Искусство митинговой речи
Публичная агитационная речь в современной политической сфере связана, прежде всего, с речью на митинге (митинговой речью).
В.В. Виноградов писал, что ораторская речь – одновременно и литературное произведение, и сценическое представление, ... - особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке гражданского «действа». Этот драматический монолог как «действо» в сравнительно короткой речи (она длится в среднем 10-15 мин.) и должен совершить оратор на митинге.
Главная цель любого выступления на митинге – помочь его участникам осознать и укрепить свое единство в том, что касается повода сбора митингующих, а также осознать свою силу в единстве. Это может быть протест против чего-то (как правило, конкретного решения властей) или поддержка чего-то (тех же решений). Это может быть митинг солидарности или памяти, скорби.
Сама форма митинга предполагает, что его участники, как правило, очень многочисленны (от нескольких сот до десятков тысяч) и находятся в определенном эмоциональном состоянии, вызванном поводом, по которому все пришли на митинг.
При массовом общении участник митинга подвергается одновременному воздействию двух эмоциональных факторов: эмоционального состояния выступающих и возбуждения окружающих. Если эти факторы сливаются, это усиливает воздействие речи, если идут параллельно – возбуждение участников снижается. Если они противоречат друг другу по направленности – обращаются против оратора.
Все эти особенности митинга определяют выбор выступающих, речевую задачу каждого и содержание его речи.
На митинге должны выступать только те, кто не может не выступить, не может промолчать в данной ситуации, то есть только те, кто по каким-либо причинам имеет право на речь. При этом каждый из выступающих на митинге произносит свою речь не только от себя лично, но и от тех слоев и групп общества, которые он представляет.
Основная речевая задача каждого выступающего - выразить в свое отношение к тому событию, по поводу которого собрался митинг и призвать к какому-либо действию. Главной особенностью митинговой речи при этом является обязательность предельной открытости и заостренности выражения своей позиции по центральному вопросу. Полутона и недомолвки в этой ситуации неприемлемы. По законам жанра в митинговой речи, скорее, приветствуется ее категоричность.
Огромная аудитория, ее эмоциональный накал требуют коротких и емких формул, которые выражали бы основную мысль выступления, разделялись бы всеми участниками митинга, были бы всем слышны, понятны и которые запоминались бы больше, чем остальная речь. Как правило, этими речевыми формулами становятся лозунги и призывы.
Лозунг и призыв очень тесно связаны и, по сути, представляют собой две формы выражения основной идеи митинга или конкретной речи на нем. Различия между ними можно свести к следующим: лозунг – более короткое, сжатое выражение призыва, обращенное ко всем, в отличие от собственно призыва, обращенного к конкретному адресату. Кроме того, призыв подразумевает побуждение совершить какое-то конкретное действие, а лозунг – присоединиться к выраженной в нем позиции.
Лозунги и призывы выполняют несколько функций в митинговой речи: проясняют позицию оратора, повторяя ее в краткой и понятной форме, они легко запоминаются. Их повторение возвращает слушателей к мыслям в нужном оратору направлении, активизирует участников митинга в эмоциональном плане, придает речи связность и энергичность, задает ее ритм и т.д.
Лозунги и призывы тем самым отражают одну из главных особенностей публичной агитационной речи на митинге: она строится на различных видах повтора и на управлении эмоциями митингующих.
В то же время митинговая речь включает в себя все черты любой ораторской речи. Прежде всего – ее диалогичность, устность, повышенную эмоциональность и импровизированность. Диалогичность в этом ряду выступает первой не случайно. Поскольку главной целью митинга является осознание единства и силы собравшихся, все речевые средства, подчеркивающие общность оратора и всех собравшихся, становятся содержательными компонентами речи. Отсюда и повышенная эмоциональность как средство эмоционально-психологического «заражения» аудитории своими идеями, и обязательная устность выступления, которая усиливает контакт между митингующими (нет коммуникативного барьера в виде листочков) и убедительность речи (раз человек говорит свое, а не читает, - значит, и вправду так думает). Отсюда – и необходимость откликаться на любые изменения в ситуации, на речи других ораторов, и как следствие, - элементы импровизации в речи.
Итак, митинговая речь – это короткое яркое очень эмоциональное выступление, основанное на разнообразных повторах.
Непродолжительность выступления на митинге определяется, во-первых, ограниченным терпением слушателей при большом числе желающих выступить; во-вторых, большими энергозатратами и напряжением голоса выступающих, вынужденных, как правило, перекрывать голосом шум улицы и митингующих. Соответственно, в коротком выступлении возрастает значимость всех компонентов митинговой речи, начиная от яркого сплачивающего обращения, до концовки – призывов поддержать, протестовать, и т.д.
В основе словесного оформления митинговой речи лежит публицистический стиль, сочетающий задачи сообщения и воздействия. Для публицистического стиля характерны общественно-политическая лексика, метафоры с оценочным значением, фразеологизмы, средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи, то есть все то, что позволяет сделать речь более насыщенной, оригинальной, легко воспринимающейся, эмоциональной.
Оратору очень важно в своей речи не только выразить свои эмоции, но и «заразить» ими всех участников митинга, поэтому для митинговой речи выбираются яркие однозначные эмоции, которые могут всех объединить. Это прежде всего гордость, благодарность, восхищение и т.д. В то же время замечено, что сила эмоций возрастает, если они соседствуют с противоположными чувствами: негодованием, гневом, возмущением. Опытные ораторы строят свою речь так, чтобы в них были разнообразные эмоции, чередуя части выступления, стимулирующие те или иные эмоциональные реакции.
Особая роль в этом принадлежит интонации. Если в обычном высказывании с помощью интонации передается до 40 % информации, то в митинговой речи, в которой не всегда удается разобрать все слова из-за шума митингующих или погодных помех, главное, что воспринимается – это интонация.
Интонация митинговой речи должна быть явной, яркой и разнообразной, насыщенной эмоционально-напряженными обращениями, вопросами и призывами. Кроме того, интонация выступающего должна передавать его убежденность в своей правоте и силу отстоять эти убеждения.
Тема № 7