Реализация за предшествующий период

Товар ная группа Количество отпущенных грузовых пакетов Товарная группа Количество отпущенных грузовых пакетов Товарная группа Количество отпущенных грузовых пакетов
А К У
Б Л Ф
В М Х
Г Н Ц
Д О Ч
Е П Ш
Ж Р Э
З С Ю
и Т Я

В этом примере более 80% зака­занных грузовых пакетов пришлось на 6 позиций ассортимента (позиции н, д, г, к, у, ю). Очевидно, что запасы по этим позициям следует разместить на «горячих» линиях. Моделирова­ние, выполненное для условий данно­го примера, показало, что при разме­щении запаса на складе без учета ско­рости оборота разных позиций, сум­марный пробег техники при укладке на хранение и отборке возрастает в 2—3 раза.

Отбор ассортимента по заказу оптовых покупателей

Операции ручной отборки и подго­товки товаров к отпуску являются на складах предприятий оптовой торгов­ли наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке подборки может составлять до 50% стоимости всей рабочей силы, используемой на складе. Хронометраж работы отборщика показывает, что его рабочее время в процентах распределяется приблизи­тельно следующим образом:

отборка товара по заказу покупа­телей — 10%;

вынужденный простой во время пополнения запаса в зоне отборки либо во время работы в этой зоне другого отборщика — 20%;

работа с отборочными листами — 30%;

перемещение между местами от­борки — 40%.

Актуальность задачи сокращения времени на перемещение очевидна. Ее решение заключается в выделении на складе зоны для хранения резерв­ного запаса и зоны для хранения от­бираемого запаса.

Отбираемые запасы располагают на нижних ярусах стеллажей, т.е. в доступных для осуществления опера­ции отборки местах.

Разделение резервного и отбирае­мого запаса может осуществляться двумя способами:

вертикальное разделение — ре­зервный запас находится над отбираемым (рис. 8.23);

горизонтальное разделение — ре­зервный и отбираемый запасы на­ходятся в разных местах склада (рис. 8.24).

Зону для хранения отбираемого запаса следует разделить на «горя­чую», максимально приближенную к отправочной экспедиции, и «холод­ную» — остальную часть склада, до­ступную для совершения операции отборки. В «горячей» зоне размеща­ют отбираемый запас товаров с высо­кой частотой заказов, в «холод­ной» — с низкой.

 
  Реализация за предшествующий период - student2.ru

Для того чтобы определить, какие товары разместить в «горячей» части зоны хранения отбираемого запаса, необходимо выявить позиции, встречающиеся в заказах покупателей наи­более часто. Здесь также необходим анализ Парето, для выполнения кото­рого для каждой товарной позиции указывают информацию о количестве заказов, требующих ручной отборки. Следует иметь в виду, что высокая оборачиваемость товара совсем не означает, что с ним приходится много работать отборщику, так как товар может отпускаться большими пар­тиями.

 
  Реализация за предшествующий период - student2.ru

Сокращение вынужденного про­стоя обеспечивается за счет органи­зации хранения товаров, пользую­щихся высоким спросом, в несколь­ких местах зоны отборки (рис.8.25).

Та­ким образом у разных отборщиков появляется возможность одновре­менно отбирать один и тот же товар.

Персонал, осуществляющий от­борку товаров, и персонал, занимаю­щийся пополнением запасов, работа­ют в одной зоне — зоне хранения. Маршруты их движения не будут пе­ресекаться, если:

• пополнение резервного запаса и запаса участка комплектования осуществлять с разных сторон стеллажа (рис. 8.26). Следует однако учитывать, что, снижая этим мето­дом простой персонала, мы с другой стороны ухудшаем показатели использования емкости склада;

работу персонала, пополняющего запасы и занимающегося отбор­кой, развести по времени. Напри­мер, одна смена пополняет запа­сы, другая — занимается отбор­кой. Смещение по времени может составлять не целую смену, а лишь часть ее.

Применяются два метода отборки товаров: индивидуальная и комплекс­ная.

Индивидуальная отборка— это последовательное укомплектование отдельного заказа.

При этом товар дол­жен сразу укладываться в соответствую­щую тару и по окончании операции быть готовым к проверке и отправке.

Реализация за предшествующий период - student2.ru
Комплексная отборкаприменяет­ся, как правило, при выполнении неболь­ших заказов. Отборщик, обходя зону от­борки, изымает из мест хранения товары для нескольких заказов согласно свод­ному отборочному листу. При этом цепь операций по подборке отдельного зака­за увеличивается, так как появляется до­полнительная операция по превраще­нию комплексной отборки в индивиду­альную, однако общее число цепей со­кращается. Здесь необходимо находить компромиссное решение в каждом кон­кретном случае.

Интересным решением является загрузка товара в автомобиль для до­ставки в виде комплексной отборки и превращение ее в индивидуальную в процессе выдачи товара из транспор­та поставщика.

При высокой оборачиваемости и широком ассортименте один заказ может одновременно подбираться несколькими отборщиками на разных участках зоны хранения отбираемого запаса. Впоследствии отобранные ча­сти соединяются в единый заказ.

Информация, которой должен располагать отборщик в процессе вы­полнения заказа:

где размещены товары;

сколько товара необходимо;

кому предназначен товар;

что делать, если отбираемый запас закончился;

что делать после отборки заказан­ного товара.

Передача информации отборщику может осуществляться различными средствами. Своевременность пере­дачи является необходимым услови­ем высокой интенсивности проходя­щего через участок отборки матери­ального потока.

Эффективности операций по под­готовке товаров к отпуску можно ха­рактеризовать следующими показа­телями:

частота отборки, т.е. количество отобранных заказов в единицу времени;

пропускная способность участка отборки — количество сформиро­ванных грузовых единиц (контей­неров, ящиков, поддонов и т.п.) в единицу времени;

уровень обслуживания заказчиков;

случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный лист.

Формирование грузовой единицы

Одним из ключевых параметров для оптимизации процесса, связанного с транспортировкой и последующим складированием является формирование грузовой единицы.

Грузовая единица — элемент сквозного логистического процесса

Грузовая единица — это некото­рое количество грузов, которые по­гружают, транспортируют, выгру­жают и хранят как единую массу.

Можно выделить два основных вида грузовых единиц:

первичная грузовая единица — груз в транспортной таре, например в ящиках, бочках, мешках и т.п.;

укрупненная грузовая единица — грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной таре.

Первичная грузовая единица про­ходит каналы товародвижения, как правило, без переформирования, т.е. ящик из гофрированного картона с конфетами, упакованный на кондитер­ской фабрике, скорее всего, пройдет всех оптовиков и дойдет до магазина нераспечатанным. Укрупненная грузо­вая единица, сформированная из ящи­ков с конфетами на этой же фабрике, на какой-либо стадии товародвиже­ния, скорее всего, будет расформиро­вана, возможно, при подборе ассорти­мента у первого же оптовика.

Расформирование грузовой еди­ницы ведет к дополнительным из­держкам. Поскольку вероятность расформирования прямо пропорцио­нальна ее размерам, то очевидно, что сокращение размеров снижает из­держки данного вида (функция F1 рис. 8.27).

 
  Реализация за предшествующий период - student2.ru

С другой стороны, известно, что расходы, связанные с погрузкой, раз­грузкой и транспортировкой грузовой единицы, обратно пропорциональны ее массе и, соответственно, размеру (функция F2 рис. 8.27). Таким образом, при выборе размеров грузовой еди­ницы необходим поиск компромисса.

Задача выбора размера грузовой единицы может решаться как на уров­не склада отдельного предприятия, так и при формировании сквозной ло­гистической цепи. При этом следует принимать во внимание тенденцию укрупнения грузовых единиц в пере­возках.

Наши рекомендации