V. Соотношение актуального и синтаксического членения

Рекомендуемая литература:

1. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке / А.К. Федоров. – Москва, 1970.

2. Ковтунова, И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения / И.И. Ковтунова. – Москва, 1976.

3. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. – Москва, 1982.

4. Золотова, Г.А., Онищенко, Н.К., Сидорова, М.Н. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Онищенко Н.К., М.Н. Сидорова. – 2-е изд. – Москва, 2004.

I

Понятие АЧП

АЧП[1] является объектом изучения коммуникативного синтаксиса. Коммуникативный синтаксис изучает предложение как средство общения (коммуникации). Предложение, рассматриваемое с его коммуникативной стороны, принято называть высказыванием.

АЧП – это смысловое членение высказывания в процессе общения и сообщения, в условиях контекста или ситуации речи.

Одно и то же предложение может приобретать разный смысл в зависимости от коммуникативной установки говорящего.

Цель АЧП – выделить главную, существенную информацию, т.е. актуальную, ту, ради которой и организуется предложение.

Сравним предложения:

Марина / учится в университете. (Чем вообще занимается Марина?)

Марина учится / в университете. (Где учится Марина?)

В университете учится / Марина. (Кто учится в университете?)

В университете Марина / учится. (Что Марина делает в университете?)

Все предложения одинаковы с точки зрения синтаксической структуры, в первых двух даже одинаковый порядок слов, но все они имеют разные интонационные рисунки, разные смысловые центры, несут разную смысловую нагрузку. Каждое предложение отчетливо делится на две части.

Первая часть представляет собой исходный пункт высказывания. Предполагается, что он известен (можем угадываться, предопределятся ситуацией или контекстом).

Вторая часть сообщает нечто о первой и заключает в себе главную коммуникативную цель высказывания. Обычно содержит новую информацию, неизвестную слушателю.

Исходную часть высказывания называют темой (Т). Вторую часть называют ремой (Р).[2]

Для определения состава Т и Р служит вопрос, поставленный к данному высказыванию. Та часть заключённой в высказывании информации, которая содержится в вопросе, относится к теме, а часть информации, непосредственно отвечающая на вопросительное слово – к реме.

При наличии нескольких тем АЧП может носить ступенчатый характер. Это значит, что первая тема относится к остальной части предложения как к реме, рема же в свою очередь делится на вторую тему и рему и т.д. до последней ремы.

Например:

Картину же свою из средневековой жизни он // продолжал (Л.Толстой).

Идеи / он // любит – они ему по росту, но к людям он // равнодушен (И.Эренбург).[3]

Если из двух тем обе обозначают данное, то первой темой становится та, которой придаётся большая коммуникативная значимость.

В качестве второй темы обычно выступает обозначение известного из контекста лица или предмета, чаще всего – имя собственное или личное местоимение. Оно с композиционной точки зрения наименее значимо и интонационно не выделяется.

II

История вопроса

Такое явление, как смысловое деление высказывания на две части, было замечено давно, но относили его первоначально не к языку, а к логике или психологии говорящего. Например, известный немецкий учёный XIX века Г. фон дер Габеленц говорил о сочетании представлений, последовательно возникающих в сознании говорящего. Аналогичным образом рассматривал это явление немецкий лингвист XIX в. Г. Пауль. Наиболее важным компонентом предложения он считал «психологическое сказуемое», на которое падает самое сильное ударение.

Анализируя предложение Карл едет завтра в Берлин, Г. Пауль отмечал, что каждый из четырёх членов предложения может стать психологическим сказуемым. Четыре возможных варианта предложения соответствуют четырём вопросам.

Эта проблема под разными углами зрения рассматривалась в трудах русских учёных: Ф.Ф. Фортунатова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова. (Они использовали применительно к частям высказывания термины «психологический субъект» и «психологический предикат».) Ряд интересных соображений, близких к теории АЧП, высказал А.М. Пешковский.

Однако учёные подходили к трактовке этого вопроса в большей мере с точки зрения психологической, при этом исключался вопрос о поисках языковых средств выражения «психологического субъекта» и «психологического предиката».

Учение об АЧП (и сам термин) появилось в 20-30 годы XX века. Связывается оно с именем чешского лингвиста Вилема Матезиуса (1882 – 1945). Именно В. Матезиус подчеркнул принадлежность проблематики АЧ к лингвистике. Он тесно связал АЧ с главным средством его выражения – с порядком слов и сформулировал дальнейшую (именно лингвистическую)задачу: показать соотношение формального и актуального членения предложения.

После трудов В. Матезиуса учение об АЧ получило дальнейшее распространение в чешской лингвистике и в лингвистике других стран.

Первое обстоятельное исследование АЧ в русском языке было предпринято И.П. Распоповым. Он выделил важнейшие типы соотношения между основой высказывания и предицируемой частью (он применял именно такие термины) и рассмотрел способы оформления АЧ.

Чешский лингвист П. Адамец в 1966г. впервые описал основные варианты словорасположения в русском языке («Порядок слов в современном языке»).

В 1976 году вышла книга И.И. Ковтуновой «Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения», где излагаются теоретические вопросы АЧ и даётся описание синтаксической и стилистической системы словорасположения в современном русском языке.

Теория АЧП отражается во многих учебных пособиях.

III

Средства АЧП

Основные средства АЧ – это порядок слов и интонация. Они взаимосвязаны и действуют одновременно. Варианты АЧ часто различаются порядком слов (см. пример).

При разном порядке слов смысл предложения, его композиционное назначение оказывается различным. Таким образом, порядок слов в русском языке не свободен, он служит для выражения АЧП.

Отношение порядка слов к АЧ – это отношение формы и функции.

Между порядком слов и АЧ не всегда существует однозначное соответствие. Иногда одно и то же АЧ может быть выражено двумя вариантами порядка слов:

Марина / учится в университете и Марина / в университете учится

Марина учится / в университете и Учится Марина / в университете

А при одном и том же порядке слов возможны два варианта АЧ:

Марина / учится в университете и Марина учится / в университете

Если нет различий в порядке слов – на помощь приходит интонация.

Она способствует разграничению Т и Р, выделению Р как смыслового центра.

Вообще Т и Р имеют свои интонационные показатели.

Тема в начальном предложении выделяется повышением тона.

Рема, расположенная в конце, выделяется фразовым ударением, которое сочетается в повествовательных предложениях с понижением тона.

Перелом тона создаёт впечатление после паузы после ремы. Возможна и реальная пауза.

Фразовое ударение создаёт интонационный центр высказывания. Оно сосредоточено на теме как на главной композиторской части высказывания.

Различается нейтральная и экспрессивная интонация. Для нейтральной характерно повышение тона в начале высказывания и понижение его к концу высказывания на месте фразового или логического ударения. Экспрессивнаяинтонация характеризуется выделением ремы путем усиления логико-эмфатического ударения:

Пикник будет в / в воскресенье.

Пикник будет в / в воскресенье.

Чем обусловливается порядок слов в высказывании, местоположение темы и ремы?

Нейтральная повествовательная речь логически строится по принципу «от известного – к неизвестному». Это обеспечивает закономерное расположение темы, которая сообщает обычно известную уже информацию, в начале предложения и ремы, сообщающей новое, после темы. Такой порядок слов называется прямым (или объективным). Высказывания с прямым порядком расположения компонентов актуального членения называется нейтральным.

Для нейтрально расчлененных высказываний характерны два основных интонационных показателя – повышение тона на теме и фразовое (или логическое) ударение на реме – и два вспомогательных: пауза (реальная или кажущаяся) между синтагмой-темой и синтагмой-ремой и замедленный темп произношения слова-ремы с логическим или фразовым ударением:

Ужинать накрыли / на террасе.

Сад у Шелестовых / был большой.

Кончался наш разговор / всегда одинаково.

Если говорящий стремится максимально выделить рему, то, помимо экспрессивной интонации, он изменяет прямой порядок слов, то есть выносит рему вперед.

Порядок, когда рема предшествует теме, называется обратным (субъективным) или инверсией темы и ремы. Высказывания с обратным расположением компонентов актуального членения приобретают семантическую и интонационную выразительность и называются экспрессивными:

Спокойствие царствовало / вокруг нашей крепости.

(Ср.: Вокруг нашей крепости / царствовало спокойствие.)

Один я / в тишине ночной.

(Ср.: В ночной тишине / я один.)

Речь распадается на ритмические такты (синтагмы). Ритмические такты обычно совпадает с дыхательной группой – отрезком речи, произносимым одним напором воздуха (выдыхаемого) без пауз.

Ритмические такты представляет собой, как правило, синтаксическое единство (словосочетания, сочетание подлежащего и сказуемого и др.)

В одном из речевых тактов в предложении ударение сильнее, чем в других. Наиболее сильное ударение скрепляет предложение как синтаксическую единицу и называется фразовым ударением.

IV

Наши рекомендации