Обязанности субъектов оперативно-розыскной
Деятельности
Спасет себя только тот, кто смолоду
выработает в себе то сильное нравст-
венное ощущение (чувство), которое
называется убеждением. Формула
убеждения может измениться с жизнью, но нравственное ощущение этого чувства
неизменно всю жизнь.
Ф.М.Достоевский
Анализируя обязанности субъектов, необходимо отметить, что данная категория издревле находится под пристальным вниманием философов и правоведов, чаще всего в сочетании «права и обязанности», «право и мораль в аспекте обязанностей». В этом отношении представляет значительный интерес вывод И. Канта «… обязательность и каждый основанный на ней поступок, должен быть представлен как долг, а не как образ действий, который нравится нам сам по себе… Человек живет лишь из чувства долга, а не потому, что находит какое-то удовлетворение в жизни»[100].
При сравнительном анализе понятий прав и обязанностей следует, на мой взгляд, видеть не только их взаимосвязь и взаимопроникновение, но и различия.
Обязанность выступает как мера должного, необходимого и непременно должна быть закреплена в законодательстве. Только в этом случае можно говорить о юридической обязанности соответствующего субъекта. Юридическая обязанность должна быть ограничена определенными правовыми предписаниями.
Обязанность как необходимое поведение должно проявляться в реальности требований с учетом содержания деятельности субъектов; в активности обязанного субъекта и в возможности удовлетворения не только интересов управомочного, но и своих собственных[101]. Возможность по своей воле соблюдать и исполнять обязанности особо подчеркивает В.М. Шафиров: «Обязанный, как и управомоченный, обладает свободой воли, и в его возможности без всякого давления вести себя правомерно»[102].
Сущность обязанностей проявляется в их содержании. В соответствии со статьей 14 Закона об ОРД обязанность оперативно-розыскных органов следующая:
– принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
– исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
– выполнять на основе и в порядке предусмотренных международными договорами РФ запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
– информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории РФ, о ставших им известных фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
– соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
– содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности, сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
Относительно обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, его имущественных интересов, а также по обеспечению безопасности общества и государства отмечу, что эти проблемы уже рассматривались в ракурсе раскрытия цели ОРД и соответствующего конституционного принципа. Эта главная обязанность органов, осуществляющих ОРД, фактически предопределяет эффективность деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Эта реальная защита общечеловеческих ценностей от преступных посягательств одновременно и демонстрация социальной полезности и ценности ОРД, ее объективной необходимости.
Указанная обязанность реализуется посредством использования возможностей специфических сил, средств и методов, в том числе и ограничивающих конституционные права отдельных граждан для выявления преступлений и лиц, их совершивших, без чего невозможна деятельность остальных правоохранительных органов по выполнению своих функций, так как самостоятельно достичь этой цели они, как правило, не в состоянии.
Одной из обязанностей оперативно-розыскных органов является исполнение в пределах своих полномочий письменных поручений органа дознания, следователя, указания и решения суда в проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству.
Письменные поручения органа дознания и следователя о проведении ОРМ по существу не отличаются чем-либо друг от друга. Данная обязанность находит свое отражение в законодательстве, регламентирующем уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность (п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 4 ст. 157; ч. 7 ст. 164, 210 УПК РФ и ч. 2 ст. 7 и п. 2 ст. 14 Закона об ОРД). Отдельные поручения органа дознания и следователя, указания прокурора и определения суда – это и правовые основания проведения ОРМ. Хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость выделения органов, осуществляющих ОРД, в специальную норму уголовного процесса. Иначе, по смыслу нормативно установленного обязательства о выполнении поручений получается, как метко заметили А.С. Есина и Е.Н. Арестова,что «органы дознания сами себе направляют поручения об осуществлении ОРМ и сами у себя истребуют эти результаты»[103]. Думаю, что это парадокс нечеткого нормативно-правового разрешения проблемы. Кроме того, надо отметить, что в уголовном процессе возможность дачи поручения органом дознания в отличие от поручений следователя прямо не закреплен.
Поручения направляются руководителю соответствующего оперативно-розыскного органа, который дает распоряжение об их исполнении подчиненным сотрудникам.
Вопрос о сроках исполнения поручений законодательно не урегулирован. В некоторых органах, осуществляющих ОРД, сроки установлены ведомственными нормативными актами.
Нередко перечень поставленных перед органом проблем в ходе их разрешения существенно расширяется, и оперативная работа по поручению идет параллельно расследованию.
Такой процесс сотрудничества предполагает неоднократные личные встречи, обмен информацией, способствующей как проведению следственных действий, так и ОРМ в достижении решения конкретных задач раскрытия и расследования преступлений.
Большое значение принадлежит формулировке содержания поручения. Оно должно ставить перед сотрудниками органа ясные вопросы по разрешению задач обеспечения расследования. При этом следует иметь в виду, что в поручении не должны предлагаться конкретные ОРМ с определением организации и тактики их проведения. Это прерогатива оперативного работника.
Поручения могут быть и четко целенаправлены, например, на производство розыска подозреваемых и обвиняемых. Такая задача может быть поставлена как во время предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением (ч. 5 ст. 208, ч. 2 ст. 209 и ст. 210 УПК РФ).
Думаю, что посредством поручения должна осуществляться деятельность органа по оказанию помощи и содействия следственной группе (ч. 2 ст. 163 УПК), а также проведение ОРМ с подозреваемыми, содержащимися под стражей (ч. 2 ст. 95 УПК). Оперативная работа в этом случае имеет также целенаправленный характер, подчиненный интересам расследования, и зачастую дает положительный результат: дополнительные сведения об источниках документов; о соучастниках, оставшихся на свободе; о нераскрытых и иных преступлениях и эпизодах расследуемого; о местах сокрытия похищенного; об избранной линии поведения на следствии подозреваемых и обвиняемых; о способах введения в заблуждение следователя, дознавателя, об их дезинформации и т. п.
Что же касается решений суда, то это, прежде всего, может быть постановление судьи о розыске подсудимого, требование судьи о представлении ему оперативных материалов для дачи разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.
Обязанность международного сотрудничества в форме выполнения запросов правоохранительных органов и спецслужб основана на заключенных с Россией соответствующих двусторонних и многосторонних международных договорах[104]. Наиболее заметно международное оперативно-розыскное сотрудничество по установлению, предупреждению, раскрытию транснациональных преступлений, розыску опасных преступников. Международными правовыми актами общепризнаны такие преступные деяния, как терроризм, захват заложников, незаконный оборот наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, контрабанда, легализация преступных доходов, противодействие организованной преступности, коррупции и т. д. Договаривающиеся стороны определяют и форму такого сотрудничества. Так, практически во всех договорах с СНГ особо выделяются: исполнение запросов и просьб по уголовным делам, делам оперативного учета; обмен оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Фактически во всех международных договорах о взаимном оказании правовой помощи закреплено универсальное правило, согласно которому ходатайства исполняются в соответствии с законом запрашиваемой стороны. Так, согласно ч. 1 ст. 3 Европейской (Страсбургской) конвенции о взаимной правовой помощи «запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел, и направленные ей юридическими органами запрашивающей стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств материалов или документов»[105]. Аналогичные предписания содержатся и в иных международных документах. Вместе с тем, этими и другими нормативными актами о правовой помощи по уголовным делам предусмотрено и иное правило, по которому при наличии целевой просьбы запрашивающего государства могут быть применены нормы его законодательства, если и поскольку они не противоречат законодательству запрашиваемого государства. Это обусловлено обоюдными обязательствами сотрудничающих государств.
В этом отношении верно замечает М.П. Глумин, что отказ от применения норм иностранного права есть прямой отказ от сотрудничества, ибо без такого применения взаимодействие теряет смысл. Это объяснимо тем, что взаимное применение («признание») норм иностранного права является одним из фундаментальных принципов международного сотрудничества[106].
Обязанность органов, осуществляющих ОРД, выражается не только в исполнении поручений должностных лиц отечественных правоохранительных органов, запросов международных организаций и спецслужб, но и во взаимодействии оперативно-розыскных подразделений различных ведомств. Оно основывается на межведомственных нормативно-правовых актах. Формы и методы такого взаимодействия самые разнообразные, их объективная необходимость обусловлена следующим:
– различными принципами оперативного обслуживания (зональный, линейный (отраслевой)), несовпадением мест подготовки и совершения преступления с местами проживания, дислокации преступников;
– различием задач, стоящих перед оперативными подразделениями различных органов;
– различными возможностями оперативного воздействия на вызывающий оперативный интерес объект;
– наличием специальных средств и методов, применяемых для выполнения поставленных задач.
Примером такого взаимодействия могут служить различные комплексные операции, осуществляемые совместно несколькими федеральными органами, с проведением оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, административных и иных мероприятий на различных уровнях управления правоохранительных органов: федеральные на территории всей страны либо нескольких субъектов Федерации, окружные, региональные («Вихрь – антитеррор», «Перехват», «Мак», «Канал» и др.). Комплексная операция «Канал» направлена на перекрытие каналов поставки наркотиков (наркотрафиков) в Россию. Операция предполагает разработку и реализацию планов совместных действий оперативно-розыскных органов взаимодействующих регионов, а при международном варианте – аналогичные планы с зарубежными спецслужбами. Операции осуществляются между регионами – «производителями», «поставщиками» и регионами – «потребителями».
Постоянно действующие задачи взаимодействия между субъектами, осуществляющими ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФСО, ТО, ФСКН, ФСИН) при осуществлении федерального розыска и обмена информацией утверждены межведомственным приказом.
Можно отметить и задачи взаимодействия между оперативными подразделениями МВД и ФСИН. В их числе:
– выявление и раскрытие преступлений, совершенных осужденными и лицами, заключенными под стражу, до прибытия в СИЗО и ИУ;
– проверка оперативной информации сотрудниками криминальной милиции в учреждениях ФСИН;
– выявление противоправных намерений осужденных, направленных на дальнейшее совершение преступлений после освобождение из СИЗО и ИУ;
– проведение ОРМ по розыску и задержанию подозреваемых, обвиняемых и уклоняющихся от отбывания лишения свободы и др.
Рассматриваемая обязанность оперативных подразделений находит свое предметное выражение и в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Соответствующий Федеральный закон прямо указывает всех субъектов ОРД и предписывает им осуществлять координацию и взаимодействие по организации противодействия незаконному обороту наркотиков, исходя из их компетенции, обращая внимание и на исполнение запросов, связанных с делами по данной проблеме (ст. 41, 43 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах от 8 января 1998 года[107]).
Подобная обязанность распространяется на любые факты противоправной деятельности, ставшие известными оперативно-розыскным органам, даже если и нет специальных нормативных предписаний. Соответствующие органы должны быть не только проинформированы, но и по возможности им должна быть оказана необходимая помощь и содействие.
Обязанность соблюдать правила конспирации возведена в принцип оперативно-розыскной деятельности. Данная обязанность основана на соответствующих предписаниях законодательных и ведомственных нормативных актов. Правила, формы и методы конспирации в работе оперативно-розыскных подразделений весьма разнообразны. Прежде всего они относятся к:
– построению системы органов, осуществляющих ОРД, и управлению структурными подразделениями;
– организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении проверяемых лиц, заподозренных в подготовке и совершении преступлений;
– особому порядку получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации;
– ведению секретного делопроизводства;
– использованию документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств (п. 4 ст. 15 Закона об ОРД);
– возможности создания легендированных предприятий и организаций (п. 5 ст. 15 Закона об ОРД) и др.
Следует иметь в виду, что нарушение конспирации чревато серьезными последствиями. Во-первых, может быть создана угроза безопасности человека в результате незаконного распространения оперативно-розыскной информации о нем, особенно сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и достоинство этого лица либо составляющих его коммерческую, банковскую, профессиональную тайну. Во-вторых, разглашение сведений о лицах, оказывающих содействие этим органам, может повлечь угрозу их физической безопасности.
В Законе об ОРД имеется отдельное указание на обязанность оперативно-розыскных органов содействовать обеспечению собственной безопасности и безопасности лиц, оказывающих им содействие, участников уголовного процесса.
Такая обязанность возложена на органы специальным Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года и законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (от 20.08.2001 г.), а также ст. 11 УПК РФ («Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве»). В перечень мер безопасности, направленных на охрану защищаемых лиц, законодательство включает следующее:
1. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица. Личная охрана выражается в предоставлении охранников из числа профессиональных сотрудников правоохранительного органа. Для личной охраны участников уголовного процесса возможна охрана со стороны судебных приставов, что является одной из функций этих сотрудников (ст. 10 Закона «О судебных приставах»). Охрана жилища и имущества может быть оборудована при необходимости техническими средствами наблюдения, охранной сигнализацией.
2. Выдача оружия[108], специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности. Боевое оружие может быть выдано лишь в исключительных случаях, когда будет признано, что выдача такого оружия крайне необходима для обеспечения безопасности лиц, подлежащих защите[109].
3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В отношении участников уголовного процесса меры защиты определены ст. 9 Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей…».
4. Смена места жительства. Переезд защищаемого лица на новое место жительства может быть связан с необходимостью переезда и всей его семьи, устройством на работу и учебу. Прямо скажем, в современных условиях – маловероятная мера защиты.
5. Замена документов защищаемого лица. В процессе применения этой меры и в последующий период необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение конфиденциальности самого факта и сохранности прежних и новых документов. Эту меру безопасности следует рассматривать как исключительную.
6. Изменение (временное или постоянное) места работы (службы) или учебы. Эта мера безопасности регламентируется ст. 10 Закона «О государственной защите судей» и статьей 11 Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей…». На мой взгляд, это исключительная мера, которая практически не применяется.
7. Временное помещение в безопасное место. Имеется в виду место, обеспеченное необходимыми условиями защиты от противоправного посягательства.
8. Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
9. Законодательное регулирование и обеспечение конфиденциальности сведений о лицах, реализующих (осуществляющих) меры безопасности. Эта мера позволяет установить важную гарантию мер безопасности, как в отношении самих органов, так и лиц, им содействующих на конфиденциальной основе.
На основании Закона об ОРД и других нормативных актов можно выделить правовые и социальные меры защиты. Так, меры защиты лиц, оказывающих содействие органам, зафиксированы в статье 18 части 2, 3 и 4 и в других нормах (ч. 3, 4 и 5 ст. 5, ч. 3 и 5 ст. 6, ч. 4, 5 и 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 12 и др.). Проблема защиты в оперативно-розыскной деятельности имеет сложный характер. Практика показывает, что в организованных преступных группах нередко находятся бывшие или действующие сотрудники органов внутренних дел, хорошо знакомые с ОРД. Поэтому возникает необходимость защищать не только отдельных лиц, но и саму среду органов от проникновения преступников.
Сами сотрудники оперативно-розыскных органов пользуются указанными мерами защиты на основании Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Защита лиц, оказывающих содействие на негласной основе, имеет законодательную поддержку Закона об ОРД (ст. 12). В специальной норме указано, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих ОРД и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Надо отметить, что положения о правовой защите негласных сотрудников носят декларативный характер. Конкретные виды гарантий не прописаны, меры безопасности не определены.