левого полушария в детском возрасте речевые процессы реализуются при относительно сохранных функциональных возможностях правого полушария. При ОНР речевые процессы должны осуществляться в условиях, когда снижены не только функциональные возможности левого полушария, но также и правого. Причем дисфункция систем правого полушария при ОНР проявляется значительно грубее, чем при очаговых поражениях правого полушария в детском возрасте.
Благодаря пластичности мозга наличие сохранных функций правого полушария при очаговых поражениях левого в детском возрасте обусловливает достаточно быстрое и удовлетворительное восстановление речевых функций. При ОНР такая компенсация оказывается невозможной, так как наряду с дисфункцией левого полушария имеет место выраженное снижение функциональных возможностей правого. Таким образом, по показателям выполнения дихотического теста дети с наруше-
нием речевого развития существенно отличаются от группы детей с локальными поражениями мозга. Следовательно, психофизиологический механизм нарушения речевого развития не сводится к дисфункции систем левого полушария. При снижении функциональных возможностей обоих полушарий специфика левополушарной доминантности при ОНР определяется более значительным снижением функциональных возможностей неведущего по речи — правого — полушария.
У людей, перенесших удаление левого полушария в детском возрасте, специфические языковые трудности отмечаются даже спустя много лет после операции. На этом основании было высказано предположение о том, что правое полушарие, когда оно становится ведущим по речи вследствие дисфункции левого, не в состоянии обеспечить такого же протекания речевых процессов, как при сохранности ведущего по речи левого полушария.
Несмотря на различие функций левого и правого полушарий головного мозга, все сложные формы деятельности — включая интеллектуальную — осуществляются только при совместной работе полушарий. Связи между полушариями постепенно созревают в процессе индивидуального развития. Любые — даже негрубые — нарушения структуры мозолистого тела — основной анатомической связки между полушариями — приводят к изменениям интегративной деятельности мозга. Одними из показателей такой дисфункции являются бимануальная дискоординация, нарушения тонкой моторики, которые приводят к нарушениям праксиса. Обычно это сочетается с замедлением речевого развития и/или трудностями в овладении чтением, поскольку для нормального формирования как речи, так и чтения, необходима скоординированная работа обоих полушарий. Ряд тестов выявляют дисфункцию межполушарного взаимодействия у детей с трудностями в обучении.
Изучение большой популяции детей с отклонениями в развитии речи с помощью сложного метода исследования мозговых структур (магнитно-резонансное исследование) выявило в большинстве случаев негрубые изменения структуры мозолистого тела либо его недоразвитие и даже агенезию (т.е. неразвитие основных межполушарных связей).
Электрофизиологическое исследование также позволило выявить изменения функциональной организации полушарий и нарушение их взаимодействия в процессе вербальной и невербальной деятельности у детей с ОНР. В процессе эксперимента у нормально развивающихся детей в возрасте 9 лет и детей с ОНР того же возраста исследовались ВП, возникающие в структурах левого и правого полушарий при изолированном предъявлении буквенных и трудно вербализуемых фигурных (невербальных) стимулов. Было установлено, что в норме даже в 9-летнем возрасте наблюдается более выраженное включение структур правого полушария по сравнению с левым в обработку легко и трудно вербали-
зуемых сигналов. Анализ межполушарной интеграции в процессе сенсорной обработки двух типов стимулов свидетельствует о преимущественно правополушарном доминировании при перцептивной деятельности у 9-летних детей, причем это по-разному проявляется в проекционной и ассоциативних областях. При буквенных стимулах правополу-шарное доминирование (т.е. более высокая амплитуда ВП) отмечается в височно-теменно-затылочной области при стимуляции не только правого, но и левого полушария; при фигурных стимулах такая правополу-шарная асимметрия наблюдается не только в этой области, но также и в теменной. Таким образом, судя по показателям ВП, в анализе вербальных и невербальных сигналов принимают участие оба полушария. Однако в процессе сенсорного анализа наблюдается преимущественное вовлечение проекционной и ассоциативных структур правого полушария, особенно при предъявлении фигурных сигналов.
У детей с ОНР того же календарного возраста (9—10 лет) ВП значительно отличаются от нормы, особенно в височно-теменно-затылочной и височной областях при предъявлении буквенных сигналов. Ряд данных указывают на слабое включение ассоциативных областей обоих полушарий в обработку сенсорной информации, что может быть обусловлено их функциональной неполноценностью или недоразвитием. Установлено, что у детей с ОНР более медленно развиваются ответы мозга (ВП) на буквенные — вербальные — стимулы по сравнению с ответами на фигурные — невербальные — стимулы. Высказывается предположение, что у детей с ОНР буквенные стимулы медленно опознаются из-за недос-. таточно автоматизированного их опознания по отдельным признакам.
Эти сигналы являются как бы трудно вербализуемыми, но требующими вербализации стимулами. Как следствие такой "двойственной" природы их обработка в мозговых системах происходит с вовлечением большего числа структур, чем в норме, или для их опознания требуется вовлечение иных структур. Применение электрофизиологических методов для изучения функциональной организации полушарий и межполушарной интеграции в процессе восприятия вербальной и невербальной информации позволило установить некоторые нейрофизиологические механизмы, обусловливающие недоразвитие речи у детей. При элек-трофизиологичёском исследовании мозга детей с ОНР подтвердилось снижение функциональных возможностей как левого, так и правого полушарий, рассогласование механизмов межполушарного взаимодействия, выявленные нейропсихологическими и психофизиологическими методами.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что при аномалии речевого развития имеет место нарушение функционального взаимодействия полушарий, в основе которого лежит функциональная недостаточность левого полушария. Специфика этого нарушения, однако, определяется уровнем функциональных возможностей правого полуша-
рия. Особенности речевой деятельности в детском возрасте обусловливают большую, чем у взрослых, опору на системы правого полушария в процессе речевой деятельности. По-видимому, специфическая роль правого полушария в речевых процессах на ранних этапах развития, связанная с особенностями психологической структуры речевой деятельности в детском возрасте (образность, целостность, нерасчлененность языковых феноменов детской речи, включенность высказывания в ситуацию и т.п.), является существенным и неотъемлемым элементом речевого развития. В связи с этим понятно значение снижения функциональных возможностей правого полушария для формирования речевой функции на ранних этапах онтогенеза.
Раннее грубое нарушение слуха. Представления о доминировании левого полушария по речи направили внимание исследователей на изучение специфики функциональной организации полушарий у глухих с ранним глубоким нарушением слуха, поскольку при этой форме сенсорной депривации отсутствует речевая стимуляция в первые годы жизни. Современные данные позволяют считать, что ней-рональные процессы, обеспечивающие генерацию альфа-колебаний (основного ритма биопотенциалов коры головного мозга), участвуют в формировании специфических функциональных объединений областей мозга в процессе реализации той или иной формы деятельности. У слышащих испытуемых при вербальной деятельности изменения биопотенциалов свидетельствуют о специфическом нарастании связей между областями в левом полушарии; в структурах правого полушария появляются аналогичные изменения биопотенциалов при зрительно-пространственной деятельности. Проводилось исследование регионарных особенностей степени синхронизации альфа-колебаний — основного ритма коры головного мозга — в покое, при вербальной деятельности (отнесение слова, появляющегося на экране к животным или растениям) и при зрительно-пространственной деятельности (оценка симметричности или зеркальности двух сложных изображений).
При анализе электрической активности мозга глухих с врожденной или рано приобретенной глухотой выявлены отличия от слышащих в организации электрической активности в альфа-диапазоне в покое и в процессе деятельности. Характер динамических изменений в организации электрической активности при решении вербальных и зрительно-пространственных задач является качественно однородным для обоих типов задач в обоих полушариях при количественном преимуществе правого полушария и соответствует "правополушарному" типу, наблюдавшемуся у слышащих. Различия касаются преимущественно левого полушария. По-видимому, особенности функциональной организации левого полушария при ранней слуховой депривации связаны со своеобразием речевого развития глухих и прежде всего с преобладанием в