По использованию ЭСО в образовательном процессе
Краткий конспект лекций
Скачать
1. I. Классификация электронных средств обучения
Высокотехнологичная среда учреждения образования включает:
- компьютерную технику (компьютерные классы, персональные рабочие места для учащихся, электронные средства обучения);
- единое информационно образовательное пространство, как учреждения образования так и в целом мировое;
- современные технические средства, предназначенные для организации учебного предмета по всем предметам школьной программы;
- использование систем дистанционного обучения с учетом специфики системы образования.
Современные технические средства, необходимые для осуществления качественного учебного процесса:
- компьютерные классы;
- мобильные мультимедийные комплексы для сопровождения учебно-методических мероприятий;
- цифровая фото и видео техника;
- интерактивные учебные доски;
- электронные средства обучения.
Технологизация образовательного процесса с использованием современных технических средств обучения:
- локальная сеть (проводная и беспроводная);
- высокоскоростной доступ к сети Интернет;
- спутниковая связь;
- школьные медиатеки;
- Интернет-киоски.
Использование презентационных средств:
- проекторы;
- интерактивные доски;
- интерактивные приставки;
- документ-камеры;
- цифровые лаборатории;
- цифровые микроскопы.
Использование цифровых развивающих сред:
- лего-роботы и конструкторы;
- цифровая лаборатория «Архимед».
Организация обучения детей с ограниченными возможностями:
- сенсорные экраны;
- брайлевский принтер;
- брайлевский дисплей.
Классические противоречия традиционного процесса обучения:
- активность преподавателя и пассивность ученика;
- учебная программа рассчитана на среднего ученика;
- недостаток индивидуального подхода к личности ученика;
- информация представлена в абстрактно-логической форме;
- ограниченность во времени и т.д. (Загвязинский В.И.)
Особенности обучения с применением ИТ:
- активная позиция учащегося;
- переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
- интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, словари, энциклопедии) и образовательными сообществами (учителя, консультанты, партнеры);
- информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИТ;
- «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения.
Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).
Эффективность этого процесса зависит от технологии – от искусства, мастерства и умения учителя воздействовать на процесс учения.
Электронное средство обучения – программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса. (Республиканская программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»/постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 265)
Классификация электронных средств обучения:
- Электронное издание – «оцифрованный текст»;
- Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);
- программное средство учебного назначения;
- электронный образовательный ресурс.
Программные средства по функциональному назначению подразделяются:
- диагностические, тестовые программы;
- инструментальные программные средства (ИПС);
- предметно-ориентированные программные среды;
- ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;
- ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;
- управляющие ПС;
- учебные среды программирования;
- ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;
- ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;
- сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;
- игровые ПС.
Программные средств по методическому назначению подразделятся:
- обучающие программные средства;
- программные средства(системы)-тренажеры;
- контролирующие программные средства;
- информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;
- имитационные программные средства;
- моделирующие программные средства;
- демонстрационные программные средства;
- учебно-игровые программные средства;
- досуговые программные средства.
К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:
- отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;
- возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
- неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Возможности использования электронных образовательных ресурсов:
- использование информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах для подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ;
- возможность online коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания;
- создание Web-сайта учебного курса и размещение его во всемирной паутине (дистанционное обучение);
- размещение личных Web-сайтов преподавателей и учащихся, создание и участие в Интернет-проектах.
1. II. Методы и формы компьютерного обучения
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной активности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-этических взглядов и убеждений. (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – с.382 ).
Исходя из этого определения компьютерное обучение следует рассматривать как организацию процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий.
Учитывая то, что обучение в широком понимании–процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.
С появлением компьютера педагогические методики изменяются, т. е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний (линейное построение взаимодействия учитель-ученик), а как процесс управления познавательной деятельностью ученика.
Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможности телекоммуникаций создать определенную образовательную среду, в которой ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека.
Высокотехнологичная образовательная среда: